Развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ через проектную деятельность


Государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области « Коррекционная школа – интернат» ( ГБОУ НСО « КШИ» )

Доклад
« Развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ через проектную деятельность»
Выполнила: Мазилова Н.С.
Воспитатель первой квалификационной
Категории.
Важным аспектом реформирования школьного образования на современном этапе является его нацеленность на развитие таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить, находить решения и проявлять готовность к обучению в течение всей жизни. В этом контексте значительная роль придаётся методу проектной деятельности как средству реализации индивидуального развития личности. Метод проектной деятельности предполагает такое взаимодействие обучающихся в группе, в процессе которого они проявляют не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение задач, оказывают помощь друг другу, отвечая за успехи партнёра по работе над проектом.
Участие в проектной деятельности даёт возможность выразить свои собственные идеи, проявить творческие способности в удобной для них форме. Проекты помогают освоить навыки:
- работы с информацией;
- принятия самостоятельных, аргументированных позиций в выборе пути решения проблемы;
- работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Новый стандарт образования предусматривает различного рода творческие занятия во внеурочное время. Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов. Введение проектной деятельности важно и актуально в наши дни. К сожалению, современное образование, как правило, развивает в детях со слуховой депривацией только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная важная сторона – развитие творческих способностей обучающихся – отдаются воле случая и у большинства детей остаются на низком уровне. И это несмотря на то, что у каждого ребенка заложена потребность в творчестве, как утверждает Б.П. Никитин.
Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта глухими детьми значительно затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и серьезных волевых усилий.
Память детей данной категории, как логическая, так и механическая, находится на низком уровне. Однако описаны случаи преобладающей механической памяти. Это так называемая частичная память на события, места, числа и т.п.Принимая во внимание особенности развития детей с нарушением слуха, мы не можем использовать в работе проекты, предназначенные для старшей школы. Нам больше подойдут проекты для дошкольников и начальной школы.
В настоящее время большая ответственность ложится на педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ ). Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности –любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.
Проект с латинского - это «брошенный вперёд», «бросающийся в глаза». Чтобы добиться успехов в этой деятельности, ребёнку необходимо добыть знания и с их помощью проделать конкретную работу. Главная проблема - у наших воспитанников с ОВЗ это отсутствие навыков поисковой деятельности, а совместная работа воспитателя и обучающихся решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного инновационного педагога определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Воспитатель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Он становится педагогом-помощником детям, помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов. Используя проектную технологию в своей внеурочной деятельности, дети наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных задач - от постановки проблемы до представления конечного результата.
Цели проектной деятельности:
- воспитывать гражданскую позицию обучающихся;
- способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;
- формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков обучающихся;
- развивать значимые личностные качества ;- развивать моторику;
- воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость.
Задачи проектной деятельности:
•формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
•вооружение детей методами научного познания;
•ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;
•развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе.
Структура проектной деятельности стоит из трех основных этапов:
1 этап – подготовительный.
2 этап – технологический.
3 этап – заключительный.
Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как и ребенок, так и педагог; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает из книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников и, конечно же, интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотеке во внеурочное время. Также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для воспитателя в этой деятельности - увлечь обучающихся , показать им важность и значимость их деятельности, вселить уверенность в себя и свои силы.
Существуют различные виды исследования, которые могут классифицироваться по следующим принципам:
•по количеству детей;
•по времени проведения проекта;
•по месту проведения;
•по теме.
На втором этапе (технологическом). Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.
На третьем этапе (заключительном) обучающимися оформляется работа и происходит защита проекта в форме выставки проектов или изделий, которые дети создали. Такая выставка обычно сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о своем изделии, о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта.
Традиционно результаты проектной деятельности обучающихся оформляются в форме альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома, презентации, ролика и т.п. Требования, предъявляемые к проекту, достаточно просты. Главный принцип: «исходи из ребенка». Все темы должны быть посильными пониманию детей. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Проекты старших воспитанников сложнее. Существующие типы проектов:
исследовательские;
информационные;
творческие;
игровые;
практические.
