Программа воспитательной работы с классом от А до Я для 5-11 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Барсучанская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР МОУ «Барсучанская СОШ»
____________/ Кухарик Н.В./
ФИО
«___»______________20__г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор
МОУ «Барсучанская СОШ»
_________/Швецгебель И.С./
ФИО
«___»___________20__г.
Программа
Воспитательной работы
«От А до Я»
Автор программы: Демидова Алёна Викторовна
Классный руководитель
сентябрь 2012 г. / июнь 2018 г.
Паспорт программы «От А до Я»
Параметры
Описание
Цель программы:
Создать условия для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе. Воспитать человека способного строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.
Задачи программы:
содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников;
развивать ключевые компетенции личности (учебной, исследовательской, коммуникативной, организаторской);
создать условия для самовыражения обучающихся;
воспитать у учеников преданность к Родине и гордость за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе;
вовлекать родителей в жизнедеятельность класса;
содействовать формированию навыков здорового образа жизни;
создавать условия для реализации проекта ТЕМП.
Принципы программы воспитательной работы
Возрастной принцип: знание возрастных особенностей детей. Программа работает по нескольким направлениям, которые дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников воспитательного процесса.
Принцип целостности в воспитании: принимать ребенка таким, какой он есть;
Личностно-ориентированный принцип: признание каждого ребенка полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся, построенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника класса;
Принцип сотрудничества : взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости.
Продолжительность
2012 – 2018 гг.
Кадровое обеспечение:
классный руководитель;
учителя-предметники;
библиотекарь школы;
фельдшер ФАП;
представители общественных организаций.;
родительский комитет.
Сроки и этапы реализации программы:
сентябрь 2012 - июнь 2018 года
1 этап сентябрь 2012 – август 2013
2 этап сентябрь 2013 – август 2014
3 этап сентябрь 2014 – август 2015
4 этап сентябрь 2015 – август 2016
5 этап сентябрь 2016 – август 2017
6 этап сентябрь 2017 – август 2018
Ожидаемые результаты:
повышение социальной активности обучающихся;
увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой-либо сфере деятельности;
усвоение школьниками гражданских, патриотических, нравственных норм поведения;
самоутверждение класса в школьном коллективе;
вовлечение родителей в жизнедеятельность класса.
Желаемый образ ученика школы:
Человек, гуманно относившийся к окружающему миру и человеку, обладающий нравственностью и высоким культурным уровнем, образованный, знающий основы наук, владеющий навыками самообразования, способный к творчеству, физически здоровый и горячо любящий свой родной край, Родину.
Прогнозируемый результат:
Выпускник школы, творческая личность, индивидуальность, личность, умеющая работать в коллективе и для коллектива, здоровая и любящая вести, здоровый образ жизни, личность, умеющая ориентироваться в современном мире профессий и самоопределиться, личность, которая имеет гражданскую позицию, любящую свое государство, свое историческое культурное наследие.
Пояснительная записка
Нормативные документы, использованные при разработке программы:
Федеральный закон «Об образовании в РФ».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
Конвенция о правах ребенка.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Быть классным руководителем – это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику. Воспитание – это повседневная совместная работа учащихся, родителей, педагогов и классных руководителей. Оно неотделимо от образования, являясь первостепенной задачей. Поэтому воспитательная система класса – это не просто совокупность мероприятий, а единый организм, действующий и развивающийся согласно законам развития общества, его современных требований, его устоявшихся моральных и нравственных ценностей.
В настоящее время в нашей стране уже не ставится вопрос о том, должна ли школа решать воспитательные проблемы и заниматься воспитательной работой. Сегодня все осознали, что школа без воспитания существовать не может и что именно она остается единственной опорой и созидающим началом в нашем обществе.
В концепции модернизации образования на период до 2020 года отмечается, что «развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамичностью, конструктивностью, обладающие чувством за судьбу страны».
Школа в данном документе указана, как « важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Воспитательная деятельность школы, как важнейшего социального института призвана помочь ребенку сформировать свою систему интересов, как успешной социализации личности.
