Доклад Арттерапевтические приемы в художественно- эстетической деятельности


Арттерапевтические приемы в художественно- эстетической деятельности с детьми-инвалидами.
Арт-терапия – это воздействие средствами искусства на ребенка.
Выделяют различные ее виды в зависимости от средства воздействия:
музыкотерапия;
литература, книга — это библиотерапия;
театр, образ — это имаготерапия;
изобразительное искусство — это изотерапия;
танец, движение — это кинезитерапия.
В работе с детьми-инвалидами мы используем в основном такие виды арт-терапии как:
Музыкотерапия
Это использование музыки на занятиях с детьми в любом виде: прослушивание любых музыкальных произведений; игра на элементарных музыкальных инструментах; пение и так далее – все это приносит неоценимый вклад в психоэмоциональное развитие ребенка.При использовании музыкотерапии происходит:
эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;
ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности с взрослыми и друзьями;
происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка;
формирование чувства прекрасного.
Какие формы музыкотерапии существуют? Музыкотерапия может быть активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной, когда ребенку  предлагают только прослушать музыку.Активная музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в художественно-творческом процессе посредством пения или движения, а так же игра на музыкальных инструментах - инструментальная музыкотерапия.
Кинезитерапия (терапия танцем) - это использование физических и эстетических аспектов танца в качестве терапевтического средства. Эта методика часто используется для профилактической работы с обычными и очень часто с детьми-инвалидами. Движение под музыку обеспечивает также коррекцию нарушений коммуникативной сферы, помогают установить контакты в групповом танце.
В результате воздействия названных форм арттерапии дети становятся более раскрепощенными и общительными, при этом у них коррегируются нарушенные психические и физические функции.
Для достижения оптимальных результатов музыкотерапии, целесообразно занятия выстраивать равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:
1. Приветствие.2. Ритмическая разминка.3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.4. Пение.5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.6. Танцы, хороводы.7. Игры.8. Прощание.
Особая специфика занятий состоит в следующем:
-  занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 – 40 мин. (в зависимости от группы);-  структура проведения занятий различна в группах для аутичных детей и детей с другими заболеваниями (умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна и др.);- опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве, выполнение задания вместе с ребёнком - «рука – в - руке»;
-при предшествующей длительной социальной депривации; знакомство с новым музыкальным материалом;
-освоение приёмов взаимодействия с ребёнком;
-наблюдение за динамикой его развития);- один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения;- музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности.
В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своём развитии, на занятии создаётся атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.     
За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку но и петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их  взрослыми.
Музыка воздействует на нервно-психическую сферу человека, оптимизирует психовегетативные реакции, постепенно по мере прослушивания музыки, даже дети с выраженными интеллектуальными нарушениями становятся в состоянии сосредоточенно слушать ее, концентрировать свое внимание.
Групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапию мы включаем включаем в индивидуальную программу развития детей-инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной  работы.
Заключение
Арттерапия - один из методов реабилитационной работы, использующий возможности художественно-эстетической деятельности для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии детей с ОВЗ.
Творческий процесс способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознании и переживании отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, не имеющих возможности выговориться, выразить свои переживания в творчестве им легче, чем о них рассказать.