Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования


Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования
по теме: «Существует ли твердая жидкость?»
Возраст детей: 6 лет.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Цель: Создать необходимые условия для знакомства детей с частицами тел – молекулами, с необычными свойствами неньютоновской жидкости.
Задачи:  Систематизировать знания детей о свойствах веществ. Стимулировать их самостоятельность и активность. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.
Методы и приемы: Словесные: рассказ,беседа.
Наглядные: видеоролик, рисунки с изображением молекул воды в разных состояниях.Практические : физминутка, проведение эксперимента с неньютоновской жидкостью.
Предварительная работа: игры с водой, наблюдение за дождем, льдом, снегом, беседы о воде, о состояниях воды,  о том, как вода помогает человеку, чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Вода».
 Словарная работа: обогащать словарь новыми словами ученый физик И.Ньютон, молекула, неньютоновская жидкость, кристаллическая решетка, крахмал, изобретатели, изобретение.Форма проведения: познавательно - исследовательская деятельность.
Используемые современные технологии: здоровьесберегающие, личностно - ориентированные .Оборудование для занятия: компьютер, проектор, экран, подключение к интернету; портрет физика И. Ньютона, газета с изображением Пина.
Оборудование для проведения опытов учениками: одноразовые стаканчики, одноразовые тарелки, крахмал, вода, ложечки для размешивания.
Ход занятия: 
I. Организационный этап. Мотивация.
- Здравствуйте, ребята! У меня сегодня замечательное настроение и я хочу поделиться им вместе с вами. А как это сделать? Да очень просто, я дарю вам улыбку, и вы улыбнётесь мне в ответ!
Недавно увидела газету с необычной статьей. (демонстрирую газету)
- Кто сможет прочитать, о чем статья?
Один из детей читает вслух: «Пин изобрел твердую жидкость».
- И что же это получается? Разве такое может быть?
II. Этап актуализации имеющихся знаний.
Давайте вспомним, какие состояния могут быть у веществ?
Дети называют состояния: твердое, жидкое, газообразное.
- Верно, молодцы!
А почему вода может менять свои состояния? Из чего она состоит? (ответы детей).
III. Этап получения новых знаний.
1.Что такое молекула?
- Вода состоит из маленьких частиц, а называются они молекулами. Одну из таких молекул я решила пригласить к нам в гости. (Роль молекулы играет пятиклассница)
- Здравствуйте, дети! Зовут меня Молекула .Я – самая мелкая частица тела, которую не разглядишь простым глазом. Мы, молекулы, все разные. У нас разный характер и разная форма. Хотите, я познакомлю вас со своими подружками, с разными молекулами? А принесла я вам три коробочки. Что там находится, вы должны отгадать!
Загадка:
Снега первого я ждал,Бегал, прыгал и играл.А теперь я пью микстурку,Потому что съел … (сосульку)
( открывает первую коробку и показывает детям сосульку)
-Что это такое?
- Это лёд.
-Что такое лёд? (это вода в твердом состоянии.)
-А как же уживаемся, мы, молекулы в таком кусочке?
( на столах у детей лежат три рисунка с молекулами в разных состояниях воды).
Молекула: Дети, внимательно посмотрите на рисунки, на которых изображено, как уживаются молекулы в разных состояниях воды. Подумайте и решите, какой рисунок подойдет к твердому состоянию воды.
(дети работают в паре, советуются друг с другом, выбирают один из них и высказывают свои суждения.)
(молекула благодарит детей за ответы и озвучивает правильный ответ.)
 Молекула: Посмотрите, как здесь молекулы крепко держатся за руки и стоят все точно по порядку! Такой порядок называется кристаллической решеткой. Молекулы льда похожи на солдат – стоят так плечом к плечу, крепко держатся за руки и все такие серьезные и строгие. Каждая молекула на своем месте, никто не толкается, все тихонько покачиваются на месте. Всем очень холодно и резвиться не хочется.
- Настало время открыть вторую коробку.
Загадка:
Мы говорим: она течёт;Мы говорим: она играет;Она бежит всегда вперёд,Но никуда не убегает.
( молекула демонстрирует стакан с водой)
- А какой рисунок подойдет к жидкому состоянию воды?
