Конспект урока Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в дательном падеже


Правописание падежных окончаний имен прилагательныхмужского и среднего рода в дательном падеже
Тип урока Решение частных задач
Педагогические задачи Создать условия для ознакомления с правилом написания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, указывать род, число и падеж имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты Познакомятся с правилом написания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже; научатся правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; составлять словосочетания с именами прилагательными, указывать род, число и падеж имен прилагательных; находить в тексте обращения; выделять окончания имен прилагательных
Метапредметные УУД Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом(под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной по-зиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; планировать дальнейший образовательный маршрут; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
1 2 3 4
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 37). Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте сочетания слов, ставя имена прилагательные в форму родительного падежа. Назовите окончания имен прилагательных.
– Прочитайте составленное с любым сочетанием слов предложение.
– Устно подберите другие имена прилагательные с такими же суффиксами, как у прилагательных, которые разбирали по составу. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Зачитывают сочетания слов, ставя имена прилагательные в форму родительного падежа. Называют выделенные окончания имен прилагательных. Читают составленные словосочетания.
Опушка соснов леса, цветы колюч шиповника, лучи зимн солнца, хлопья пушист снега, стакан горяч чая, остановились у гигантск дуба, жду новогодн праздника.
Выполняют разбор слов по составу. Подбирают имена прилагательные с такими же суффиксами.
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказан-
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 24). – Прочитайте стихотворение В. Орлова. Объясните написание вставленных окончаний, назовите имена собственные.
– Подчеркните в первом предложении главные члены предложения. Читают стихотворение и называют пропущенные окончания, имена собственные.
Под крымское солнце
На Черное море Продолжение табл.
1 2 3 4
– Назовите имена прилагательные в родительном падеже. Ребята приехали
С Белого (Р. п.) моря.
Приехали белые
С Белого (Р. п.) моря,
Уехали черные
С Черного (Р. п.) моря. ные мнения по существу полученного задания.
Осуществлять контроль по результату. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Минутка чистописания. Проводит минутку чистописания.
– Прочитайте и запишите поговорки и двустишие.
– Какой звук повторяется в них?
– Дайте характеристику звуку [и].
– Запишите соединения с буквой «и».
– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «и». Выполняют чистописание.
Иголке негде упасть.
Делать из мухи слона.
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
К. Чуковский

И́здали, ина́че, инжене́ры. Работа над словами с непроверяемым написанием Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Продолжение табл.
1 2 3 4
.
III. Сообщение темы урока.
Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Образуйте от имени существительного инженер имя прилагательное.
А сейчас образуйте от этих имен прилагательных форму родительного падежа, а форму дательного?
Окончание находится в безударной позиции, соответственно - это орфограмма. Сформулируйте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова Дети называют слова инженерный, инженерский.
Инженерного, инженерского.
Инженерному, инженерского.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
– Сегодня на уроке мы уточним роль имен прилагательных в речи; научимся правильно писать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже Принимать учебную задачу. Строить речевое вы-сказывание в устной форме
Продолжение табл.
1 2 3 4
IV. Объяснение новогоматериала.
Работа по учебнику (упражнение 38) Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Рассмотрите схему. Сделайте вывод: как распознать имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже? Какие падежные окончания имеют имена прилагательные в данной форме? Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Делают вывод: имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос «какому?» и имеют окончания -ому, -ему Осуществлять анализ объектов с опорой на визуали-зациюV. Первичное закрепление знаний. 
Работа по учебнику (упражнение 39). Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.
– Прочитайте отрывок стихотворения А. Коль-цова.
– Напишите предложение по памяти. Проверьте себя.
– Докажите, что имя прилагательное в предложении употреблено в форме дательного падежа. Выделите его окончание.
– Подчеркните в предложении обращение. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Списывают предложение. Подчеркивают обра-щение.
Широко ты, степь, пораскинулась,
К морю Черн понадвинулась!
Доказывают, что имя прилагательное в предложении употреблено в форме дательного падежа.
Понадвинулась (к чему?) к морю (Д. п.), к морю (какому?) Черному (Д. п.). Осознанно и произвольно строить речевое вы-сказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи
Работа по учебнику (упражнение 40) – Прочитайте. Назовите сказки.
– Спишите, вставляя пропущенные окончания. Над именами прилагательными укажите их род и падеж. Списывают, вставляя пропущенные окончания. Указывают род и падеж имен прилагательных.
Идут они по дальн (м. р., Д. п.) пути, по широк (ср. р., Д. п.) полю, и захотелось Ива- Продолжение табл.
1 2 3 4
– Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных нушке пить. По щучь (ср. р., Д. п.) веленью ведра сами пошли в гору. Покатится яблочко по серебрян (ср. р., Д. п.) блюдечку, и предстанет Финист – Ясный сокол.
Выполняют морфологический разбор слова.
(По) блюдечку – сущ., по чему?, нач. ф. – блюдечко, неодушевленное, нарицательное, ср. р., 2-е скл., ед. ч., Д. п., дополнение VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
(См. РМ, Приложение 4.) Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию.
Строить монологические
Составление памятки-алгоритма. – Составьте памятку определения падежа имен прилагательных. Какие шаги мы должны сделать? Составляют алгоритм.
1-й шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным.
2-й шаг – определить падеж имени существи-тельного.
3-й шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного. Работа по учебнику (упражнение 41). – Прочитайте. Выберите любой вопрос и запишите ответ, употребляя в нем данные в скобках словосочетания в нужном падеже.
– Укажите падеж имен прилагательных, выделите их окончания. Записывают ответы на вопросы. С ранн (Р. п.) утра до поздн (Р. п.) вечера дятел стучал по дереву. Пчелка летела из пчелин (Р. п.) улья к душист (Д. п.) клеверу. Продолжение табл.
1 2 3 4
Корабль плыл по син (Д. п.) морю мимо скалист (Р. п.) острова к далек (Д. п.) горизонту. Дети радовались ясн (Д. п.) утру, зимн (Д. п.) солнцу и пушист (Д. п.)снегу. высказывания. Адекватно использовать речевые сред-ства для решения различных комму-никативных задач
. Работа в тетради (задание 26) – Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные окончания. Запишите отгадки к загадкам.
– Укажите падеж имен прилагательных Указывают падеж имен прилагательных.
По голубому (Д. п.) блюдцу золотое (И. п.) яблоко катается. (Небо и солнце.)
По синему (Д. п.) морю золотая (И. п.) уточка плывет. (Небо и солнце.) VII. Итог урока. Рефлексия Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча-щимися.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Продолжают высказывания:
• я научился…
• у меня получилось …
• я смог…
• я попробую…
• Меня удивило… Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Окончание табл.
1 2 3 4
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя • Урок дал мне для жизни… Домашнее
задание Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить придумать семь словосочетаний имя прилагательное плюс имя существительное в Д.п. мужского и среднего рода. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи