Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему Гласная буква Я


Тема: Гласная буква Я (1 занятие).Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я»;Давать качественную характеристику звукам;Учить читать слова с буквой Я;Учить читать текст, отвечать на вопросы по его содержанию;Развивать зрительное восприятие , слуховое внимание, мышление. Ход занятия:
Организационный  момент.
II. Работа по теме. На доске картинки : змея, листья, якорь, ящик, яблоко.-Послушайте загадку: «Круглое, румяное с дерева упало, Тане в рот попало ». Найдите отгадку на картинках.II. Звукобуквенный анализ слова «Яблоко». Обозначим звуки  [й'а] буквой Я. Рассмотрите эту букву, выделите элементы написания буквы.-На что похожа буква Я??Напишите букву Я.III. Послушайте внимательно стихотворение.Назовите слова, в которых есть буква Я.Ястреб ястребу сказал:- Я на Ярмарку летал.Эти Яблоки – ребЯтам,Моим милым Ястребятам.IV. Чтение слогов и слов с буквой Я в тетради.ЯЛ      ЯС         ЯР         ЯЗ       ЯМ          ЯН         ЯКЯК       Я-ЗЫК     ШЕ-Я   БА-ЯН    ЗО-Я        ТВО-ЯЯ-МА  Я-ГОДА  ЗМЕ-Я  МА-ЯК    РА-Я       СВО-ЯБуква «Я» может составлять не только слог, но и отдельное слово.Я – рыжая лисица.Я  бегать мастерица.Я по лесу бежала.Я в ямку попала.Составление схем предложений.Я бежала.                                                                         Я попала.V. Буква Я в начале слова и после гласных обозначает два звука.- Послушайте внимательно: Ба-я [й'а]н, ма- я[й'а]к.-Сколько букв в слове баян? (4). А звуков?(5). Почему? (та же работа со словом «маяк»).VI. Физминутка.Читали все слова мы по порядку,Теперь вас приглашаю на зарядку.Мелкие шажки-  раз,два.три.Легкие прыжки - раз,два,три.Вот и вся зарядка -раз,два,три,Мягкая посадка – раз.два,три.VII. Чтение текста в тетради.Яна и Яша.Яна и Яша взяли мелки. Они стали рисовать.У Яны на рисунке – ягоды и яблоки. У Яши- море, маяк, моряк.Яна и Яша любят рисовать! VIII. Подведение итогов. У каждого из ребят по три яблока (красное- всё  понравилось, желтое-было интересно, зеленое-мне было трудно). Ребята должны повесить свои яблоки на дерево успеха (по выбору детей).