Профессиональное самообразование педагога. Использование проектной методики на уроках английского языка.


Профессиональное самообразование педагога.
Использование проектной методики на уроках английского языка.
«Свои способности учащийся развивает сам, а главным «инструментом» является именно познавательная деятельность. Дело же педагога, воспитателя, родителей — создавать для этого определенные условия»
Лернер Переход российского образования на новые федеральные образовательные стандарты влечёт за собой изменение образовательной парадигмы, решение ключевых задач образования, заключающихся в обновлении его содержания и методов обучения, и достижение на этой основе нового качества его результатов. Осуществление этих масштабных, инновационных изменений требует от педагогов постоянного профессионального самосовершенствования. Утверждение К. Д. Ушинского о том, что учитель живёт до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. В связи с этим возникает постоянная необходимость совершенствования системы и практики преподавания иностранного языка.
Иностранный язык, как учебный предмет, требует от преподавателя создания условий культурного и личностного становления обучаемого. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является формирование вторичной языковой личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самосовершенствоваться в рамках овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Учитывая эти понятия я, как преподаватель, постаралась внедрить в свою практику преподавания и эффективно использовать новые педагогические технологии, одной из которых является проектная методика.
На протяжении нескольких лет я работаю над методической темой «Использование проектной методики на уроках английского языка». Опыт работы над проектами показывает, что большинство учащихся идет на создание проекта с удовольствием. Одни любят творить, фантазировать, т.к. в классе всегда есть работоспособные, умные, любознательные студенты. Учащимся, которым трудно достается изучение иностранного языка, приобщаются к нему с помощью более сильных учащихся и вносят хоть минимальную, но свою лепту в общее коллективное дело. Внедрение проектной деятельность происходит постепенно, переходя от простого к сложному, от краткосрочных (создание творческих работ, мини-газет, плакатов) – до долгосрочных исследовательских работ с учетом уровня, рамок деятельности (урочной, внеурочной). Темы проектов, как правило, хорошо согласуются с учебным планом, носят межпредметный характер, являясь одним из средств интенсификации обучения, дающим возможность развивать индивидуальные особенности ученика, его познавательные потребности, способности к исследовательской деятельности и формированию навыков профессионального общения.
Организация нашей работы по проектам предполагает следующие этапы:
Подготовительный:
представление ситуаций, позволяющих выявит одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов.
Основной:
работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу;
текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).
Заключительный:
защита проектов (презентация результатов);
оценка результатов, выявление новых проблем.
Подбирая материал по теме проекта, учащимся приходится работать с аутентичными материалами, что в настоящее время стало возможным благодаря большому количества подобного материала в фондах библиотек и сети Интернет. Такие материалы содержат большой лингвострановедческий потенциал. Таким образом, проект развивает лингвострановедческую компетенцию. Необходимым компонентом также является анкетирование, сбор информации, опрос и исследование, проводимые социокультурной действительности с возможным последующим сравнением двух культур, следовательно, можно говорить о развитии социокультурной компетенции студентов в процессе выполнения проектной работы. При работе с аутентичными источниками студентам приходится много читать, пополняя свой пассивный лексический запас, часть которого затем переходит в активный, так как некоторые новые слова и речевые образцы студенты должны употреблять в процессе презентации работы.
В процессе презентации результатов проектной работы могут и должны возникать дискуссии, дающие почву для практики неподготовленной или частично подготовленной диалогической речи. Это происходит благодаря тому, что, во-первых, проект делается в группе, без участия преподавателя; во-вторых, речевая деятельность студентов приобретает внутренний мотивированный характер, так как общение происходит на актуальную для студентов тему.
Проект пробуждает учащегося продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения.
Работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на иностранном языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.
Технологии использования элементов проектной методики в системе учебных занятий по модулю «Культурные и национальные традиции, краеведение, обычаи и праздники». Учащимся был предложен план работы над проектом, главная деятельность проекта - исследовательская, тема для исследования: «Holidays in Great Britain and Russia – Праздники в Великобритании и России ». Проектная работа основана на пройденном материале, была нацелена на расширение и обогащение языковых и речевых знаний и умений студентов по этой теме с помощью использования дополнительной литературы, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности, лингвистической и коммуникативной компетенции в целом.
Студентам было предложено сравнить, какие праздники празднуют в России и в Британии. Для поиска информации было предложено обратиться к поисковым системам Интернета (также были даны ссылки на конкретные ресурсы, посвященные вопросу исследования), где студенты собирали данные и формировали полученные данные в таблицы, схемы в которых сравнивали различные результаты. Результаты своих исследований студенты представляли в форме слайдов, презентация была оформлена в формате Microsoft Power Point. Заключительным этапом проектной работы был показ получившихся презентаций. Одной из самых лучших стала презентация учащейся группы № 28 Забатуриной Светланы.(приложение № 1).
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом студенты учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
Следующим этапом в работе над проектами считаю использование интернет-проектов. Данная новая форма проектов появляется в связи с развитием глобальных компьютерных сетей, информационных технологий, которые позволяют сделать обучение интересным и эффективным. Интернет-проекты – это деятельность обучающихся, имеющая творческую, учебную, игровую составляющие, реализующаяся с помощью компьютерных телекоммуникаций. При этом используется исследовательский метод обучения, а сами компьютерные технологии выступают не как предмет изучения, а как инструмент познания. Данный вид проекта обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими, которые могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами, имеющимися в практике образования и воспитания.
В этом году мы, с учащимися группы № 6, обучающимися по специальности «Повар – кондитер», совместно с мастером производственного обучения В. Т. Федотовой, создали свой сайт на английском языке, где планируем не только разместить портфолио группы, фотоальбомы производственной практики с комментариями и рецептами блюд на английском языке, но и каталог всех самых интересных творческих проектов. Кроме того на данном сайте мы планируем разместить материал дидактических разработок по профессиональной лексике «Поваров – кондитеров», где выполнив ряд упражнений, каждый учащийся сможет потренировать употребление лексических и грамматических единиц. Данный вид работы вызвал у учащихся огромный интерес, что несомненно является главной составляющей будущего успеха.
В результате проведенного исследования по проблеме использования проектной методики можно сделать вывод, что метод проектов действительно является наиболее адекватной технологией личностно-ориентированного воспитания, дающей возможность использовать современные аксиологический и культурологический подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию в процессе воспитания учащихся. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. Иностранный язык при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур.