Викторина по литературе на тему: Памятники литературным героям (5 класс)
Урок-викторина
««Памятники литературным героям»
Цели урока:
образовательная: расширить представление о памятниках литературным героям, углубить знания учащихся;
развивающая: формировать умение быстро отвечать на поставленные вопросы и доказывать свой ответ, ориентироваться в необычных ситуациях;
воспитательная: воспитывать познавательную активность в учащихся, прививать интерес к литературе.
Оборудование: презентация, проектор, экран, ноутбук
Ход урока.
1.Орг. момент
2. Вступительное слово учителя.
Скульптура – очень древний вид искусства. (слайд №2)
Учёные – археологи нашли в пещерах древних людей каменные фигурки, изображающие животных и людей, которым несколько десятков тысяч лет.
Скульптура всегда была в почёте и посвящалась богам, земным правителям и полководцам, великим людям и историческим событиям.
Скульптуру можно лепить из глины или высекать из камня.
А можно резать по дереву, отливать из металла или гипса.
Можно даже скульптуры создавать из песка и бумаги.
Во всем мире тысячи монументов в честь своих великих граждан, исторических событий украшают площади, сады, скверы.Но есть совершенно необычные памятники героям, которые существовали порой лишь в воображении писателя, художника, а стали добрыми друзьями миллионов людей. Это памятники литературным героям. Полюбившихся героев книг увековечивают в мраморе, бронзе или дереве во всех странах мира. (слайд №3)
Отрывок 1.(слайд №4)
Я по коробу скребен,По сусеку метен,На сметане мешонДа в масле пряжон,На окошке стужон.Я от дедушки ушел,Я от бабушки ушел,Я от зайца ушел,Я от волка ушел,От медведя ушел,От тебя, лисы, нехитро уйти! («КОЛОБОК»)
Как сообщает ульяновский блоггер dimanets, возле гостиницы "Сказка" на улице Урицкого в Ульяновске установлен памятник Колобку.
Он выполнен в шутливой манере: на нём, подобно сказочному камню, предсказывавшего судьбу русским богатырям, тоже есть "пророческие" надписи:
Руку мою пожмёшь - верного друга найдёшь;
Щёку мою потрёшь - любовь обретёшь;
А монетку оставишь - богатым станешь!
Наш город, хоть и зовётся родиной колобка, не первый, в котором установлен памятник этому сказочному персонажу: подобные скульптуры уже есть в Днепропетровске, Донецке, Набережных Челнах, Анапе.
Отрывок 2. (слайд №7,8)
После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой сделалось озеро, махнула правой и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались. А старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми руками гостей забрызгали, махнули правыми кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их с позором.
(«Царевна-лягушка»)
Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.
Во дворе дома №2 Открытого шоссе (Москва) раскинулся сквер с персонажами из басен Крылова
Отрывок 3. (слайд №11)
Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.Вороне где-то бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала. («Ворона и лисица»)
Отрывок 4. (слайд №12)
На Щуку подан в суд донос,Что от нее житья в пруде не стало;Улик представлен целый воз,И виноватую, как надлежало,На суд в большой лохани принесли.Судьи невдалеке сбирались;На ближнем их лугу пасли;Однако ж имена в архиве их остались:То были два Осла,Две Клячи старые, да два иль три Козла;Для должного ж в порядке дел надзораИм придана была Лиса за Прокурора. («Щука»)
Отрывок 5. (слайд №13)
"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -Когда бы вверх могла поднять ты рыло,Тебе бы видно было,Что эти желуди на мне растут".Невежда так же в ослепленьеБранит науку и ученьеИ все ученые труды,Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)
Отрывок 6. (слайд №14)
У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом;Идёт направо - песнь заводит,Налево - сказку говорит.Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой
Из поэмы «Руслан и Людмила»
Отрывок 7. (слайд №18)
Жил старик со своею старухойУ самого синего моря;Они жили в ветхой землянкеРовно тридцать лет и три года.Старик ловил неводом рыбу,Старуха пряла свою пряжу.Раз он в море закинул невод, Пришел невод с одною тиной.
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
Отрывок 8. (слайд №21)
«На полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его [кузнеца Вакулы] и глаза невольно устремились на эти кушанья. «Посмотрим, говорил он сам себе, как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану».
Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот; поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.
«Вишь, какое диво!» подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тот же час заметил, что вареник лезет и к нему в рот и уже вымазал губы сметаною. Оттолкнувши вареник и вытерши губы, кузнец начал размышлять о том, какие чудеса бывают на свете и до каких мудростей доводит человека нечистая сила»
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Отрывок 9. (слайд №24)
Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.
(«МУМУ»)
Отрывок 10. (слайд №27)
Молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой блуждает по улице и пытается найти своего хозяина. Её хозяин столяр Лука Александрович, исчез, и животное не может напасть на его след.
«Каштанка»
Отрывок 11. (слайд №29)
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом его сын.
«Толстый и тонкий»
Отрывок 12. (слайд №30)
Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.
«Медной горы Хозяйка»
Отрывок 13. (слайд №35)
Увы, он один спасся, свидетельством чему выброшенные на берег три шляпы, фуражка и два непарных башмака. На смену исступлённой радости приходят скорбь по погибшим товарищам, муки голода и холода и страх перед дикими зверями. Первую ночь он проводит на дереве.
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Отрывок 14. (слайд №36)
В город возвращается Бекки. Тэтчеры устраивают загородный пикник для всех детей Сент-Питерсберга. Повеселившись и вкусно пообедав, дети решают осмотреть пещеру Мак-Дугала, бесконечный «лабиринт извилистых, перекрещивающихся между собой коридоров». Шумная компания допоздна осматривает исследованную часть пещеры. Затем дети садятся на пароход и возвращаются в город.
«Приключения Тома Сойера»
Отрывок 15. (слайд №37)
Царь морской давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха мать, женщина умная, только больно уж гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых двенадцать устриц, тогда как прочим вельможам полагалось только шесть. В остальном же она заслуживала всяческой похвалы, особенно потому, что души не чаяла в своих маленьких внучках принцессах. Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у нее, как, впрочем, и у остальных, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб.
«Русалочка»
Отрывок 16. (слайд №39)
- Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не из тех, что зреют у вас на полях и родятся птице на корм. Возьми-ка его да посади в цветочный горшок. Увидишь, что будет.
«Дюймовочка»
Итоги урока. Домашнее задание.
- Заканчивается наша викторина. Ещё осталось много памятников литературным героям, о которых мы сегодня не поговорили.
А ещё больше осталось книжных персонажей, которые ждут от благодарных читателей замечательных памятников.
- Попробуйте сами продумать проект памятника литературным героям.
- Кому из литературных героев вы бы поставили памятник, и как бы он выглядел?
Ваш ответ постройте по плану:
1) Кто твой герой?
2) Что ты знаешь о нем?
3) Из какой он книги?
4) Где бы ты поставил ему памятник?
5) Какие слова ты занес бы на постамент?