Классное самоуправление как фактор развития личности.
Классное самоуправление как фактор развития личности
Автор: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Размер: 39.5 КBДобавлен: 05.12.2013.
1сл. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
Актуальность
Время неузнаваемо изменило общество, которое предъявляет новые требования к учреждениям образования. Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.
Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Обязанность учителя начальных классов - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
2сл. Подготовку к полноценной и ответственной жизни нужно начинать с того момента, как ребенок впервые переступил порог школы, с первого класса. И лучший способ воспитать гражданина – это постепенное, поэтапное, разумное и целенаправленное развитие ученического самоуправления.
Если говорить о самоуправлении, то его организацию условно можно разделить на три этапа, время которых также достаточно условно.
3сл.
Этапы развития коллектива
I Этап:
Организационную функцию классный руководитель берет на себя:
- предъявляет требования
- задает правила и нормы взаимоотношений
- прививает интерес детей к совместной деятельности
II Этап:
Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.
Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.
III Этап:
Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.
С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.
Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:
4 сл. Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?
5сл. Рассматривая самоуправление в моем классе можно сказать, что самый трудный этап его развития мы успешно проходим. В классе учится 26 человек: 14 мальчиков и 12 девочек.
6сл.На общем собрании путем тайного голосования был выбран командир класса – Колычев Дмитрий. Командир класса был ознакомлен со своими правами и обязанностями. Уже можно сказать, что дети действительно умеют выбирать лидера класса. Дима оказался очень ответственным командиром. Он входит в состав Совета командиров школы, тесно сотрудничает со старше вожатой школы Умеренковой Светланой. Он умеет донести до ребят класса информацию, полученную на Совете командиров школы.
7сл.С делением на микрогруппы дети пока самостоятельно справиться не могут, поэтому я распределила детей на 3 микрогруппы и назначила командиров. В дальнейшем, я думаю, и это будет под силу детям. На командиров микрогрупп возложена большая работа. Они являются основными помощниками для классного руководителя. В их обязанность входит проверка наличия учебных принадлежностей, проверка домашнего задания и отслеживание качества учебы детей своей группы. Ведь им уже под силу оказать помощь своему однокласснику в решении некоторых проблем. У каждого командира микрогруппы ведется тетрадь, в которой фиксируются замечания по каждому ученику. Еженедельно на классном часе проходит отчет о проделанной работе. В конце месяца по результатам работы награждается та микрогруппа, которая получила наименьшее количество замечаний. На родительском собрании было решено поощрять таких детей сладкими призами. Конечно, это является большим стимулом для ребят. Дети соревнуются, сами осуждают своего одноклассника. А он в свою очередь испытывает угрызения совести.
8сл Как много учитель тратит времени на казалось бы мелкие виды работы как раздача и сбор тетрадей. Ведь необходимо проверить наличие всех тетрадей и выяснить причину отсутствия тетради. Я освободила себя от такой работы. В классе есть ответственные за раздачу и сбор тетрадей. Они сами выясняют причины отсутствия тетрадей. И я хочу сказать, что слова «Забыл дома» я слышу все реже и реже.
9сл.В сентябре я столкнулась с проблемой: получив учебники, многие дети не обернули их. Забрать учебники я не имела право, но и всем обложки купить я не в состоянии. А вышла из положения следующим образом: назначила ответственной за учебники Симахину Софию, у которой были не обернуты учебники. На следующий день девочка не только пришла с обернутыми учебниками сама, но и в течение 3 дней добилась отличных результатов.
10сл. По такому же принципу были назначены ответственные в раздевалке. Петухов Максим постоянно терял свои вещи по всей школе. Даже мама приходила жаловаться. Она считала, что я, как классный руководитель, смотрю за вещами детей очень плохо. Я вышла из этого положения следующим образом: назначила Максима ответственным за раздевалку. В его обязанность входит приводить класс в раздевалку строем и уходить последним из раздевалки, следя, чтобы дети не забывали свои вещи. Так я избавилась от потерь вещей.
11сл. Скоморощенко Рената возглавляет сектор порядка. У меня не возникает вопроса «Кто сегодня дежурный?» За дежурством следит Рената. А в день дежурства класса по школе она раздает детям бейджики, расставляет посты и фиксирует все нарушения, которые совершили в первую очередь сами дежурные.
Заключение
12сл.Работая с коллективом, по этой системе я убедилась в том, что без самоуправления коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нем. Детей объединило их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и которым необходимы три стороны, три силы, три полюса (дети, родители, классный руководитель), которые образуют поле воспитания. Дети стали более ответственными, организованными, самостоятельными.
Итак, самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать полноценного гражданина своей страны только в том случае, если в самом начале жизни наши ученики почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине,
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом,
Будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдётся работа на корабле жизни.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь маленькой звездой на небе,
Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.
Удачи вам, уважаемые коллеги, творческих успехов!