В основе реализации программы «От А до Я» заложены следующие принципы воспитания: системно-деятельностный подход - его применение позволяет сделать воспитательный процесс более целенаправленным, управляемым и, самое главное, эффективным. Он позволит рационально распределить наши усилия при организации учебно-воспитательного процесса в классе. Также немаловажное значение необходимо уделять применению на практике личностно-ориентированного подхода и педагогике поддержки ребенка.
Программа «От А до Я» позволит школьникам проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребность в общении и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений, поможет моим ребятам осознать свою уникальность и занять определенную нишу в окружающем мире. Программа также ориентирована на повышение значения роли и статуса семьи, класса, школы, страны, мира в целом для каждого ребенка.
Ведущей идеей программы является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. При разработке программы воспитания «От А до Я» был уделен акцент на становление деловых и межличностных отношений, укрепление чувства «мы», на поиск и стабилизацию благоприятного положения каждого школьника в классе, на самоутверждение класса в школьном коллективе, на развитие и совершенствование навыков самоуправления и воспитания коллективного достоинства.
В моём распоряжении шесть лет и необходимо посеять семена, которые в будущем обязательно дадут всходы. Вместе с родителями и детьми, я шаг за шагом буду идти к своей цели, и буду делать все от меня зависящее на пути её осуществления. Без веры в лучшее нельзя работать в школе. Я верю, и буду стремиться достичь хотя бы сотой доли того, о чём писала выше. Для достижения цели необходимо четко представлять качественные характеристики личности ребёнка, а это "модель выпускника”, творчески развитая, социально - ориентированная личность, способная к самореализации.
А моя задача создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.
Содержание воспитательной работы
Базовые ценности:
патриотизм - любовь к Родине, своему народу, малой родине, служение Отечеству. Задача: от воспитания любви к родной школе, к отчему краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
здоровье - задача: формирование стремления к здоровому образу жизни, осознанию здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
общение - задача: овладеть умениями навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоциональное устойчивое поведение в кризисных ситуациях; формировать коллективистские отношения;
социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира. Задача: развитие познавательных способностей;
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии.
Творческая деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению.
Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни. Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности.
Ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, воспитание позитивного отношения к труду.
Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно-полезного труда.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
№
Направление учебно-воспитательной работы
Виды деятельности
Описание
1.
Духовно-нравственное
познавательные беседы;
классные часы;
круглые столы;
памятные вечера;
экскурсии;
организация бесед с приглашением гостей;
классные собрания совместно с родителями.
Создание условий для формирования у учащихся ценностных и нравственных ориентиров, основанных на культурно-исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах родного народа и родной страны
2.
Гражданско-патриотическое и правовое воспитание школьников
беседы;
диспуты;
ролевые игры;
конкурсы;
участие в проектах;
выпуск тематических стенгазет;
Повышение у школьников чувства ответственности за свои поступки, действия;
формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина – патриота своей Родины; социализация личности
3.
Формирование основ безопасности и здорового образа жизни
участие в спартакиадах;
соревнования;
марафоны;
организация акции «День здоровья»;
конкурсы;
выпуск тематических стенгазет;
сдача нормативов ГТО
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся школы; создание наиболее благоприятных условии
· для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путеи
· в достижении успеха
4.
«Шаг к себе» (самопознание, самопонимание, самовоспитание) реализация проекта ТЕМП
классные часы;
творческие конкурсы;
КВН;
уроки-консультации (вместе с родителями);
участие в предметных олимпиадах;
предпрофильный курс «Мой выбор-жизненный путь»
предпрофильное тестирование;
посещение заводов, фабрик района и области.
Систематически отслеживать психологическое состояние учащихся, динамику психологического развития в процессе школьного обучения;
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Создание условий для самопознания и самоопределения с профессиональным выбором.
5.
Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося
беседы;
опросы;
анкетирование;
диагностика;
родительские собрания;
спортивные соревнования
Создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения;
выявление интересов каждого ученика, их предрасположенности к творчеству, спорту, различным видам деятельности, а также мотивов каждого выбора.
