Развитие творческой исследовательской активности дошкольников а процессе детского экспериментированияю

Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Кравцова Наталья Павловна
Воспитатель 1 квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 17»
г. Березники Пермский край.


Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
Термин "экспериментирование" понимается, как особый способ практического освоения действительности. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение).
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности в которой знания приобретались.
Реализация такой важной образовательной области как "Познание" в части развития познавательно- исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы, как:
-исследование;
-проектирование;
-коллекционирование;
-экспериментирование.
Эти формы работы позволяют обеспечить достижение интегративного качества выпускника дошкольного учреждения, которое определено в ФГОС как "Любознательный, активный".
Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дошкольники- прирожденные исследователи. И тому подтверждение- их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что- то новое. Опасность такой "самодеятельности" заключатся в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Задача педагога- не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Эксперимент же специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами природы, одновременно решая следующую задачу:
- расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Вся поисковая деятельность делится на то, как ребенок работает сам и с помощью воспитателя.
Сам ребенок
С помощью воспитателя

Активность исходит от самого ребенка. Он самостоятельно строит свою деятельность: ставит цель, ищет способ достижения.
Ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Активность исходит от взрослого, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Работа организовывается таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. Первоначально учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, а потом материалы и оборудование выносится в предметную среду для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Рекомендации по поддержанию у ребенка интереса к экспериментированию:
Поддерживать у ребенка положительную самооценку;
Дети старшего возраста задают много вопросов "Отчего?", "Почему?", "Зачем?". Для поддержания интереса вместе с детьми желательно, чтобы занимался какой- нибудь персонаж, который участвует вместе с детьми в опытах и экспериментах, решает возникшие вопросы, приносит интересные вещи юным исследователям;
Постепенное усложнение;
Работа проводится через занятия, наблюдения и экспериментальную деятельность.
В уголке экспериментальной деятельности (мини- лаборатория) должны быть выделены:
- место для постоянной выставки (различные коллекции, редкие предметы: раковины, кристаллы, камни);
- место для приборов;
- место для проведения опытов;
- место для хранения природного и "бросового" материалов (песок, вода, опилки, перья, пенопласт).
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших "открытий", которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Экспериментальная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать, как много интересных вещей есть в окружающем мире, учит самостоятельно думать, принимать решения, анализировать и делать выводы.
В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность.
Список литературы:
1. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.- М. ТЦ сфера, 2007.
2. Куликовская И.З. детское экспериментирование /И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир. - М.: педагогическое общество России, 2005.
3. Совенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара: Учебная литература. 2005.
4. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста /Г.П.Тугушева. Ф.Е. Чистякова.- СП6: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008.