Технологическая карта урока математики по теме Единицы измерения площадей


Технологическая карта урока математики
Тема урока «Единицы измерения площадей»
Класс 5
Дата проведения: 16.12.2015г.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий
Учитель: Акишина Л.В.
Планируемые результаты (цели для учеников):
предметные: ученик научится переводить одни единицы площади в другие;
ученик получит возможность научиться самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, использовать изученное правило для решения практических задач;
метапредметные:
регулятивные: ученик научится определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
ученик получит возможность научиться вносить коррективы и дополнения в способ своих действий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
коммуникативные: ученик научится организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушать и понимать речь других, вступать в диалог, участвовать в обсуждении, оформлять мысли в устной и письменной форме;
ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
познавательные: ученик научится ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую), давать определение понятиям; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
ученик получит возможность научиться строить логические цепи рассуждений, составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, формулировать проблему.
личностные: ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно - познавательной мотивации,; возможность осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться в учебной деятельности. Цели урока (для учителя):
обучающие: формирование умения переводить одни единицы площади в другие;
развивающие: развитие познавательной деятельности, математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
воспитательные: воспитание интереса к изучаемому предмету; воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий Форма урока: с элементами системно – деятельностного подхода
Опорные понятия, термины: квадратные миллиметры, квадратные сантиметры, квадратные дециметры, квадратные метры, квадратные километры, ар, гектар Новые понятия: ар, гектар
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль Домашнее задание: П.19, № 779, 780, 781 (а).
№ Этап урока Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Деятельность
ученика Планируемые результаты ИКТ в деятельности учителя на уроке
предметные УУД I Организационно-мотивационный момент Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, знакомит с девизом урока Девиз урока:
« Математика, друзья,
Абсолютна всем нужна,
На уроке работай внимательно,
И успех тебя ждет обязательно» Приветствие учителя, показать готовность к учебному занятию. Знакомятся с девизом урока, добавляют свое. Включаются в рабочий ритм урока Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения II Актуализация знаний Проверяет вычислительные навыки, сформированность понятий «площадь прямоугольника, квадрата»,
«периметр квадрата, прямоугольника»;
-выявляет и устраняет пробелы в знаниях учащихся, следит за правильностью выполнения данного задания
Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому начнем наш урок с устного счета:
№ 763 (а, б)
Игра «Верно-неверно»:
равные фигуры имеют равные площади;
неравные фигуры имеют различные площади;
любой квадрат есть прямоугольник;
некоторые прямоугольники являются квадратами;
если периметры прямоугольников равны, то равны и прямоугольники.
Найдите периметр квадрата,
сторона которого равна 10 см.
Найдите площадь прямоугольника
со сторонами 6 см и 4 см.
Найдите сторону квадрата,
если его площадь равна 25 см2.
Найдите периметр прямоугольника, одна сторона которого равна 9 см, а его площадь равна 36 см2.
Перевод единиц длины в более мелкие (1см, 1дм, 1м, 1км). Выполняют вычисления. Озвучивают ответы, при обнаружении ошибки озвучивают и решение; участвуют в игре «верно-неверно».
Знать приемы выполнения арифметичес-ких действий (приемы быстрого счета), свойства площадей фигур, формулы вычисления площади и периметра квадрата, прямоугольника. Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала III Локализация затруднений (создание проблемной ситуации) Задает вопросы, организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний.
Выдвигает проблему.
Помогает учащимся составить план решения проблемы -Ребята, что записано на экране?
Запись: 1мм2, 1 км2, 1 дм2, 1 га, 1 см2, 1м2,1а.
-Что обозначает 1мм2, 1 км2, 1 дм2, 1 га, 1 см2, 1а? (Трудность-не знают, что означает 1 га, 1а)
-А если вы не знаете, что означают 1 га и 1 а, то сегодня на уроке мы должны…? (их изучить). Сформулируйте тему нашего урока.
