Конспект занятия по обучению грамоте на тему Полет в космос
Верх-Уба
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: « Полёт в космос»
Подготовила и провела
воспитатель:Черепенникова Зоя Валерьевна
Апрель, 2015 год
Тема: Путешествие в космос.
Задачи:
образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;
развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;
воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: космическая карта; ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; мяч; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки со слогами; учебник «Азбука»; слова с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; раскраски; цветные карандаши для звукового анализа слова.
Ход занятия:
Орг. момент.
– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д): – Здравствуйте.
Эмоциональная настройка.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: – Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
III. Беседа о времени года.
– Ребята, какое время года наступило?
Д: – Наступила весна.
– Весна какая?
Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
– Какие весенние месяцы вы знаете?
Д: – Март, апрель, май.
– Какой сейчас месяц?
Д: – Сейчас месяц апрель.
Постановка учебной задачи.
– Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?
Д: – Вся страна отмечала день Космонавтики.
– Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая
Д (хором): – Ракета.
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
VI. Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»
– Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов: В доб – рый путь. (Составление предложения)
– Прочитайте, что у вас получилось.
Д: – В добрый путь!
– Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться. (Звук запуска ракеты)
VII. Деление слов на слоги.
– На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.
Д: – Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь. Эти слова состоят из одного слога
Д: – Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник. Эти слова состоят из двух слогов.
Д: – Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном. Эти слова состоят из трёх слогов.
– Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).
– А мы отправляемся дальше. На нашем пути отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная
Д (хором): – Дыра.
VII. Звуковой анализ слов.
– Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова дыра)
– Сколько слогов в слове дыра?
Д: – В слове дыра два слога ды – ра.
– На какой слог падает ударение?
Д: – Ударение падает на второй слог.
– Назовите первую букву в этом слове.
Д: – Первая буква Д.
– Какой звук обозначает эта буква?
Д: – Буква д обозначает звук [ д ].
– Дайте характеристику звуку [ д ].
Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.
– Назовите вторую букву в слове дыра.
Д: – Вторая буква ы.
– Какой звук обозначает эта буква?
Д: – Буква ы обозначает звук [ ы ].
– Охарактеризуйте этот звук.
Д: – Звук [ ы ] гласный, безударный.
– Какая третья буква в слове дыра?
Д: – Третья буква Р.
– Какой звук обозначает эта буква?
Д: – Буква р обозначает звук [ р ].
– Дайте характеристику этому звуку.
Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.
– Какая последняя буква в слове?
Д: – Буква а.
– Какой звук обозначает эта буква?
Д: – Звук [ а ].
– Дайте характеристику звуку [ а ].
Д: – Звук [ а ] гласный, ударный.
– Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
VIII. Физкультминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля .(дети разводят руки в стороны)
– На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект
Д (хором): – Комета.
IX. Составление схем предложений.
– На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: телес.оп, солн.е, созве.дие, Гага.ин, астро.ом.
Д: – В слове телескоп пропущена буква л, в слове солнце – буква ц, в слове созвездие – буква з, в слове Гагарин – буква р, в слове астроном – буква н.
– Почему слово Гагарин написано с большой буквы?
Д: – Это фамилия.
– Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
Д: – Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет.
– Придумайте предложения с этими словами (дети составляют предложения с прочитанными словами)
– Составьте схему одного предложения (дети составляют схему любого предложения).
– Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Д: – Звёзды.
X. Гимнастика для глаз
– Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам.
– Подберите родственные слова к слову звезда.
Д: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.
– Что такое родственные слова?
Д: – Слова родные друг другу, у них общий смысл.
– Как понимаете слово звездопад?
Д: – Явление, когда падают звёзды.
– Какое это слово простое или сложное?
Д: – Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.
– Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).
XI. Игра «Составь слова из слогов».
– Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, НА, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова).
– Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).
– Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.
Д: – АЗБУКА.
– Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:
Д (хором): – Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
XII. Подведение итогов.
– Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?
Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения и составляли их схемы, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.
– За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам свои фотографии – раскраски. На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.
Д: – До свидания.
Приложение № 1.
Рисунок звезды для проведения гимнастики для глаз.
Дети рисуют звезду глазами по стрелкам, не поворачивая головы.
Приложение № 2.
Раскраска раздаётся каждому ребёнку.
15