Статья Формирование стратегии успеха при подготовке к ЕГЭ по немецкому языку
Формирование стратегии успеха при подготовке старшеклассников
к сдаче ЕГЭ по немецкому языку.
Автор: Рязанова Надежда Михайловна –
учитель высшей категории, Учитель- методист,
Почетный работник общего образования
г. Троицк Челябинской области
Не секрет, что все учителя, подопечные которых выбрали ЕГЭ по иностранному языку, испытывают огромное волнение, так как именно этот экзамен считается самым сложным (объемным и многогранным и с 2015 года проводится в 2 дня ).
Уровни сложности заданий ЕГЭ соотносится с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы следующим образом:
Базовый уровень А2+
Повышенный уровень В 1
Высокий уровень В 2
Мои ученики начали сдавать экзамены по немецкому языку в форме ЕГЭ с 2007 года. Мы стали «первопроходцами» от города Троицка и показали при этом довольно хорошие результаты.
Результаты ЕГЭ моих выпускников
-80010101600
00
Год Кол-во детей Баллы Рейтинг по городу Средний балл по области Средний балл по России
2006-2007 1 77 1 72,67 63, 68
2007-2008 1 69 1 67,39 56,30
2010-2011 1 64 1 42,17 42,26
2013-2014 1 74 1 58,8 64,4
2014-2015 2 88
79 1
2 66 61, 7
На учителе лежит огромная ответственность за подготовку детей к итоговому тестированию. Поэтому я считаю, что подготовку к нему следует начинать как можно раньше, примерно в 7-8 классах.
Для этого в каждом кабинете иностранного языка нашей школы создана копилка всевозможных тестов из приложений к УМК Бим И.Л. и других авторов , тестов Fit in Deutsch-1, Fit in Deutsch-2, из приобретенных КИМ разных лет.
Всем известно, что сдача любого экзамена может привести подростка к нервному перенапряжению, стрессу. Чтобы не было неожиданностей, суеты и нервотрепки , выбравшие экзамен учащиеся должны четко представлять себе, что их ожидает, какой инструментарий контроля их знаний и умений будет применен, какова технология и регламент экзамена , а также каковы критерии оценивания. Считаю , что сдающие экзамен, должны четко ориентироваться не только в тестовых заданиях, но и во времени, стараться сэкономить на простых заданиях, чтобы больше времени посвятить более сложным.
Считаю важным, что обучающиеся должны четко знать время, отводимое на тот или иной вид деятельности, критерии оценивания письменной и устной речи. Во время тренировки мы стараемся строго соблюдать регламент.
Аудирование -30 минут
Чтение – 30 минут
Грамматика и лексика- 40 минут
Письмо – 80 минут
Устная речь – 15 минут, включая подготовку ( ведется аудио- и видеозапись)
После каждого теста или творческого задания обязательно проводим разбор ошибок, недочетов, отмечаем удачные аргументы в эссе и личном письме. Активно используем само- и взаимоконтроль.
Многолетний опыт показывает, что многие обучающиеся имеют проблемы с написанием эссе – рассуждения по предложенной схеме, теряют баллы в организации текста, затрудняются в поиске аргументов «за» и «против».
В устной речи иногда сложность вызывает сравнение предложенных фотографий . Этот груз неудовлетворенности усугубляется еще и тем , что на сегодняшний день пока еще сложно найти каких - либо примерных образцов выполнения творческих заданий по письменной и устной речи по немецкому языку. Чтобы немного облегчить жизнь своих выпускников, дать им весомые ориентиры в подготовке к ЕГЭ, я попробовала сформулировать так называемые «Полезные советы сдающему ЕГЭ по немецкому языку», в основу которых легли мой личный многолетний опыт и некоторые рекомендации коллег - учителей немецкого и английского языков , авторов КИМ, сотрудников ФИПИ ( в частности В.В. Матюшенко).
«Как сдать ЕГЭ на 5? Полезные советы»
1. Аудирование 30 минут.
В этой части проверяется, главным образом, насколько хорошо вы понимаете немецкую речь на слух. Каждое задание диктор повторит два раза с паузой около 15 секунд
Стратегия успеха: пробежаться глазами по вопросам задания к тексту и ответам перед прослушиванием! В то время, когда по-русски будет говориться «Сейчас Вы будете выполнять задания по аудированию. Каждый текст прозвучит два раза…» ты можешь это не слушать, а уже читать сами задания! Так вместо положенных 20 секунд у тебя будет в несколько раз больше времени, чтобы прочитать вопросы и варианты ответов к ним.