Записываем тему урока (учитель записывает на доске).
Задание для учащихся:
-Расположить единицы измерения площадей в порядке возрастания.
Идет обсуждение возникшей проблемы.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока и
записывают ее в тетради.
Выявляют проблему. Знать единицы измерения площадей, что обозначает каждая из известных единиц площадей. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую), выделение и формулирова-ние познавательной цели, формулирование проблемы.
Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, вступать в диалог, участвовать в обсуждении, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. Личностные: самоопределение IV Построение проекта выхода из затруднения Организует погружение в проблему, уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий. Организует устный коллективный анализ учебной задачи. -Давайте составим план решения проблемы.
Учитель открывает на слайде план решения проблемы:
изучить материал в учебнике;
выписать формулы в тетрадь;
разобрать решение простых заданий;
вернуться и решить задание.
-Приступим к реализации плана…
Работа с учебником.
Стр. 114 учебника, п. 19. Прочитать первые абзацы, отмеченные синим и красным.
Беседа о прочитанном:
Какими единицами пользуются для измерения площадей?
Что такое гектар?
Что такое ар?
Какое еще название есть у ара? Предлагают свои варианты решения проблемы. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Самостоятельно читают текст учебника. Отвечают на вопросы учителя. Знать, что означает 1 га, 1 а Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую), выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата V Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговаривани-ем во внешней речи Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках Учитель возвращается к проблемной задаче.
-Можем мы теперь решить задание? (не могут сравнить 1 км, 1а и 1 га).
Учитель на доске записывает соотношения:
1 см = 10 мм
1 см2 = 102 мм2 = 10·10 мм2 = 100 мм2
-А кто может продолжить запись на доске для других единиц?
1 дм2=… см2=…мм2=, 1 м2=…дм2=…см2, 1 км2=…м2, 1а=…м2, 1 га=…м2=…а.
После записи всех соотношений, показать учащимся таблицу на форзаце учебника. Затем прочитать правила чтения единиц площади (стр. 115).
-Вернемся к плану. Какие пункты мы уже выполнили? Что осталось? (учащиеся заканчивают решение задания).
Первичное закрепление
Рабочая тетрадь стр. 63 № 3 (а, б)
(а-комментируя с места, б-взаимопроверка) Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Выполняют задание. Составляют таблицу единиц площадей. Уметь переводить одни единицы площади в другие Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по плану, проговаривать последовательность действий на уроке VI Физкультми-нуткаОрганизует и проводит физкультминутку Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь.
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте пошагали. Участвуют в физкультминут-ке VII Включение в систему знаний и закрепление Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи Работа с учебником:
Стр. 115, № 753, 755
-Прочитайте задание.
-Составьте план решения задачи.
-На что следует обратить внимание?
-Затруднения? (Не умеют соотносить 1км2 и 1га).
-Как выйти из затруднения?
Обращение к записи на доске: 1км2=1000000м2, 1га=10000м2.
-Во сколько раз 1км2 больше 1га?
-Какое равенство запишем? (1км2=100га).
Проверка. Читают задание.
Отвечают на вопросы учителя.
Фиксируют новое знание в речи и знаках. Выполняют задание, озвучивают ответы. Уметь переводить одни единицы площади в другие
Познавательные: уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, строить логические цепи рассуждений, составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные: уметь работать по плану, проговаривать последовательность действий на уроке, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий.
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к способам решения новой частной задачи VIII Рефлексия Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности -Подведем итог работы на уроке.
-Назовите тему урока.
Просмотр слайдов 1-7 (применение единиц площадей).
А теперь продолжите фразу (слайд 8)
Я знаю…
Я умею…
Я затрудняюсь…
Я хочу… Отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку. Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные: ориентироваться на успех в учебной деятельности Слайд 1

Слайд2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7
Слайд 8

IX Домашнее задание Дает комментарии к домашнему заданию П.19, № 779, 780, 781 (а). Записывают домашнее задание