Выступление на ММО учителей русского языка и литературы «Технологическое творчество учителя»


«Технологическое творчество учителя» - выступление Алиевой Гульназ Джавдатовны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Стародрожжановский многопрофильный лицей» на семинаре-совещании в рамках работы муниципального методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Концепция и содержание профессионального стандарта педагога» Использование современных образовательных технологий
на уроке русского языка и литературы
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникационных, в процессе обучения  русскому  языку и литературе.
Исходя из принципов моей педагогической концепции, а также целей и  задач её реализации, считаю, что главной компетенцией учителя-предметника  становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности.
И тогда уже  образовательные технологии выполняют следующие задачи:
Научить ребенка грамотно ориентироваться в потоке разнообразной информации и самостоятельно добывать необходимую информацию.
Сформировать у ребенка стремление к продолжению образования и пониманию его необходимости и значимости для собственного становления.
Идти в ногу со временем и использовать научно-технический прогресс для саморазвития и самосовершенствования.
Среди ведущих инновационных технологий, используемых мною, назову проблемное обучение и компетентностый подход, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проектные технологии и техники обучения и воспитания, основанные на  сотрудничестве, использующие информационные технологии как средство для достижения образовательных и воспитательных целей. Рациональное использование различных техник, методов, средств в организации учебной деятельности позволяет мне активизировать процесс обучения, придав ему исследовательский, творческий характер, способствует полному усвоению материала. Достигнуты высокие положительные результаты в повышении мотивации к обучению у учащихся. Технологии компетентностного и проблемно-диалогового обучения позволяют создать благоприятную обстановку на уроке, способствуют развитию нравственных черт личности – настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, способности аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения. Работа в этом направлении проводится систематически, последовательно, на основе данных диагностики, фиксации промежуточных и конечных результатов. Постоянно уточняются цели, задачи, конкретизируется план индивидуальной работы с учащимися .На  уроках  использую  электронные   наглядные  пособия, материалы, размещённые  на   различных  образовательных  сайтах, коллекции Единых Образовательных Ресурсов. Вместе  с  детьми  совместно создаем презентации, - такой вид работы сближает, объединяет, вдохновляет на новые проекты.
Проектная деятельность помогла детям освоить алгоритмы самостоятельной деятельности, научились ставить цели и задачи, анализировать пошаговое выполнение заданий, делать собственные выводы.
Сейчас уже сложно представить школьное образование без Интернета. Я постоянный гость на сайтах,  полезных  для самообразования учителя и подготовки к урокам: «Про школу», «Педсовет орг.», «Завуч.инфо», «Учительский портал» и другие. На компьютере разрабатываю контрольно-измерительные, диагностические , дидактические материалы и методические материалы.
Для развития личности ученика, его творческого мышления, умения анализировать, делать собственные выводы и иметь на всё собственную точку зрения, провожу различные уроки: урок-путешествие; урок-интервью; урок-игра, урок-диспут, урок-выставка. При проведении классических уроков  использую различные приемы: составление таблиц, опорных схем, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра. Для детей, пропускающих уроки по уважительной причине, применяю технологию модульного обучения. Контрольные, домашние работы составляю  разноуровневые,  давая учащимся возможность выбора. Для мотивированных учащихся   провожу  индивидуальные занятия- консультации.
Особенно активными методами работы на уроке являются: деловая игра, защита творческих проектов, путешествие. На таких уроках создаются условные ситуации, где учащиеся находят выход из создавшихся ситуаций. При выполнении практических работ учащиеся учатся извлекать пользу, связывать полученные на уроке знания с практической деятельностью.
Результат  использования технологии:
Название Результат использования Перспективы развития в связи с использованием на уроках
Развивающее обучение Всестороннее гармоническое развитие личности обучающегося. Формирование компонентов профильного образования.
Проблемное обучение Уровневая дифференциация  на основе обязательных результатов. Отработка образовательных стандартов. Предупреждение неуспеваемости. Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования.
Разноуровневое обучение
 
Сильным учащимся предлагаются задания совсем другого уровня, когда с основным составом  повторяем и закрепляем материал Разработка разноуровневых заданий.
 
Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями Разработка уровневых заданий. Формирование практико – лабораторной базы обучения в соответствии с использованием принципа разноуровнего обучения.
 
Лекционно –семинарско -зачетная система Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования Повышение качества обученности, мотивация учащегося. 
Развитие исследовательских навыков Развитие исследовательских навыков в процессе обучения, познания, поиска  с последующей презентацией результатов своей или совместной работы в виде сообщения, презентации, доклада. Выступления учащихся.
Защита проектов, в т.ч. межпредметных-«Золотое сечение»
Дебаты Развитие навыков публичных выступлений Выступления на уроке- диспуте, уроке- суде и др.
Ролевые, деловые и других обучающие игры Усиление здоровьесберегающего  аспекта предметного обучения. Усиление здоровьесберегающего  аспекта предметного обучения. Повышение мотивации обучающихся.
Коллективная система обучения Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Развитие взаимоотвественности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация  потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала. Формирование малых групп с индивидуальными планами обучения в процессе формирования профилей обучения . Запрос на расширение доступа к Интернету, увеличение библиотечного фонда, электронных ресурсов.
Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.