Методическая разработка Игра как педагогический метод на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Игра как педагогический метод на уроках информатики и во внеурочной деятельности
В основе федерального государственного Стандарта основного среднего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает, в том числе, разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Сторонники модели обучения, предполагающей привлечение учащихся к выполнению моделирующих упражнений, утверждают, что усвоенный таким способом материал лучше запоминается, ученики после участия в выполнении таких упражнений чувствуют удовольствие от процесса и с энтузиазмом воспринимают новые задачи, активно привлекаются к делу. Я поддерживаю эту точку зрения. Современная педагогика видит ценность игры как педагогического метода прежде всего в комплексе с другими методами влияния, связывает ее с управлением со стороны учителя. На уроках я использую не только игры, но и игровые ситуации, позитивно влияющие на учащихся.
На уроках информатики и во внеурочной деятельности применяю как средство вовлечения учащихся в активный творческий процесс арт – терапию, которая способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей. При групповой работе развивает социальные навыки. Арт – терапия на уроках информатики, на мой взгляд, служит дополнением к другим методам, системам оздоровления, образования и воспитания.
Арт – терапевтические техники позволяют глубже познать внутренний мир каждого ребенка, почувствовать его личностное своеобразие, определить доминирующие потребности и интересы, диагностировать эмоциональное, психическое состояние школьника, уровень школьной и социальной дезадаптации, построить учебно – воспитательный процесс на основе личностно – ориентированного подхода.
Занятие по арт – терапии – одна из инновационных форм работы, которая позволяет решать следующие педагогические задачи: воспитательную, коррекционную, психотерапевтическую, диагностическую, развивающую.
Арт - терапевтическая техника «Розовый куст» (В.Окландер).
Работа с ПК в графическом редакторе.
Цель: исследование представлений учащихся о себе, диагностика психического и эмоционального состояния учеников, создание арт – терапевтического пространства, которое способствует реализации творческого потенциала учащихся, их самораскрытию, самопознанию.
Прошу учащихся удобно устроиться на стуле, расслабиться, закрыть глаза, глубоко вздохнуть и пофантазировать:
Представьте, что вы цветущий куст розы.
Какой это куст – большой или маленький, сильный, слабый, хрупкий.
Есть ли на нем цветы? Если есть, какого цвета и размера? Как много? Какие веточки и листочки? Чувствуете ли вы его корень?
Что окружает ваш куст? Где он растет? Кто приходит к нему в гости?
Запомните картину, возникшую в воображении.
Теперь откройте глаза и нарисуйте свой кустик.
Интерпритация продуктов детского творчества:
Первое общее впечатление, которое возникает при рассматривании работы.
Оценка ключевых элементов работы:
Размер куста и его размещение свидетельствуют об уровне самооценки ребенка. Работу можно условно распределить на 3 части: средняя (адекватная самооценка), нижняя (неуверенность в себе, нерешительность, безынициативность), верхняя (недовольство своим положением в социуме, претензия к признанию стремление к самоутверждению).
Наличие цветов, их форма и расцветка – своеобразная характеристика личности: большое количество цветов разной формы и цвета свидетельствует о сильной внутренней энергии личности, разноплановости её интересов, нестандартности мышления.
Наличие шипов – страх или обида на окружающий мир.
Корень, земля свидетельствуют, насколько уютно расти «кусту» в своей среде.
Местонахождение куста указывает на окружение автора работы и объясняет его отношение к нему.
Наличие людей, животных указывает на потребность в общении, тепле, любви и свидетельствует о существовании близких, дорогих людей. Фигуры людей – семья, животные, птицы, бабочки – верные друзья.
Остальные растения – социум. Большое дерево возле куста – родительская опека.
Солнце – эмоциональная стабильность.
Тучи – тревожность, проблемы.
Дорога – поиск, движение вперед.
Вода: стоячая – спокойствие, бурная вода – есть цель и путь к ней.
Анализ индивидуальных особенностей ученика, его жизни, социального окружения, отношений с членами семьи, одноклассниками.
Определение перспективных целей коррекционной работы с целью преодоления дезадаптации учащихся или обращения за квалифицированной помощью к специалисту.
Завершающий ритуал арт – терапевтического занятия – озвучивание тех мыслей, чувств, переживаний, которые возникали у детей в процессе рисования. Дети обычно с большим удовольствием рассказывают, почему и что рисовали, делятся своими впечатлениями.
Полученные работы иногда лучше любых слов помогут раскрыть тайны детской души, спроектировать учителю дальнейшую воспитательную работу. Но самым весомым достижением является тот ценностный опыт, который получают сами учащиеся в процессе самопознания и погружения в мир собственных чувств. Именно отсюда начинается путь позитивных изменений, который обязательно приведёт к самопринятию и гармонизации личностного развития.