Статья Развитие творческой активности учащихся на уроках математики
Развитие творческой активности учащихся на уроках математики
Ещё К. Д. Ушинский писал, что “…ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения … убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдёт”.
Любопытство – естественная реакция человека на всё неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу урока.
Перечислю ряд приемов, позволяющих активизировать деятельность учащихся:
Групповой метод при решении задач. Работа в парах.
Различные формы работы с книгой.
Использование всевозможных видов поощрений (слова).
Игровые технологии.
Индивидуальные задания, карточки с легкими заданиями.
Использование на уроках элементов историзма, занимательности.
Использование проблемных ситуаций.
Составление опорных схем.
Компьютерные технологии.
Никогда не начинаю урок без вводной части, возбуждающий интерес и внимание учащихся. Вводной частью может и должен быть 3-5-минутный увлекательный рассказ, связанный с историей математики, отгадать слово при решении примеров, интересный рассказ, занимательные вопросы.
Чтобы у подростка выработалось отношение к людям, к самому себе, развивались творческие способности, нужно, чтобы окружающая жизнь, его деятельность требовали от него активного выражения этого отношения. Поэтому в систему упражнений включаю задания, содержащие наиболее полезные и интересные в общеобразовательном плане сведения из биологии, географии.
При изучении темы «Натуральные числа» даются задания: Найти, как появились термины «миллион» и «миллиард»?
Учащиеся находят, что в 13 веке известный художник Марко Поло посетил Китай и чтобы выразить несметные богатства этой чудесной страны, придумал слово «миллион», а слово «миллиард» вошло в употребление со времен франко-прусской войны в 1987 году, когда французам пришлось уплатить Германии - победителю 5 тысяч миллионов франков.
При изучении темы «Единицы измерения» учащиеся получают задания: найти художественные произведения, связанные с древними единицами измерения.
Учащиеся называют сказки «Дюймовочка» (дюйм ~ 25мм), «Мальчик-с-пальчик» (от горшка два вершка, а вершок ~ 89мм), поговорку «Мал золотник, да дорог» (золотник ~ 4г), «Каждый купец на свой аршин меряет» (аршин ~ 71см).
Для повышения интереса учащихся к урокам математики используются разнообразные методы:
составить математический кроссворд, придумать зашифрованные задания, в которых надо решить примеры, или уравнения, где ответы обозначают различные буквы, составляющие зашифрованное слово, поговорку, пословицу или название сказки.
Также решаются всевозможные задачи, например:
1)Сколько за сутки человеческое сердце перекачивает тонн крови, сколько за двое суток, за месяц, если за час оно перекачивает около 300 литров?
2)Сколько в человеческом теле капилляров?
Оказывается, что 100 млрд. капилляров, общая длина которых 60-80 тыс. км. Нитью из капилляров человека можно почти дважды опоясать Землю по экватору.
Огромное значение для развития творческой деятельности учащихся играют дидактические игры, которые можно использовать на различных этапах урока.
На уроках учащиеся придумывают примеры, друг с другом меняются, проверяют, сказки сочиняют.
Формой организации контроля выбрала уровневую дифференциацию.
Если учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности школьников, то в результате закладываются предпосылки к низкой учебной продуктивности школьников, что создает у них неудовлетворенность своим трудом, порождает недисциплинированность.
Одним из признаков недисциплинированного поведения школьников на уроке можно назвать отсутствие внимания.
Чтобы слушать учителя, быть внимательным к ответам товарищей, нужны волевые усилия. Воспитанию у учащихся внимательности как черты личности мешает частая смена видов деятельности на уроках или однообразия ее форм, т.е. когда на уроке создается видимость активности учащихся, но недостает спокойной углубленной сосредоточенности. Однако стремление учителя заставить школьников весь урок трудиться на высоком умственном напряжении приводит к тому, что ученик устает и теряет внимание.
Сохранять и поддерживать внимание учащихся на уроке позволяет чередование заданий воспроизводящего и творческого характера.
Большую роль в формировании организованности и дисциплинированности учеников играет морально-психологическая атмосфера на уроке, его микроклимат. Психологическая атмосфера или микроклимат урока – это эмоционально-психическое состояние учащихся и учителя на уроке. Оно может характеризоваться как оптимистическое, когда на уроке есть радость общения, доверия между учителем и учениками, бодрость и взаимопонимание. Такое состояние отношений в коллективе А.С. Макаренко называл мажорным. При этом у учащихся нет чувства страха, они уверены в себе, им присуща сознательная дисциплина. Вместе с тем хороший микроклимат урока характеризуется высокой требовательностью учителя к учащимся, а учащимися друг к другу.
Нездоровый климат на уроке – это неуверенность учащихся, скука, нервозность, боязнь, что спросят и т.д. Все это создает гнетущую атмосферу на уроке, что может вызвать психический стресс, влекущий за собой грубое нарушение дисциплины. Знание преподаваемого предмета и владение методами обучения, понимание, в каком направлении надо воспитывать детей, - все это, конечно, необходимо учителю для воспитания сознательной дисциплины учащихся.