Статья Проектная деятельность как эффективный метод экономического обучения
Проектная деятельность как эффективный метод экономического обучения
В современных динамично развивающихся социально-экономических условиях развития общества происходит пересмотр государственных образовательных стандартов и учебных программ среднего образования на основе компетентностного подхода. На основе современных образовательных технологий происходят изменения в методике преподавания различных дисциплин.
Подготовка экономистов новой формации, глубоко понимающих теорию рыночной экономики и умеющих эффективно использовать полученные знания на практике как на макро-, так и на микроуровне, имеет исключительно важное значение для России. Важная задача современной высшей школы - формирование профессиональных качеств современного экономиста.
Исследование проблемы профессиональной подготовки учащихся-будущих экономистов потребовало опоры на модель личности экономиста, для разработки которой применялись идеи К.К. Платонова о динамической функциональной структуре личности, так как деятельность экономиста функциональна и динамична. Были выделены когнитивный, креативный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты в модели личности экономиста. Профессиональная деятельность экономиста представляет реализацию профессиональных функций, а это требует развития умений, необходимых для ее выполнения, поэтому каждому компоненту личности экономиста соответствует определенная группа умений: когнитивный компонент – аналитические умения (умение проводить системный анализ информации, синтезировать информацию, сравнивать данные, абстрагировать информацию, проектировать результат); креативный компонент – диагностические умения (умения структурировать полученную информацию, планировать развитие ситуации, принимать решение собственно определенным данным в нестандартных ситуациях, осуществлять инновационные и комбинационные процессы, активный творческий поиск); эмоционально-волевой компонент – прогностические умения (умение обобщать полученные результаты, моделировать информацию, управлять ситуацией и собой, ставить прогноз, организовывать информацию); рефлексивный компонент – коррекционные умения (умение оценивать результат деятельности, анализировать полученный опыт, контролировать ситуацию, корректировать информацию, рефлексировать ситуацию).
Педагогические приоритеты и ценности меняются с развитием общества. Сегодня, в третьем тысячелетии, они смещены на развитие и саморазвитие качеств личности, опирающихся на базовые категории психологии (деятельность, общение, личность), которые составляют процесс труда педагога. В целом труд педагога определяется его результатами: теми позитивными изменениями, которые происходят под влиянием его работы.
В традиционных рамках “знаниевого” подхода к образованию более нет смысла говорить об улучшении качества образования. В настоящее время при обсуждении вопросов нового качества образования, термин “компетентность” все чаще используется для обозначения нового результата образования. Именно так он звучит в российской концепции модернизации образования.
Поэтому сейчас задача стоит добиваться постоянно совершенствования в учебно-методической деятельности, в систематическом обсуждении содержания лекций и методики преподавания семинарских занятий, в повышении профессионального и педагогического мастерства преподавателей. Это поможет обеспечить повышение эффективности учебного процесса [3].
Одним из путей повышения качества и эффективности экономического образования является внедрение в практику обучения прогрессивных педагогических технологий.
Основным качеством любой технологии обучения должна быть подвижность, мобильность, способность к быстрым изменениям.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция учащегося в образовательном процессе, отношение к ученику со стороны преподавателя.
Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Метод проектов, разработанный американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Особенностью метода проектов, в трактовке Дж. Дьюи, является стремление вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс в условиях решения практико-ориентированных задач [2]. При этом прагматическая направленность решаемой проблемы повышает мотивацию учащихся, т.к. они осознают, зачем им необходимы те или иные знания, для решения каких жизненно важных проблем они могут быть полезны. Возникший в голове студента и им самим выполненный на основании его личного опыта проект – лучшая основа для воспитательных целей, так как в процессе выполнения проекта вырабатывается самостоятельность и активная осмысленность. Метод проектов предполагает совместную деятельность учащихся в процессе общения, что повышает эффективность собственных, самостоятельных усилий каждого участника и, в целом, эффективность совместной деятельности.