(дети работают в паре, советуются друг с другом, выбирают один из них и высказывают свои суждения.)
Видите, здесь молекулы находятся в жидком состоянии.
Едва лишь появятся первые солнечные лучи, сонные молекулы разминаются и прихорашиваются, встречая самое замечательное время года - время путешествий. Согретые лучами солнца молекулы одна за другой отправляются в увлекательные путешествия. Они уже не такие серьезные, как в твердом теле, хотя они такие же дружные, держатся за руки, но не крепко. И все прыгают с места на место, никто не остается в покое!
У нас осталась третья коробка. Подумайте, что может быть спрятано в ней. (Дети могут догадаться о третьем состоянии воды и назвать пар.)
Открывается коробка и приоткрывается крышка термоса с горячей водой! Дети видят пар.
Молекула: Как здесь живут молекулы?( дети находят нужную картинку)
Вы видите вокруг много девочек и мальчиков. Они разных форм круглые, вытянутые, угластые, и разных цветов – прозрачные, синие, зеленые и всякие другие. Все они летали, смеялись, толкались и врезались друг в друга и в окружающие предметы. СпрОсите, почему они такие сумасшедшие? Потому что это молекулы газа, они всегда такие веселые, они очень любят летать по воле ветра. Здесь очень жарко, а молекулы, когда нагреются, становятся очень энергичными и могут даже подраться!
Учитель: Что же с ними теперь делать, как их разнять?
Молекула: Их надо отнести в тень, там прохладнее – молекулы остынут и станут спокойными. Это у молекул такое правило – чем выше температура вокруг них, тем быстрее они движутся. Получается, что температура – это как еда для молекул, из нее они берут энергию.( молекула прощается с детьми и уходит)
Физминутка: Детям предлагается поиграть в молекул. При команде «Лед», дети стоят на месте, не шелохнувшись, крепко держась за руки.. При команде «Жидкость» дети совершают прыжки с места на место. При команде «Пар» бег на месте.
2.Что такое неньютоновская жидкость?
Вам интересно узнать, что же все-таки за твердую жидкость изобрел Пин? Мне тоже! Я такая любопытная, что не удержалась и позвонила в студию Смешариков. И Нюша раскрыла мне секрет, рассказала рецепт! И вот, смотрите, что у меня получилось.
( демонстрация неньютоновской жидкости.)
Эта жидкость уникальна тем, что по ней можно ходить, бегать и прыгать, оставаясь на поверхности. Свое название она получила от того, что противоречит законам физика Ньютона. Такая жидкость не поглощает предмет, если он находится в движении.
1 опыт: Создание неньютоновской жидкости.
А вы хотите попробовать создать такую же жидкость?
Мы с вами становимся изобретателями - исследователями и начинаем работать в нашей лаборатории.
А кого можно назвать изобретателями? Исследователями?
Дети пробуют смешивать воду с крахмалом, получают неньютоновскую жидкость. (в случае неудачи создания жидкости, учитель может заранее приготовить необходимое количество данной жидкости.)
Учитель демонстрирует поведение неньютоновской жидкости. Скатывает шарик и показывает, как он растекается.
2 опыт: Эксперименты детей с неньютоновской жидкостью.
Затем жидкость предлагается детям для самостоятельных экспериментов. По ощущениям ,если медленно водить рукой, то обычное молоко или сгущёнка. Если катать в руках, то просто пластилин. При быстром движении либо сильно густая, либо жёсткая (когда она жидкая, то глянцевая, при движении матовая.)
А сейчас вы увидите самое настоящее волшебство! Хождение по воде!
(детям предлагается посмотреть видеоролик из интернета. )Ссылка на ролик : http://youtu.be/sbCW2RydyLU.
V. Рефлексия.- Ребята, вам понравилось изобретение? Я всегда считала, что Пин замечательный изобретатель. Чтобы вы хотели изобрести?
А сейчас мы проведем голосование и узнаем, что больше всего вам понравилось на занятии:
1. Рассказ молекулы
2.Создание жидкости
3.Опыты с ней
4.Просмотр видеоролика.
( дети прикрепляют картинки жестов под нужной цифрой на доске.)