Конспект занятия по обучению грамоте на тему: Звуки М, МЬ и буква М


Конспект занятия по обучению грамоте
“Звуки М-МЬ. Буква М” в подготовительной группе
Тема: звуки М-МЬ. Буква М.
 Цели:
Коррекционно-образовательные : учить детей характеризовать звуки М и МЬ с опорой на различные виды контроля, читать и прямые и обратные слоги;
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- расширять и уточнять словарь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Материал: зеркала по количеству детей, символы звуков, картинки со звуками М, Мь, конверты -2 шт., сини и зелёные фишки по количеству детей, мячик
Ход занятия
Вводная часть
-  Ребята, сегодня почтальон принёс к нам в детский сад 2 письма. А от кого они, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Послушайте первую загадку:
Очень любит сыр и крошки. Это кошка? Нет, не кошка. Сбила хвостиком яичко. Это птичка? Нет, не птичка. Карандаш грызет и книжки. Догадались? Это … (мышка)
А теперь вторая загадка:
Малину любит, любит мед, Зимою лапу лишь сосет. К весне он хочет похудеть. В своей берлоге спит ...(медведь). Молодцы!
- Молодцы! Вы быстро отгадали кто прислал нам письма. А что написали нам Мышка и Мишка мы узнаем чуть позже.
Основная часть
– Какие звуки мы слышим вначале в словах Мышка и Мишка?
- Правильно, сегодня на занятии мы будем работать со звуками М, Мь.
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.
- Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
- Звук М какой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются) - на доске выкладываем символы.
- У звука М есть братик звук Мь. Давайте произнесём его.
- Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета) в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются) - на доске выкладываем символы.
Развитие фонематического слуха. Игра “Сигнальщики”
Логопед произносит звуки, слоги и слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку.
Звуковой анализ слогов МЫ и МИ
-  Назовите первый звук в слове МЫ. Назовите второй звук (точно также анализируют слово МИ). Молодцы!
Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком. Выходите ко мне, и присаживайтесь на ковер.
Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах. Дидактическая игра с мячом “Наоборот”.
Логопед бросает мяч ребенку, и произносит слог МА например, а ребенок обратно бросает мяч и говорит МЯ.
МА - …(м я) АМ - …(амь) Мо - …(м ё) ОМ - … (омь)
М у - …(мю) УМ - …(умь) Мы -…(ми) ЫМ - …(ымь)
Мэ -… (ме) ЭМ - …(эмь). – Поиграем в игру: «Доскажи словечко»: МА – малина, машина, …… ,МО – молоко, моль, ……. И т.д.
- Сегодня у наших друзей Маши и Миши день рождение, давайте мы их поздравим и подарим им подарки ( картинки).
 
Знакомство с буквой “М”
- Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “М”: - Палочка и палочка, между ними галочка. И понятно сразу всем, получилась буква М.
“- Взявшись за руки мы встали, и на М похожи стали” (двое детей изображают букву М), а остальные выкладывают ее из счетных палочек, затем изображают её с помощью кистей рук.
- Давайте теперь заселим букву М в домик и прочитаем слоговые ряды: МА, МО, МУ, МЫ, МИ.
Знакомство с крылатыми выражениями:
а) медвежья услуга – услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;
б) махнуть рукой – перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо;
в) мутить воду – специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху.
- А теперь давайте посмотрим что же нам прислали Мышка и Мишка?
Мышка (лабиринт) Задание: пройти по лабиринту и добыть сыр.
Мишка с помощью цветных карандашей сделать звуковой анализ слов: МЁД, МАЛИНА.
Итоги
- Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня.
- Какие звуки мы с вами изучали? - Что было самым интересным на занятии? - Что было самым трудным?