Порой даже еще не услышав текст, можно предположить, что один из вариантов неверный, потому что звучит попросту слишком нелогично.
Если перед тобой два похожих варианта, отличающихся между собой одной маленькой деталью, обрати внимание на эту деталь – возможно, именно здесь авторы задания хотели тебя подловить!
Также тебе дадут прослушать несколько высказываний, которые нужно будет соотнести с заголовками или темами. Затем прозвучит диалог, к которому предложат задания на выбор по принципу richtig / falsch / steht nicht im Text.
И в конце прозвучит интервью, после которого последует 9-10 вопросов, где из трех вариантов ответа нужно будет выбрать один правильный. Главное – сконцентрироваться на прослушивании и внимательно перенести правильные варианты в бланк ответа! Дикторы будут читать текст четко, два раза, даже если какое-то слово останется непонятным, не стоит паниковать, задание можно будет наверняка решить и без этого слова! И – выигрываем время для чтения вопросов с помощью маленькой хитрости, о которой уже было сказано выше.
2. Чтение 30 минут
В этом разделе будет проверяться, хорошо ли ты умеешь понимать написанный текст, что уже понятно из названия этой части. Большинство людей написанный текст воспринимает легче, чем на слух, поэтому с этой частью экзамена все справляются без проблем.В первом задании тебе нужно будет выбрать соответствия между небольшими текстами (объемом 5-6 строчек) и заголовками к ним. Один заголовок будет лишним, поэтому авторы экзамена нарочно их сформулируют так, чтобы казалось, будто к одному тексту подходят два заголовка. Подумай, где тут подвох и почему один из двух похожих вариантов неправильный/
Затем тебе нужно будет прочитать небольшой текст (объемом примерно в полстранички) и заполнить пропуски в тексте с помощью предложенных вариантов. Один вариант снова окажется лишним.
И напоследок тебе нужно будет прочитать кажущийся непомерно длинным текст (целая страница с небольшим!), и штук 5-6 вопросов к нему, где из 4 вариантов ответа нужно выбрать один правильный.Стратегия успеха: сначала бегло читаем вопросы с ответами, затем текст! При прочтении текста не пытаемся понять дословно и перевести каждое предложение – улавливаем смысл! Смотрим, где в тексте встречаются слова и фразы из вопросов и что сказано по каждому из вопросов. Может быть, ответ на первый вопрос встретиться лишь во втором абзаце текста, а ты уже пять минут по третьему кругу читал второе предложение из первого абзаца – впустую!
Поэтому важно сначала ознакомиться с вопросами, и только затем приступать к чтению самого текста.
3. Личное письмо 100-140 слов макс.-6 баллов
Внимательно прочитайте не только инструкцию, но и текст - стимул. Наметьте для себя план ответного письма.
Четко разграничивайте абзацы. Старайтесь, чтобы каждому пункту вашего плана соответствовал один абзац. Не забывайте о средствах логической связи.
Помните: у немцев нет красной строки, вместо нее можно сделать пробел.
Не игнорируйте все вопросы друга, за это вам снизят оценку.
Не забывайте, что вы пишите письмо личного характера. Избегайте сложных выражений и чересчур умных слов, однако помните, что за скудную лексику тоже снижают балл.
Следите за временем. Рекомендуемое время на это задание 15-20 минут.
Оставьте время, чтобы еще раз прочитать и отредактировать написанное.
Научитесь быстро ориентироваться в объеме написанного. Посчитайте, сколько слов у вас умещается на одной строчке, потом умножьте это число на количество строк. В зачет пойдет только 90-154 слова
Абзацы:
Обращение,
на новой строке благодарность, извинения, реакция на информацию друга ( рад, что ты победил в конкурсе, побывал в Испании и т.д.)
Ответы на вопросы друга.
Вы задаете свои 3 вопроса.
Завершающая фраза
Привет, ваша подпись (без фамилии!)
4. Формат, правила написания эссе.
200-250 слов ( проверяется 180-275 слов, max – 14 б)
Структура эссе. Возможные клише.
Эссе должно состоять из 3 частей : вступление, основная часть, заключение
(5 абзацев по предложенному в задании № 40 плану)
Абзац №1- Einleitung Erklären Sie die Problematik allgemein.- Вводное предложение
общего характера о ситуации по проблеме в целом.( Одно сложное или 2 простых.)
