Викторина по литературе на тему: Памятники литературным героям (5 класс)

Урок-викторина
««Памятники литературным героям»
Цели урока:
образовательная: расширить представление о памятниках литературным героям, углубить знания учащихся;
развивающая: формировать умение быстро отвечать на поставленные вопросы и доказывать свой ответ, ориентироваться в необычных ситуациях;
воспитательная: воспитывать познавательную активность в учащихся, прививать интерес к литературе.

Оборудование: презентация, проектор, экран, ноутбук

Ход урока.
1.Орг. момент
2. Вступительное слово учителя.
Скульптура – очень древний вид искусства. (слайд №2)
Учёные – археологи нашли в пещерах древних людей каменные фигурки, изображающие животных и людей, которым несколько десятков тысяч лет.
Скульптура всегда была в почёте и посвящалась богам, земным правителям и полководцам, великим людям и историческим событиям.
Скульптуру можно лепить из глины или высекать из камня.
А можно резать по дереву, отливать из металла или гипса.
Можно даже скульптуры создавать из песка и бумаги.

Во всем мире тысячи монументов в честь своих великих граждан, исторических событий украшают площади, сады, скверы. Но есть совершенно необычные памятники героям, которые существовали порой лишь в воображении писателя, художника, а стали добрыми друзьями миллионов людей. Это памятники литературным героям. Полюбившихся героев книг увековечивают в мраморе, бронзе или дереве во всех странах мира. (слайд №3)

Отрывок 1.(слайд №4)
Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, От медведя ушел, От тебя, лисы, нехитро уйти! («КОЛОБОК»)

Как сообщает ульяновский блоггер dimanets, возле гостиницы "Сказка" на улице Урицкого в Ульяновске установлен памятник Колобку.
Он выполнен в шутливой манере: на нём, подобно сказочному камню, предсказывавшего судьбу русским богатырям, тоже есть "пророческие" надписи:
Руку мою пожмёшь - верного друга найдёшь;
Щёку мою потрёшь - любовь обретёшь;
А монетку оставишь - богатым станешь!
Наш город, хоть и зовётся родиной колобка, не первый, в котором установлен памятник этому сказочному персонажу: подобные скульптуры уже есть в Днепропетровске, Донецке, Набережных Челнах, Анапе.
Отрывок 2. (слайд №7,8)
После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой сделалось озеро, махнула правой и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались. А старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми руками гостей забрызгали, махнули правыми кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их с позором.
(«Царевна-лягушка»)

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.
Во дворе дома №2 Открытого шоссе (Москва) раскинулся сквер с персонажами из басен Крылова

Отрывок 3. (слайд №11)
Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. («Ворона и лисица»)


Отрывок 4. (слайд №12)
На Щуку подан в суд донос, Что от нее житья в пруде не стало; Улик представлен целый воз, И виноватую, как надлежало, На суд в большой лохани принесли. Судьи невдалеке сбирались; На ближнем их лугу пасли; Однако ж имена в архиве их остались: То были два Осла, Две Клячи старые, да два иль три Козла; Для должного ж в порядке дел надзора Им придана была Лиса за Прокурора. («Щука»)


Отрывок 5. (слайд №13)
"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, - Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут". Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)
Отрывок 6. (слайд №14)
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой
Из поэмы «Руслан и Людмила»
Отрывок 7. (слайд №18)
Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, Пришел невод с одною тиной.
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

Отрывок 8. (слайд №21)
«На полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его [кузнеца Вакулы] и глаза невольно устремились на эти кушанья. «Посмотрим, говорил он сам себе, как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану».
Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот; поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.
«Вишь, какое диво!» подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тот же час заметил, что вареник лезет и к нему в рот и уже вымазал губы сметаною. Оттолкнувши вареник и вытерши губы, кузнец начал размышлять о том, какие чудеса бывают на свете и до каких мудростей доводит человека нечистая сила»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Отрывок 9. (слайд №24)
Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. 
(«МУМУ»)


Отрывок 10. (слайд №27)
Молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой  блуждает по улице и пытается найти своего хозяина. Её хозяин  столяр Лука Александрович, исчез, и животное не может напасть на его след.
«Каштанка»

Отрывок 11. (слайд №29)
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом его сын.
«Толстый и тонкий»


Отрывок 12. (слайд №30)
Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.
«Медной горы Хозяйка»

Отрывок 13. (слайд №35)
Увы, он один спасся, свидетельством чему выброшенные на берег три шляпы, фуражка и два непарных башмака. На смену исступлённой радости приходят скорбь по погибшим товарищам, муки голода и холода и страх перед дикими зверями. Первую ночь он проводит на дереве.
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Отрывок 14. (слайд №36)
В город возвращается Бекки. Тэтчеры устраивают загородный пикник для всех детей Сент-Питерсберга. Повеселившись и вкусно пообедав, дети решают осмотреть пещеру Мак-Дугала, бесконечный «лабиринт извилистых, перекрещивающихся между собой коридоров». Шумная компания допоздна осматривает исследованную часть пещеры. Затем дети садятся на пароход и возвращаются в город. 
«Приключения Тома Сойера»



Отрывок 15. (слайд №37)
Царь морской давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха мать, женщина умная, только больно уж гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых двенадцать устриц, тогда как прочим вельможам полагалось только шесть. В остальном же она заслуживала всяческой похвалы, особенно потому, что души не чаяла в своих маленьких внучках принцессах. Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у нее, как, впрочем, и у остальных, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб.
«Русалочка»

Отрывок 16. (слайд №39)
 - Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не из тех, что зреют у вас на полях и родятся птице на корм. Возьми-ка его да посади в цветочный горшок. Увидишь, что будет.
«Дюймовочка»


Итоги урока. Домашнее задание.
- Заканчивается наша викторина. Ещё осталось много памятников литературным героям, о которых мы сегодня не поговорили.
А ещё больше осталось книжных персонажей, которые ждут от благодарных читателей замечательных памятников.
- Попробуйте сами продумать проект памятника литературным героям.
- Кому из литературных героев вы бы поставили памятник, и как бы он выглядел?
Ваш ответ постройте по плану:
1) Кто твой герой?
2) Что ты знаешь о нем?
3) Из какой он книги?
4) Где бы ты поставил ему памятник?
5) Какие слова ты занес бы на постамент?