В основе технологии проектного обучения лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Технология проектного обучения всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Технология проектного обучения всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Мы в своей работе придерживаемся определения метода проектов, сформулированного Е.С.Полат. Она трактует метод проектов как определенным образом организованную поисковую, исследовательскую, творческую, познавательную деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает процесс достижения результата определенными методами, приемами, что приводит к развитию познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном поле, анализировать, выдвигать гипотезы [6].
Основными требованиями к использованию технологии проектного обучения являются:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
- выдвижение гипотез их решения;
-обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
-обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Технология проектного обучения направлена на:
Обучение планированию:
учащийся должен уметь четко определить цель,
описать основные шаги по достижению поставленной цели,
концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы;
Развитие критического мышления:
аналитическое;
ассоциативное;
логическое;
системное.
Развитие творческого мышления:
пространственное воображение;
самостоятельный перенос теоретических знаний в практику;
комбинаторные умения;
прогностические умения.
Умения работать с информацией:
отбирать нужную;
анализировать;
систематизировать и обобщать;
выявлять проблемы;
выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
ставить эксперименты;
статистически обрабатывать данные;
генерировать идеи;
Формирование коммуникативных компетенций:
- работать в коллективе;
владеть культурой коммуникации;
умение адаптироваться к действительности;
Умение составлять письменный отчет:
учащийся должен уметь составлять план работы,
презентовать четко информацию,
оформлять сноски,
иметь понятие о библиографии;
Формирование позитивного отношения к работе:
учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм,
стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.
Технологию проектного обучения целесообразно применять, если:
Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
Возможно структурирование (этапность) проекта.
Используются исследовательские методы:
- формулировка задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления результатов;
- сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;
- выводы.
Результат – материальный продукт.
Этапами работы над проектом являются следующие:
I. Поисковый (проблемно-целевой – определяется предметная область, тема, цели, задачи, составляется аннотация).Выбор темы проекта
Планирование проектной деятельности
Исследование предметной области
Сбор информации по теме проекта
II. Творческий (разработка сценария - варианты исследовательских проблем, выдвижение гипотез, планирование).
Поиск оптимального решения задачи проекта
Выбор инструментов реализации (программных пакетов, технических устройств: компьютер, сканер, фотоаппарат, принтер)Выбор технологии изготовления итогового продукта (брошюры, презентации, буклета и т.д.)
III. Технологический (практическая работа - сбор информации, аналитическая работа).
Выполнение запланированных технологических операций
Текущий контроль качества
Внесение при необходимости изменений
IV. Заключительный (предварительная защита - промежуточное обсуждение. Защита проекта самооценка, оппонирование, экспертиза, выводы).Оценка качества выполнения проекта
Анализ результатов выполнения проекта
Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставки, научно-практические конференции, использование учителями школы в учебном процессе, включение в банк проектов).
Представление проекта
Структура проектной деятельности учащихся представлена на рис. 1 [5].
Сопоставив рассмотренные возможности проектного обучения с компетенциями, формированию которых должно способствовать изучение экономических дисциплин, мы пришли к выводу, что применение данной педагогической технологии является целесообразным в процессе преподавания экономики.
Список использованных источников
Тарифно – квалификационный справочник [Электронный ресурс]: Информационно-справочная система Etks.INFO, Общероссийский классификатор занятий (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 298).- Режим доступа: http://www.etks.info/okz/detail/2441.
Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Дж. Дьюи, 1909.
Методики преподавания экономических дисциплин [Текст] / Н. Хужаев, П.З. Хошимов, Т.Т. Джураев, О.Б. Гимранова. - Ташкент, 2005 - 11.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / под ред. Е.С.Полат. – М., 2000.
Полат, Е.С. Новые педагогические технологии [Текст]: пособие для учителей / Е.С. Полат. - М., 1997.
Полат, Е. С. Личностно-ориентированные технологии обучения [Текст] / Е. С. Полат // 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. – М.: ИОСО РАО, 1999.-29
Постникова, Е.В. Формирование умений прогнозирования у студентов-будущих экономистов [Текст]: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Постникова Екатерина Вячеславовна . - Сам. гос. ун-т, 2006. – 19с.