Методика формирования речевых умений и навыков младших школьников


Методика формирования речевых умений и навыков в процессе проектной деятельности младших школьников
В настоящее время в условиях внедрения новых образовательных стандартов работа над проектами становится чрезвычайно актуальной, так как обучение предполагает субъектную позицию ребенка в познавательном процессе, предоставляет возможность свободы выбора, проявления индивидуальных стремлений и развития личности.
Проект (от латинского projectus – брошенный вперед) – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния), в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. Включаясь в проектную деятельность, школьники учатся размышлять и прогнозировать, формируют адекватную самооценку. В качестве средства обучения проектная деятельность позволяет управлять как содержанием проекта, так и его уровнем сложности.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы и методы деятельности, направленные на достижение результата, то есть создания проекта. Обязательным условием проекта является наличие выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная учебная деятельность обучающихся связана с выявлением и удовлетворением их потребностей посредством проектирования и создания продукта, обладающего новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются самими обучающимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта.
Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» можно считать взаимосвязанными, так как метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения. Существуют разные уровни проектов: 1) исполнительский (когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, так как на начальном этапе использования проектного обучения у обучающихся недостаточно опыта для самостоятельного поиска); 2) конструктивный (возможен тогда, когда обучающиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект); и 3) творческий (если дети сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт).
Также рассмотрим классификацию учебных проектов:
1) Классификация проектов по доминирующей деятельности обучающихся:
- практико-ориентированный проект (он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика);
- исследовательский проект (по структуре он напоминает научное исследование);
- информационный проект (направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории);
- творческий проект (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов)
2) Классификация проектов по комплексности и характеру контактов:
а) по комплексности (предметно-содержательной области):
- монопроекты. Как правило, такие проекты осуществляются в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководителем могут являться учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть математическими, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция на этапе подготовки продукта к презентации (например, компьютерная вёрстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника). Монопроекты могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
- межпредметные проекты. Они проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.
б) по характеру контактов:
- внутриклассные,
- внутришкольные,
- региональные (в пределах одной страны),
- международные.
3) Классификация проектов по продолжительности:
- мини-проекты (могут укладываться в урок или часть урока).
- краткосрочные проекты (требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп). Основная работа приходится на сбор информации, изготовление продукта и подготовку презентации, которая осуществляется в рамках внеклассной деятельности и дома.
- недельные проекты (выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта). Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
- долгосрочные (годичные) проекты (могут выполняться и в группах, и индивидуально). Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Также могут использоваться индивидуальные и групповые проекты. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проекты, выполняемые индивидуально, вносятся элементы групповой работы. Включая групповую работу в каждый проект, мы помогаем детям развивать навыки сотрудничества, взаимовыручки, ответственности. При этом учитываются индивидуальные особенности обучающихся, их способности, увлечения и возможности.
Можно считать, что вся проектная деятельность состоит из следующих этапов:
Выбор темы проекта (актуальность), его типа (исследовательские,информационные, творческие, игровые, практические – по доминирующему методу). (Ответ на вопрос – «Зачем?»)
Обозначение проблемы, которую необходимо исследовать в рамках намеченной тематики и последовательности её решения. (Ответ на вопрос – «Что?»)
Выбор методов исследования и поиска информации. (Ответ на вопрос – «Как, что получится?»)
Самостоятельная работа участников проекта (индивидуальная, парная, групповая)
Защита проектов
Коллективное обсуждение, внешняя оценка, формулирование выводов о проделанной работе.
Однако при всех достоинствах метода проектов, следует отметить, что этот метод требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся. Также следует отметить, что проводиться эта работа должна систематически. Только в этом случае можно достигнуть хорошего результата. Нужно помнить, что многие школьники могут испытывать трудности в выборе темы проекта, в процессе работы над ним, поэтому должна проводиться предварительная подготовительная работа.
Таким образом, в педагогическом контексте метод проектов – это реализация цели, принятой и осознанной обучающимися, актуальной и интересной для них, которая основывается на детской самодеятельности, поэтапного движения к цели, на конкретном творческом деле. Проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, проблемно-поисковых и креативных методов, инструментально направленных на самостоятельное достижение детьми задуманного результата, получение продукта и его презентацию.