Школьный музей как ресурс социализации обучающихся
А.А. Тугарин
МБОУ г. Иркутска СОШ №50, Россия
«Школьный музей как ресурс социализации обучающихся»
Патриотизм, чей бы то ни был,
доказывается не словом, а делом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Белинский
Музей в МБОУ г. Иркутска СОШ №50 основан в сентябре 2003 г. Руководителем музея до октября 2011 г. была Солдатова Валентина Дмитриевна, учитель географии высшей квалификационной категории, Ветеран труда, Почетный работник общего образования Российской Федерации. В настоящее время работой музея занимается выпускник школы, боец ВППО «Наследие», студент ВСГАО, старший вожатый Тугарин Алексей Александрович.
В музее оформлены две экспозиции, одна из которых посвящена краеведению, вторая – военно-патриотической тематике.
В рамках программы развития школы «Образовательная сеть как ресурс успешной социализации личности» музей осуществляет сотрудничество со следующими организациями: Совет ветеранов микрорайона и Правобережного округа, городская молодежная общественная организация ВППО «Наследие» (руководитель отряда – Севрюк Валерий Владимирович, директор МБОУ г. Иркутска СОШ №50).
Музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Военно-патриотическая работа музея осуществляется по трем направлениям:
«Ветеран живет рядом» (сотрудничество с ветеранами фронта, тыла и педагогического труда);
«Гордимся, что традиции мы свои не растеряли!» (сотрудничество музея с городской молодежной общественной организацией ВППО «Наследие»);
«Живя настоящим, помним прошлое» (мероприятия, направленные на преобразование культурной среды микрорайона Топкинский).
Привлекает внимание то что, в музее большое количество экспонатов, которые ежегодно, вот уже на протяжении 15 лет, бойцы ВППО «Наследие» привозят из экспедиций с Невского пятачка Ленинградской области, где в годы Великой Отечественной войны проходили ожесточенные бои за Ленинград. В музее хранятся такие реликвии как солдатские медальоны, блокадный хлеб, именные фляжки, подлинная газета от 9 мая 1945 года.
Краеведение - это историческое прошлое Сибири, Иркутска (здесь имеются ценные экспонаты: зуб шерстистокого носорога, осколки посуды первобытных людей, орудия труда и охоты, «Папка к докладу» вице-губернатора, учебник географии XIX века, кандалы и многое другое).
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования.
Он становится поисково-творческой лабораторией школьников, результатом совместного коллективного труда обучающихся и учителей, который широко используется в учебно-воспитательном процессе школы. Школьный музей является местом научно-педагогической обработки материалов, которые собирают ребята, местом создания дидактических пособий по ряду предметов школьной программы.
Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом.
Основными принципами работы школьного музея являются:
1. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.
2. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска.
3.Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы: музейные уроки, школьные лекций, семинары, научно-практические конференции, поисковая и проектная деятельность, шефская помощь.
4. Самостоятельность, творческая инициатива учеников, выступающая важнейшим фактором в развитии и жизни музея.
5. Помощь руководителю музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
6. Связь с социумом: с общественностью, с ветеранами фронта, тыла и педагогического труда.
Работа музея тесно связано со школьным самоуправлением. Связь осуществляется через «Министерство поиск», главными функциями которого является: работа учеников в музее, проведение уроков мужества и встреч с ветеранами, экскурсии по местам боевой славы, научно - поисковая работа, проведение акции «Ветеран живет рядом», возложение цветов у Вечного огня славы.
Музей оснащен телевизором, видеоприставкой, фотоаппаратом, имеется видеотека, большое количество литературы по Великой Отечественной войне и краеведению. Все это используется во время бесед и лекций. В музее работает лекторская группа, которая состоит из обучающихся старших классов.
В музее оформляется Книга почета обучающихся, в которую вносятся имена ребят, закончивших школу с медалью или защитивших честь школы на городском, областном, всероссийском, международном уровне.
Президиум Совета ветеранов Правобережного округа от 18 сентября 2008 года постановил:
Отметить положительную работу первичной организации ветеранов ВОВ Топкинский микрорайона.
По итогам смотра-конкурса музей школы №50 признан в округе лучшим.
Рекомендовать распространять положительный опыт совместной работы первичной организации Совета ветеранов с педагогическим коллективом школы №50. По проблеме патриотического воспитания и деятельности ВППО «Наследие» на базе МБОУ СОШ №50 проведено выездное заседание коллегии департамента образования г. Иркутска 18 03.2010г. В 2010-2011 учебном году музей МБОУ г. Иркутска СОШ №50 был отмечен дипломом 2 степени на городском конкурсе школьных музеев. В 2011 – 2012 учебном году музей стал победителем областного смотра-конкурса виртуального представления музеев образовательных учреждений Иркутской области с проектом «В память о павших, во славу живых». В 2012-2013 учебном году – III место в городском конкурсе «Лучший школьный музей». В мае 2013 года проходил областной смотр-конкурс музеев, в котором наш музей стал победителем.
Музей и поисковый отряд «Наследие» ведет тесную связь со средствами массовой информации.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
15