6.
Работа с родителями
родительские собрания;
лектроии;
индивидуальнрые и групповые консультации;
беседы;
круглые столы;
анкетирование;
опрос;
совместные мероприятия;
совместные походы.
Взаимодействие классного руководителя с родителями осуществляется по средством вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Направления: - просветительская (способствовать обмену мнениями с родителями, иметь возможность понимать родительское видение на проблемы и изменения, происходящие с детьми);
- консультативная (совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воспитания и воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков);
- коммуникативная (обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей).
Этапы реализации воспиательной программы
I ЭТАП. 6 класс (2012 – 2013 учебный год)
Цель работы:
Продолжить формирование классного коллектива, становление дружеских партнерских отношений.
Развитие учебной мотивации.
Развитие творческого потенциала.
Задачи работы:
Формирование духовно-нравственных качеств личности и гражданско-патриотических чувств
Развивать чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
Развитие моральных чувств, форм сочувствия, сопереживания другим людям.
Возрастные особенности:
11-13 лет - младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремление к деятельности, значительный рост энергии школьников. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности. Подростку становится многое интересно, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:
«Я + мои друзья»
«Мой портфолио».
«Скажи сигарете – нет»
«Уроки Мужества»
«Вредные и полезные продукты»
«Подвигу Ленинграда – слава!»
«Книга в моей семье»
«Памяти павших будьте достойны»
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ:
Наказание и поощрение в семье
«Друзья моего ребенка».
«Компьютер в жизни школьника: « За» и «против»
Достижения года.
II ЭТАП. 7 класс (2013 – 2014 учебный год).
Цель работы: создание оптимальных условий для гармоничного развития личности учащихся. Развитие толерантности в межличностных отношениях.
Задачи:
Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания
Развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии
Формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
Возрастные особенности:
11-13 лет - младший подростковый возраст. Период повышенной активности, стремление к деятельности, значительный рост энергии школьника. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:
« Учение с увлечением»
«Береги здоровье смолоду»
«Память, которой не будет конца»
«Приведи в порядок Вселенную»
«Герои живут рядом»
«Профессии моих родителей»
« Воля и пути ее формирования»
«Семейные традиции»
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ.
«Особенности подросткового возраста»
«Учение с увлечением»
«Детская агрессия»
«Год позади. Успехи и планы».
III ЭТАП. 8 класс (2014 – 2015 учебный год)
Цель работы: Воспитание доброго отношения к жизни, через развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности.
Задачи:
Формирование умения ставить перед собой цели и достигать их
Развивать воображение
Формировать умение понимать причины собственного поведения и поведения другого человека.
Развивать умение строить равноправные отношения со сверстниками
Возрастные особенности:
13-14 лет. Начало длительного и важного периода развития человека, «возраст второго рождения личности». В психологическом облике 13 - летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:
«Скажи мне кто твой друг»
«Доброта спасет мир»
«Людей неинтересных не бывает»
«Вспомнить всех поименно»
«Главная книга страны»
«О вредных привычках»
«Разговор начистоту»
«Памятники Октябрьского района».
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ.
Психологические и возрастные особенности подростка
Основы профессионального самоопределения
Если в семье конфликты
Как уберечь детей от беды.
IV ЭТАП. 9 класс (2015 – 2016 учебный год)
Цель работы: сформировать представление о профессии, помочь выявить способности к определенному виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.
Задачи:
1.профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
Возрастные особенности:
15 - 16 лет - период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. Завершается физическое развитие организма. Половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно – сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуацией развития, общество ставит перед молодым человеком настоятельно жизненно важную задачу, осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем то стать в будущем, а в плане реального выбора. В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:
«Твоя будущая профессия»
«Роль самообразования в профессиональном определении»
«Знакомство с профессиями»
«О дружбе и друзьях»
«Дружба, любовь, семья»
«Жизнь бесценна»
«О вредных привычках»
«Стрессы и саморегуляция»
«Герои нашего района»
«Овеян славою наш край».
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ.