Возможные клише:
1. Веками люди спорят ( дискутируют) о…
2. Сегодня мы все еще обсуждаем …
3. Годами проблема …. была одной из самых серьезных.
4. В последние годы широко обсуждается проблема/ вопрос…..
5. Люди всегда считали/ верили/ полагали , что …..?
6.Существует популярное мнение ,что ….
7. Очень часто можно услышать, что……
8. Можно начать эссе, переформулировав вопрос из задания своими словами и задав риторический вопрос, вроде Stimmt das wirklich so?
Абзац № 2- Ihre persőnliche Auffassung Четко выразите свое мнение по теме ( 1 предложение)
Аргумент №1 ….. Детализация ( пояснения или примеры)
Аргумент №2 Детализация ( пояснения или примеры)…….
Приберегите веский контрагумент для заключения!
Возможные клише:
1. Я считаю, полагаю, что ….
2. Я совершенно уверен…. Я не сомневаюсь в том
3. Во- первых , во- вторых…, прежде всего…., кроме того…, не напрасно ( nicht umsonstмногократно (vielmals)
4. Из реальной жизни мы можем видеть, что….
5. Это можно проиллюстрировать ….
6. Возьмем к примеру….
Абзац №3- Gegenmeinung( другая точка зрения , совершенно не совпадающая с вашей))
1 или 2 аргумента оппонентов с детализацией ( пояснения или примеры)
Возможные клише:
1. Тем не менее другие люди спорят…
2. В то же время многие выступают за….
3. Некоторые , однако, думают иначе…
4.По этому вопросу( проблеме) существует мнение, которое отличается от моего…
5. Противники моей точки зрения говорят, что
6 В противоположность моему мнению ….
Абзац № 4 - Contraargument
(Erklären Sie , warum Sie diesen Argumenten nicht zustimmen kőnnen)
Возможные клише:
1. Я абсолютно уверен , что они не правы, т.к. …..
2. Боюсь, что я не могу согласиться с этой точкой зрения, т.к. …..
Абзац № 5- Schlussfolgerung( abschlieβende Einschätzung Ihrer Aussage)
Четко выразить то же самое личное мнение , но другими словами+ с кратким итоговым обобщением, сильным аргументом( + цитата, поговорка, риторический вопрос, выражение надежды)
Возможные клише:
1. Вопреки ( wider, zuwider, trotz…)мнению других людей я считаю , что….
2.В целом я чувствую, что преимущества ----- перевешивают его недостатки.
3. Я хотел бы подчеркнуть, что по моему мнению….
И последняя фраза - заключение: Zusammenfassend kann man sagen, dass… / Zum Schluss möchte ich betonen, dass…
Стратегия успеха: дома обязательно нужно потренироваться писать аргументированные тексты на разные темы. Просто придумывать тезисы на совершенно различные темы (немецкий: «Без знания немецкого в современном мире не прожить», интернет: «Онлайн обучение открывает новую эру в образовании», спорт и так далее ) и находить на немецком аргументы за и против. Написав раз десять такое эссе, во-первых, не тратишь время на выстраивание текста и подбор вводных фраз (потому что уже знаешь наизусть, с чего начнешь и как закончишь), а во-вторых, в целом быстрее находишь аргументы за и против.
Важно помнить: времени на то, чтобы написать весь текст сначала полностью на черновике, а потом без ошибок переписать на чистовик, попросту не будет! Поэтому на черновике пишем лишь набросок (план) + главные аргументы за и против, без вводных фраз! Вводные фразы должны прийти сами собой, после того, как раз десять напишешь пробное эссе. Во время такой тренировки выработается набор фраз, которые можно как каркас использовать при написании любого текста такого типа.
Устная речь на ЕГЭ ( макс. – 20 баллов)
Задание 1 – Чтение вслух –( макс.- 1 балл)
Подготовка – 1, 5 минуты, чтение вслух – уложиться в 1,5 минуты Безошибочное, плавное чтение, соблюдение всех фонетических норм (звуки, интонация, логическое ударение…)
Задание 2- постановка вопросов –( макс - 5 баллов)
Прочитать про себя рекламу, задать 5 прямых вопросов по предложенному плану
( подготовка – 1, 5 минуты) Wann…? Wo…? Welche …? Mit wem…? … Wie vielе…?
Задание 3 ( макс.- 7 баллов)
Выбрать одну из 3 фотографий и описать ее, ответив на предложенные вопросы.
