Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме «Гласные – е – и в безударных личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени».
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме
«Гласные – е – и в безударных личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени».
УМК «Планета знаний»
Авторы учебника «Русский язык 4 класс» часть 1 Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина (Издательство АСТ Астрель, Москва 2014)
Класс: 4
Тема урока: Гласные – е – и в безударных личных окончаниях глаголов настоящего и будущего времени
Тип урока: открытие новых знаний (второй урок в теме).
Цель урока: ознакомление со способам, приемам решения орфографической задачи по выбору гласных в безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени, построение алгоритма действий правильного написания безударных личных окончаний глаголов.
Задачи: образовательные:
обучить способам, приемам решения орфографической задачи по выбору гласных в безударные личные окончания глаголов, учить составлять алгоритм действий и действовать в соответствии с памяткой – алгоритмом при выборе гласных, упражнять в образовании личных форм глагола и грамотной их записи.
формировать умения различать глаголы I и II спряжения по окончаниям;
Развивающие:
развивать монологическую речь, умение слушать и слышать, строить речь в диалоге, внимание логическое мышление, умение анализировать и сравнивать;
Воспитательные:
воспитывать аккуратность при письме, умение сотрудничать в паре, в группе
Планируемые результаты:
Предметные: знакомство с условиями проявления и признаками орфограммы: безударные личные окончания глаголов, выбор гласных - е – и в зависимости от соотнесенности глагола с определенным спряжением.
Личностные: развивать умения придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей, способности к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Метапредметные:
Познавательные УУД: развивать умения: ориентироваться в своей системе знаний – самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных; делать выводы на основе обобщения умозаключений; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.Коммуникативные УУД: развивать умения оформлять мысль в устной речи, аргументированно высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывания; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат, слушать мнения других.
Регулятивные УУД: развивать умения работать по предложенному плану, ставить цели на основе соотнесения того, что уже известно учащемуся, и того, что еще неизвестно, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; составлять совместно с учителем план (алгоритм) действий, контролировать результаты работы на уроке, соотносить результаты работы с образцом, корректировать отклонения от образца
Основные понятия: глагол, время, спряжение, личные окончания глаголов,
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа.
Оборудование: презентация, учебник русского языка, рабочая тетрадь.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя. 1.Мотивирует и контролирует быструю готовность к уроку, настраивает на учение.
- Прозвенел весёлый звонок,
начался долгожданный урок.
- Что вы хотите пожелать друг другу?
2. Контролирует правильность оформления даты, классной работы в тетрадях.
а) Запись в тетради. Дата урока, Классная работа.
б) Работа по совершенствованию техники письма. Мотивирует к упражнениям по технике письма: расписка руки –ее –и (упражнение на с.24 Рт 1,2 строка) Учащиеся встают у парты, приветствуют учителя, гостей, друг друга.
Дети хором
Думай, слушай, рассуждай и соседу помогай.
Вместе думать интересней.
Хорошо, когда мы вместе
Учащиеся оформляют записи в тетради. Проводят взаимопроверку, оценивают работу друг друга, сравнивая с образцом (анализируют соединения, подчеркивают правильные соединения, исправляют ошибки) Личностные: придерживаться этических норм общения
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность
Коммуникативные: формирование умения, представлять другим свою работу и результат, слушать мнения других.
Актуализация знаний.
Цель: актуализация изученных орфограмм в личных формах глагола. Ввод в тему урока. 1.Побуждает к орфографическому анализу глаголов, вспомнить изученные орфограммы в личных формах глагола:
- На какие орфограммы подобраны глаголы?
Слуша…шь (1 спр)
Се…шь – сеять
Пиш…шь2. Мотивирует к осмыслению известных приемов при решении орфографической задачи, к выбору трудного варианта и шагов его решения.
- В каком варианте труднее выбрать безударные гласные в личных окончаниях глаголов и почему?
- Как можно действовать в выборе гласной? Учащиеся проводят орфографический анализ глаголов:
- Гласные –е – и в безударных личных окончаниях глаголов.
Учащиеся выбирают наиболее трудный вариант, аргументируют выбор, используя сведения, полученные на предыдущем уроке.
- В третьем варианте. Не известно спряжение глагола.
Учащиеся выдвигают версии выбора гласной.
Записывают глаголы в тетрадь. Коммуникативные: развиваем умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
Познавательные: развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний – самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи,
Регулятивные: развиваем умения самостоятельно ставить цели после совместного предварительного обсуждения .Постановка учебной задачи. Цель: Мотивировать учащихся на самоопределение темы, задач урока, строить план действий для достижения цели. Мотивирует учащихся к определению темы и задач урока.
- Так какова тема нашего урока?
- Какую учебную задачу сегодня поставим перед собой? Чему мы должны научиться? Учащиеся формулируют тему и задачи урока и фиксируют на доске в колонке «хочу научиться»
- Гласные –е-и в безударных окончаниях глаголов.
- Должны научиться действовать в определенном порядке чтобы правильно выбрать гласную в окончании глагола.
(оценка ответов учащихся учителем) Организация познавательной деятельности. Цель: алгоритмизация действий по выбору гласной в безударных личных окончаниях глаголов.