Помощь семьи в правильной профориентации ребенка
Конфликты и способы их разрешения
Самое главное о проведении ГИА в 2016 году
Как подготовить себя и ребенка к сдаче экзамена.
V ЭТАП. 10 класс (2016 – 2017 учебный год)
Цель работы: развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности, воспитание качеств делового человека, умеющего организовать себя, других, любое дело; научить его жить в классном коллективе, строить со своими сверстниками отношения дружбы, взаимоподдержки;
Возрастные особенности
В 16 – 17 лет ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира. Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают понимать значение слова “мужчина”, а девушки – слово “женщина”.
Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть всевозможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения с взрослыми, чувство дружбы – более избирательным. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.
Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности.
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:
Как сохранить достоинство.
Правила организации пространства общения.
Подросток и законы.
Характер личности.
Темперамент и характер человека.
Умение слышать и слушать другого.
«Аллея памяти»
«Жизнь бесценна» (что мы знаем о СПИДЕ)
Человеческие ценности: надежда, гордость, свобода .
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ.
Отцы и дети (роль личного примера родителей)
"Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних".
"Профилактика ВИЧ/СПИД в молодежной среде".
"Взаимопонимание и равенство в семье".
VI ЭТАП. 11 класс (2017 – 2018 учебный год)
Цель работы: содействие формированию нравственной, гражданской позиции выпускников, процессам самопознания и самовоспитания личности учащихся, их нравственной самореализации; индивидуальная работа с учащимися в целях эффективного взаимодействия в поле личностных проблем развития школьников.
Возрастные особенности:
Характерной чертой нравственного развития в 17-18 лет является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются следующие качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мотивы учения. Много внимания в работе со старшеклассниками классный руководитель должен уделять этическим проблемам. Ни для кого не секрет, что в данном возрасте молодые люди испытывают интерес к “вечным ” проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Решая этические проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые вопросы, которые могут быть связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные молодежные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т. д.
Все перечисленные выше ситуации должны быть в поле зрения классного руководителя и занять одно из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками.
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ:
Секреты обаяния; От чего бывает одиноко?;
Организация знакомства;
Конфликты в общении и способы их разрешения;
Осторожно, "Секта” ; На чем основано взаимопонимание;
«Откровенный разговор с девушками и юношами»
Выбор дальнейшего пути «за и «против»;
Человеческие ценности: правда, жизнь.
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ.
"Роль семьи в готовности подрастающего поколения к продолжению обучения".
"Опасные игры".
"Молодежная культура". Подготовка старшеклассников к выпускным экзаменам.
4. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников.
Тематика и форму проведения "свободных” классных часов дополняется предложениями учащихся.
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно: контроль посещаемости; контроль внешнего вида и сменной обуви; организация дежурства по классу; работа с классным журналом; организация питания.
Еженедельно: проведение классных часов, планерок; проверка дневников; проведение ОПТ; контроль успеваемости; контакты с учителями-предметниками; индивидуальные беседы с детьми; мониторинг самоуправления класса.
Ежемесячно: проведение родительских собраний или дней открытых дверей; подведение итогов и составление рейтинга успеваемости; совместный анализ выполнения плана работы.
В конце каждой четверти: подведение итогов четверти; оформление итогов четверти в журнале и дневниках; составление отчета об успеваемости и посещаемости.
В конце учебного года: проведение родительских собраний или дней открытых дверей по итогам года; подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала; составление отчета; составление плана работы на период каникул; ремонт классного кабинета.
Виды и формы воспит ательной деятельности
Диагностика
Работа с родителями
Индивидуальная работа
- Классные собрания.
- Исследование особенностей личности:
общие сведения;
способности;
самооценка;
темперамент;
уровень воспитанности.
- Исследование межличностных отношений:
психологический климат в классе;
социометрия.
1.Родительские собрания.
2.Тематические консультации.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся, условий и процесса их развития.
- Классные часы:
беседы; лекции;
«Часы общения»;
Ролевые игры;
диспуты; «Мозговые штурмы»;
«Уроки творчества» и т.д.