По количеству участников проекты могут быть:
личностные;
парные;
групповые.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочные;
средней продолжительности;
долгосрочные.
На внеклассных занятиях удобно использовать проектную деятельность, которая позволяет формировать базовые компетентности детей с ОВЗ (здоровьесбережения, гражданственности, информационно-познавательная, социального взаимодействия человека  и   социальной сферы, сотрудничества и общения, трудовая). Применение этой технологии даёт возможность обучающимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У воспитанников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Информационно-методическое обеспечение проектного обучения включает учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной деятельности, конструкторской и технической документации, выставки лучших изделий.
Воспитанники учатся работать с информацией, систематизировать материал, демонстрировать результаты своей деятельности. Включение элементов метода проектов в воспитательный процесс даёт возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развивать мотивационную сферу обучающихся. Специфика исследовательской работы в школе для детей с нарушением слуха в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли воспитателя. Главное для воспитателя – увлечь детей, вселить уверенность в своих силах.
И от того, как воспитатель выполнит свою роль на всех этапах – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль воспитателя велика, поскольку обучаюшимся с нарушением слуха не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать воспитатель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Особое внимание требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где обучающиеся докладывают о проделанной ими работе.Дети с нарушением слуха особенные, поэтому цели, задачи, организационные формы, предполагаемые результаты нужно адаптировать, исходя из особенностей воспитанников.
Темы проектов должны основываться сначала на воспроизведении ближайшего окружения детей с нарушением слуха (семья, дом, друзья, изученный материал). Лишь после этого постепенно тематика расширяется до воспроизведения общественной жизни (город, страна, космос и т.д.).
В нашей школе с 2013 года в рамках школьного методического объединения воспитатели проводят мероприятия, в которых обучающиеся пробуют свои силы в составлении и реализации проектов. В 2013 году общешкольная тема объединения воспитателей была « В союзе с природой». Эта большая тема была разбита на несколько,у каждого класса своя, в зависимости от возраста детей. У нашего класса была тема: «Животные нашего края» дети должны были собрать информацию, обработать её, написать небольшие доклады, найти или сделать фотографии, а затем оформить всё это в презентацию. В 2014 году тема « Русское народное творчество», где наше занятие было посвящено обрядам и гаданиям. В 2015 году «Моя малая Родина» занятие посвящено родному краю и экологии.На первом этапе работы мы выбрали тему «Экология микрорайона Южный», стали собирать информацию в газетах, в « Новостях», делать фотографии. Узнавать значение новых слов. На втором этапе мы обсуждали, как лучше донести нашу информацию до остальных обучающихся. Ребята решили на каникулах узнать ситуацию у себя дома и приготовить небольшие доклады и презентации, что и было сделано с помощью родителей. На третьем этапе мы собрали всю полученную информацию в общую презентацию и провели общешкольное занятие, где ребята зачитали свои доклады и показали проделанную работу. Все обучающиеся согласились с нашим девизом: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».2016 год - «В мире профессий» занятие посвящено профориентации, так как не за горами выбор профессии. Наше занятие было посвящено профессиям старины, так как, не зная прошлого, не научишься ценить настоящего и будущего. На всех занятиях ребята узнавали много нового, интересные факты, незнакомые слова. Приходилось часто посещать библиотеку не только у нас в городе, но и по месту жительства, пользовались интернетом. Всё это помогает развивать речь, а так - же ребята учатся свободно общаться и чувствовать себя уверенно перед аудиторией. С результатом нашей работы можно ознакомиться у Зыряновой Марины Васильевны, весь материал оформлен в книги. Метод проектной деятельности можно и нужно использовать в работе с обучающимися с нарушением слуха. Этот метод особенно продуктивен в работе по формированию творческого потенциала у детей с ОВЗ.
Особая педагогическая значимость проектного метода:
- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка с нарушением слуха;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
- проектирование позволяет решать задачи коррекционно-развивающего процесса, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.