Рекомендуется на каждый вопрос сказать 2-3 фразы. Подготовка – 1,5 минуты. Говорение- не более 2 минут. Говорить связно, логично, не отступая от содержания фотографии. Учитывается наличие вступления и заключения, использование средств логической связи, языковое оформление речи. Вам нужно дать развернутые ответы на 5 вопросов:
1. Wann haben Sie das Foto gemacht?2.Was oder wen zeigt das Foto?
3. Was passiert da gerade?
4. Warum bewahren Sie das Foto in Ihrem fotoalbum auf?
5. Warum haben Sie beschlossen, das Foto zu zeigen?
Начать свою речь рекомендуется так: Ich habe das Foto №.. gewählt.
Рекомендуемые клише ответа на вопрос №1 - Wann haben Sie das Foto gemacht?
1. Das Foto wurde im vorigen Jahr / im Winter… / ….. aufgenommen.
2. Das Foto wurde bei … (Feier) gemacht.
Рекомендуемые клише ответа на вопрос №2 - Was oder wen zeigt das Foto?
1. Ich habe dieses Foto../ auf einem Campingplatz / während einer Wanderung /.. aufgenommen.
2. Auf dem Foto ist, / sind …. zu sehen3. Die handelnden Personen sind….
4. Hier kann man …. sehen( bewundern)…
Рекомендуемые клише ответа на вопрос №3 - Was passiert da gerade?
1. Das Foto zeigt / demonstriert / schildert …eine Szene aus…
2. Die aufgenommenen / handelnden Personen / Freunde / meine Gäste /.. nehmen an einem
( Wettbewerb , …. ) teil.
3. Sie bereiten sich auf…..vor. Das ist unsere Lieblingsbeschäftigung….
4. Alle sind…. Es ist sichbar, dass …….
Рекомендуемые клише ответа на вопрос №4 - Warum bewahren Sie das Foto in Ihrem Album auf?
1. Ich bewahre dieses Foto auf, weil ich diese Szene sehr attraktiv/ interessant/ nett /
bewunderswert finde.
2. weil ich dieses Ereignis verewigen mőchte,
3. weil die schőnen Landschaften mich immer faszinieren,und ich mőchte sie ins Gedächtnis einprägen….
4. weil ich mich fűr … schwärme / interessiere5. Auβerdem wollte ich dieses Foto fűr mein Projekt / fűr unsere Wandzeitung / …. benutzen.
Рекомендуемые клише ответа на вопрос № 5 - Warum haben Sie beschlossen, das Foto zu zeigen?
1. Ich zeige dir dieses Foto, den ich weiβ, dass du auch dafűr interessierst.
2 Zweitens, …. damit du dieses Ereignis miterleben kőnntest.
3. Nebenbei gesagt( между прочим)…
Задание 4 ( макс.- 7 баллов)
Вам предстоит сравнить 2 фотографии, сказать, что их объединяет, чем они отличаются друг от друга. Что вы предпочитаете, почему? Ваша речь должна иметь вступление, заключение, обоснование предпочтений, правильно оформлена в языковом плане. Должны использоваться средства логической связи. Время на подготовку – 1,5 минуты. Говорение - не более 2 минут. Постарайся сказать по каждому пункту 2-3 фразы. Говорить связно, логично, не отступая от содержания фотографии.
Plan
1. Beschreiben Sie kurz beide Fotos.2. Sagen Sie , was beide Fotos gemeinsam haben.
3. Sprechen Sie darűber, was beide Fotos unterscheidet.
4. Erklären Sie, was Sie vorziehen.
5. Erklären Sie, warum.
Возможные клише:
Auf dem Bild 1 ist/ sind ….. zu sehen.
Auf dem Bild 2 kann man sehen, dass…..
Im Vordergrund / im Hintergrund…….
Rechts/ links/ vorn / hinten / űber …..
Diese zwei Fotos verbindet ein Thema …
Es gibt aber wesentliche Unterschiede…..
Was mich angeht,( anbetrifft), so bevorzuge ich das Bild 1 / 2…
Ich meine /denke , dass ….
Abschlieβend/ zusammenfassend kann man sagen , dass …..
Alles in allem mőchte ich sagen, dass ….
Hals- und Beinbruch, liebe Freunde!Все у вас получится , если заниматься регулярно грамматикой, решать , ежедневно слушать немецкое радио, смотреть немецкие учебные видео Online/
По этой ссылке можно посмотреть и услышать образец описания картинки
(Уровень В1) http://blog.pasch-net.de/pasch-global/archives/746-Wie-beschreibt-man-ein-Bild.html