Реализация построенного алгоритма. Цель: отработать алгоритм действий для самостоятельной работы. Стимулирует поиск рациональных шагов в решении новой задачи
Парная работа по учебнику с. 70 упр.155
2.Организует обсуждение версий и составление памятки-алгоритма
- Какой первый шаг нужно сделать при написании безударного окончания?
- Для чего необходимо поставить глагол в неопределенную форму?
Организует упражнение в использовании алгоритма на примере упр 156.с.70, работа в парах Учащиеся работают в парах, выполняя упр. 155.Осознают важность рациональной последовательности действий при выборе безударных гласных в личных окончаниях глаголов.
Выдвигают предложения, обсуждают в парах, коллективно, составляют коллективную памятку-алгоритм.
- Поставить глагол в неопределенную форму.
- Чтобы определить спряжение. Если глагол в неопределенной форме оканчивается не на –ить, это глаголы 1 спр., если глаголы в неопределенной форме оканчиваются на –ить, то эти глаголы относятся ко 2 спр.
Выполняют упр.156 (по четыре слова) с опорой на памятку-алгоритм в паре, проводят взаимооценку работы
Познавательные: развиваем умения перерабатывать полученную информацию
Коммуникативные: развиваем умения оформлять мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывания; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат, слушать мнения других.
Регулятивные: развиваем умения составлять план решения учебной задачи, работая по предложенному плану сверять свои действия с образцом и вносить коррективы;
Физминутка. Цель: снять усталость с опорно-двига-тельного аппарата посредством физических упражнений. Организует и проводит упражнения на снятие усталости с опорно-двигательного аппарата Выполняют физические упражнения под счет Личностные: проявляют готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Первичное закрепление.
Цель: организация проверки усвоения детьми нового знания. Проверка парной работы. Действие по алгоритму.
- Как вы действовали при написании глаголов? (Работа по алгоритму)
- Необходимо ли указывать все грамматические признаки глагола, чтобы верно написать окончания?
- В какой паре возникли затруднения?
-Теперь каждый ученик должен оценить своё умение писать безударные окончания глаголов. В тетради, на линеечке покажите уровень вашего умения. Учащиеся отвечают на вопросы учителя
1. Ставлю ударение.
2.Ставлю глагол в неопределенную форму.
3.Если глагол в неопределенной форме оканчивается на – ить – 2 спр, вставляю букву – и, другое окончание – 1 спр., вставляю букву – е.
- Нет, достаточно определить спряжение.
Учащиеся проводят самооценку, чертят линеечку и указывают уровень усвоения материала.
(оценка устных ответов учителем) Познавательные: развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний; формулировать ответы на вопросы.
Личностные: развиваем умения придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей, способности к самооценке.
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по памятке-алгоритму.
Цель: дать возможность каждому ребенку оценить себя в усвоении нового материала 1.Организует наблюдение над образованием точных личных форм глаголов в зависимости от их видовой принадлежности. Упражняет в решении орфографических задач, руководствуясь памяткой-алгоритмом с. 71 упр 157.
Упражняет в решении орфографических задач, руководствуясь предложенным алгоритмом на базе предложений (пословиц). Развивает орфографическую зоркость при визуальном и слуховом восприятии слов с несколькими орфограммами.
Запись предложений под диктовку:
Что посеешь, то и пожнешь.
На час отстанешь – за день не догонишь.
Сам не научишься – никто не научит.
2.Организует выполнение в парах упражнения на самопроверку умений (тренинговое упражнение с. 38, к. 4 ДКЗ). Инструктирует, учит вчитываться в задания упражнения. Учащиеся выполняют упражнение, учатся в точности образования форм лица глагола, учатся следовать при решении орфографической задачи памятки-алгоритму. Проводят самооценку.
Развивают визуальную и слуховую орфографическую зоркость. Постигают народную мудрость.
Самооценка работы по памятке-алгоритму.
Проверяют свой уровень понимания темы, осуществляют взаимопроверку, учатся договариваться, вырабатывают общее решение. Познавательные: развиваем умение структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: развиваем умение само регулировать осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные: развиваем умения выражать свои мысли, оценивать качество своей работы и общей учебной деятельности.
Рефлексия учебной деятельности. Цель: повторить алгоритм действий, установить степень усвоения материала в конце урока, сравнить результат. Стимулирует к рефлексии, к самооцениванию:
- Как определить какую букву –е или –и нужно вставлять в безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени?
- Какие еще задачи вы можете еще поставить перед собой, работая по данной теме?
- На шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов.
Подводит итог работы на уроке, оценивает продемонстрированные учащимися умения, результат деятельности и выставляет отметки. Учащиеся повторяют алгоритм рассуждения.
- Научиться безошибочно писать безударные окончания глаголов без опоры на памятку- алгоритм
Отмечают уровень овладения умением на шкале Познавательные: развиваем умение структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: развиваем умение само регулировать осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные: развиваем умения выражать свои мысли, оценивать качество своей работы и общей учебной деятельности
Домашнее задание Инструктирует по выполнению домашнего задания: повторить определение с 69, упражнение 158, 160 (устно). Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.