Психологическая игра для родителей «Идеальный класс»;
индивидуальные консультации;
посещение семей;
диагностика;
совместные мероприятия, походы, экскурсии.
Установление межличностных контактов с каждым ребенком.
Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению.
- Мероприятия:
КТД; конкурсы;
походы; экскурсии;
вечера; акции;
проекты.
1.Педагогические поручения.
2.Пропаганда лучшего опыта семейного воспитания.
Создание условий для реализации социально значимых интересов и потребностей школьников.
Индивидуальная работа
В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом надо помнить о том, что хвалить ребёнка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и данного конкретного ребёнка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с родителями.
Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так, чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребёнка выразил желание посетить её ещё раз, так как абсолютно уверен, что все говорящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает их ребёнка. Даже ругая, нужно найти повод для похвалы - это закон индивидуальной работы классного руководителя с родителями.
Работа с учителями - предметниками.
Возможно, данный пункт не обязателен, ибо работа классного руководителя с учителями-предметниками подразумевается уже самими обязанностями. Тем не менее, и пренебрегать этим направлением работы не стоит.
Систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами.
Осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
Знакомство учителей с условиями жизни и взаимоотношениями в семье ребёнка;
Индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем, конфликтов;
Выяснение у учителей - предметников причин снижения результативности работы того или иного ребёнка, если таковое имеет место.
Вот перечень тех не многих мероприятий, которые предполагается осуществить. Кроме того, участие класса в проведении предметных недель, помимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.
Работа с правоохранительными структурами.
Планируется проводить разъяснительную работу с целью профилактики правонарушений. Организация встреч с социальным педагогом, сотрудниками ОВД, родительской общественностью формирует у ребят навыки ассоциативного правильного поведения в обществе. Кроме того, указанные беседы направлены на повышении бдительности подростков во время пребывания на улице, позднего возвращения домой и т.д.
Каникулярная работа.
Следует помнить, что в воспитании каникул не бывает, тем более, что каникулы – время, которое ребёнок проводит, будучи предоставленный сам себе. Следовательно, возрастает риск не только травматизма, но и негативного влияния улицы. Поэтому, являясь периодом отдыха для детей, каникулы становится временем наиболее активной работы классного руководителя по организации интересного, познавательного, развлекательного досуга своих воспитанников. Для реализации этой цели наиболее приемлемыми являются поездки в города области. Они дают возможность детям пообщаться, почувствовать себя взрослыми, отдохнуть от школы и дома, кроме того, в своей основе несут богатый информационный материал по истории и развитию.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности
Критерии
Показатели
Методики
1. Интеллектуальная развитость
1. Освоенность образовательной программы.
2. Развитость познавательных интересов.
3. Способность к проведению научного поиска
Анализ текущей и итоговой аттестации. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) - 5-6 классы.
Школьный тест умственного развития (ШТУР) - 8-9 классы
2. Нравственная развитость
1. Сформированность основных нравственных качеств личности.
2. Социальная активность учащихся
Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”.
Методика СМ. Петровой “Пословицы” для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение
3. Коммуникативная развитость
1. Коммуникабельность.
2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся
“Я в глазах других” (анализ портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение
4.
Развитость креативных способностей
1. Способность к оригинальному мышлению.
2. Стремление к творчеству
Тест П. Торранса.
Педагогическое наблюдение
5.
Сформированность классного коллектива
1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.
2. Сформированность индивидуальности классного коллектива
Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом. Социометрия
6.
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества
1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе. 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей
Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”.
Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
Список литературы
Ананьев Ю. П, Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2000.
Давыдов В.В Проблемы развивающего обучения. М.: педагогика. 1986. 2. Кушнер Ю. Формирование профессиональных интересов учащихся в семье. Воспитание школьников. 2012. №3 -4.
Лупоядова Л. Ю., Мельникова Н. А., Якимович И. Г. Родительские собрания 8 – 9 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей. Волгоград: Учитель, 2015.
4. Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. М.: педагогическое общество России, 2015. 5. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2011.
6. Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.6 Владос, 2011.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142515
Заголовок 1Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915