Конспект урока по русскому языку на тему Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода4 класс


-------------------------------------------Рус.яз
Учитель Косарева А.А.
Тема: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода
Урок формирования умений и навыков
Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, определять падеж имён прилагательных. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму-шрование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих i.ikohob, определяющих данную предметную область; анализ, ( равнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью иыражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
1.Эмоциональный настрой.
- Ребята, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Никита, Настя,Ксюша?
- Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.
- Иногда говорят человеку: “У тебя доброе сердце”. Что значит “доброе сердце”? Про каких людей так говорят?
- А каким человеком хочет быть в жизни каждый из вас? (Трудолюбивым, радостным, здоровым, весёлым, счастливым…)
- Я желаю вам, чтоб мечты сбывались, и каждый из вас был здоровым, счастливым, успешным!
- Ребята, вы слышали, как говорят: “Сердце болит, ноет”? Вспомните, а болело ли оно у вас?
- А о каком человеке вам хотелось бы заботиться? (О добром, о слабом, о беспомощном, о больном, о любимом…)- Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце – наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны – оно бьётся ровно, когда вы сердитесь – учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. “Прости”, - просит оно.
- С каким настроением хочется совершать добрые дела, поступки, помогать другим людям? (С хорошим)
- О каком настроении чаще всего хочется говорить? (О хорошем)
2. Постановка целей и задач.
- Я знала, ребята, что у вас добрые сердца, я чувствовала, что, отвечая на мои вопросы, вы назовёте эти слова (учитель открывает на доске две группы слов).
Каким человеком? О каком человеке?
трудолюбив___ о добр___
радостн___ о слаб___
здоров___ о беспомощн___
весёл___
счастлив___ о родн___
искренн___
добр___
милосердн___ о пожил___
- Что общего у всех этих слов? (Работа с первым столбиком; все слова имена прилагательные, отвечают на один и тот же вопрос “каким?”, в творительном падеже, в мужском роде, - Что общего у слов второй группы? (Все слова имена прилагательные, отвечают на один и тот же вопрос о “каком?”, в предложном падеже, в мужском роде. А ещё в словах первой и второй групп необходимо вставить окончания.) - Хорошо, ребята, попробуйте тогда сформулировать тему урока.? и ? падежи ……………………………………………… рода.
(Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.)
- Для чего изучаем эту тему? (Чтобы научиться правильно, писать безударные окончания имён прилагательных.)
3.сообщение целей урока (слайды 1-3)
На экране словосочетания с прилагательными, у которых пропущена вся основа и дано только окончание.
под …..им деревом в …..ем платье
за …..им морем о …..ом стадионес …..ым мячом при …..ом морозе
- В каком падеже должны быть прилагательные? (1 столбик – в творительном падеже, 2 столбик – в предложном падеже)
- Прилагательные в каком роде? ( В мужском и среднем роде)
- Сформулируйте тему урока (Творительный и предложный падежи муж. и сред. рода)
Слайд с темой
- Сегодня наш урок пройдет необычно. На каждом этапе урока вы будете сами подводить итоги, оценивать себя на индивидуальных оценочных листах.
Задание Верно Ошибки Отметка
1.Чистописание 2. «Разделите на две группы» 3. «Буквенный диктант» 4. «Наборщик» 5. Письмо по памяти 6.Составьте предложения 7. Упражнение 53 8. Работа в парах 4 Повторение правила о прилагательном.
-Расскажите друг другу правило, что вы знаете о прилагательном.
3.Блиц-опрос.
-Ответьте на вопросы: да или нет
*имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет)
*имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да)
*имя прилагательное обозначает предмет (нет)
*имя прилагательное обозначает признак предмета (да)
*имя прилагательное отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Как?  (нет)
* имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (да)
* имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)
*имя прилагательное имеет постоянный род (нет)
*имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да)
*род, число и падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да)
III. Актуализация знаний
-А теперь пропишем в тетрадях: -ым, -им, -ом, -ем.
Слайд
«Буквенный диктант»
— Прочитайте слова. ( на доске)
Дв..ровый, переб..гать, гр..бник, взгл..ни, д..ждевая, л..сок, л..тел, гн..здо, б..готня, гр..ница, л..тун, , х.лодное.космос (слов.слово)
— Что у них общего? (Все начинаются с буквы, обозначающей согласный звук. Во всех словах есть безударные гласные в корне, проверяемые ударением.)— Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму.
(Проверка, самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Среди записанных слов найдите имена прилагательные в мужском и среднем роде. (Дворовый ( пес), холодное(утро).)
- Подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Просклоняйте получившиеся словосочетания.
(Два ученика работают на откидной доске.)
- Какие знания и умения вам пригодились при выполнении задания?
V. Работа по теме урока
Упр. 50 (с. 25).Презентация
— Рассмотрите схему.
— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах? (По вопросам и окончаниям.)
— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном падеже? На какой вопрос они отвечают?
— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в предложном падеже? На какой вопрос они отвечают?
Ребята, а сейчас мы будем составлять предложения о зимнем лесе
Вот эти два предложения мы должны закончить, используя имена прилагательные в творительном и предложном падежах
Всё вокруг засыпано ……. ……. . Очень тихо в ……. ……… .Разбор и составление предложений, запись, определение падежей под контролем учителя.
-А вот остальные предложения вы дополните самостоятельно. У прилагательных мужского и среднего рода выделите окончания и определите падежи.
В белом наряде …….. . Под снежным одеялом ……… . На гладком снегу …….. . Под низким кустом ……… . Над большим сугробом ……… . На высоком дереве …….. .— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном и предложном падежах, и научиться правильно их писать.) (Поупражняться в склонении и правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.)
Работа по учебнику
Упр. 53 (с. 26).Презентация (слов слово ИНЕЙ)
— Прочитайте предложения.
— Можно ли их назвать текстом? Почему?
— Озаглавьте текст. Назовите его основную мысль.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске разбор предложения по членам. Самооценка.)VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Презентация
Упр. 55 (с. 26).Письмо по памяти
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)- Какие окончания вы поставили? Почему?
(Два ученика выполняют на доске грамматические разборы. Самооценка.)VIII. Рефлексия Работа по карточкам
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
За окошком в бел… поле —
Сумрак, ветер, снеговей...
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светл. комнатке своей.
М. Исаковский
А по двору метелица
Ковром шелков… стелется,
Но больно холодна.
С. Есенин
Зимн.. холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярк.. пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
И. Бунин (Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Уровень повышенной сложности
— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.
Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.
(Самопроверка по образцу.)
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах?
— Какие знания и умения мы закрепляли сегодня на уроке?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Что показалось вам трудным?
======Каким был урок?Ответьте прилагательным.
- Вернемся к целям нашего урока. слайд 
- Что вы сегодня узнали на уроке?
- Чему научились?
- А сейчас послушайте притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:
- Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил:
- А ты что делал целый день?
И тот ответил:
- Я добросовестно выполнял свою работу.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:
- А я принимал участие в строительстве храма.
-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.
Обсуждение в парах. Ребята пришли к выводу, что отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого рабочего свой.
- А теперь оцените свою деятельность на уроке:
Кто работал так, как первый человек – поднимите синий квадратик.
Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик.
Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – красный квадратик.
- Молодцы! Спасибо за урок!
Домашнее задание Упр. 56 (2) (с. 26-27).
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж
За окошком в бел… поле —
Сумрак, ветер, снеговей...
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светл. комнатке своей.
М. Исаковский
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж
За окошком в бел… поле —
Сумрак, ветер, снеговей...
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светл. комнатке своей.
М. Исаковский
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж
А по двору метелица
Ковром шелков… стелется,
Но больно холодна.
С. Есенин
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж
Зимн… холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярк… пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
И. Бунин
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж
За окошком в бел… поле —
Сумрак, ветер, снеговей...
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светл. комнатке своей.
М. Исаковский
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж
А по двору метелица
Ковром шелков… стелется,
Но больно холодна.
С. Есенин
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж
Зимн… холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярк… пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Уровень повышенной сложности
— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.
Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.
Уровень повышенной сложности
— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.
Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.
Уровень повышенной сложности
— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.
Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.
Уровень повышенной сложности
— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.
Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.
Уровень повышенной сложности
— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.
Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Задание Верно Ошибки Отметка
1.Чистописание 2. «Разделите на две группы» 3. «Буквенный диктант» 5. Письмо по памяти 6.Составьте предложения 7. Упражнение 53 8. Работа в парах Задание Верно Ошибки Отметка
1.Чистописание 2. «Разделите на две группы» 3. «Буквенный диктант» 5. Письмо по памяти 6.Составьте предложения 7. Упражнение 53 8. Работа в парах
Задание Верно Ошибки Отметка
1.Чистописание 2. «Разделите на две группы» 3. «Буквенный диктант» 5. Письмо по памяти 6.Составьте предложения 7. Упражнение 53 8. Работа в парах Задание Верно Ошибки Отметка
1.Чистописание 2. «Разделите на две группы» 3. «Буквенный диктант» 5. Письмо по памяти 6.Составьте предложения 7. Упражнение 53 8. Работа в парах
Задание Верно Ошибки Отметка
1.Чистописание 2. «Разделите на две группы» 3. «Буквенный диктант» 5. Письмо по памяти 6.Составьте предложения 7. Упражнение 53 8. Работа в парах Задание Верно Ошибки Отметка
1.Чистописание 2. «Разделите на две группы» 3. «Буквенный диктант» 5. Письмо по памяти 6.Составьте предложения 7. Упражнение 53 8. Работа в парах