Урок литературы 4 класс С.Муканов «Юный табунщик»


Литература 4 класс
Тема. С. Муканов «Юный табунщик» (внеклассное чтение)
Цели. 1.Выявить усвоение самостоятельно прочитанного рассказа С. Муканова «Юный табунщик», умение работать как с текстом, так и с дополнительной литературой.
2. Развивать внимательность, логическое мышление, самостоятельность в подборе дополнительной литературы, монологическую и диалогическую речь, память, представление.
3.Воспитывать интерес к чтению, воспитывать на поступках героях смелость, трудолюбие, любовь и заботу о лошадях.
Оборудование: презентация, учебник, дополнительная литература, словари С И. Ожегова, музыкальное сопровождение, рисунки учащихся.
1. Организация класса.
У нас сегодня немного необычный урок. На нем присутствуют гости урока и группы филологов, историков, медиков и группа любителей лошадей.
2.Актуализация знаний.
а) Слушание кюя «Сары арка».
-Что представили?
-Какие звуки услышали?
-Какие запахи уловили?
-Какие чувства вызвала музыка?
б) Словарная работа.
-Вы представили табун лошадей. Что обозначает слово «табун»?
Табун- стадо лошадей, оленей и некоторых других животных.( словарь С.И.Ожегова)
-Кто такой табунщик? (там же - работник при табуне)
-Легко ли быть им?
-Как понимаете выражение «юный табунщик»?(юный-то же, что молодой)
в) Ассоциация со словом лошадь.
Кочевой образ жизни создал у казахов культ животных, самым священным из которых считается лошадь.
3.Сообщение темы.
И так, сегодня мы будем говорить о лошадях, и работать с текстом рассказа «Юный табунщик» Сабита Муканова, казахского писателя.
4.Работа по теме.
а) Работа с текстом. Выборочное чтение.
-«Наш кош стоял недалеко от озера ».
- Дайте смысловое понятие этого слова, исходя из рассказа.
- Найдите в тексте описание лошади как выносливого животного. (первая страница)
-Докажите строками из произведения, что лошадь заботливая мать.(там же)
В народном эпосе конь – это не только лучшее средство передвижения, но и верный спутник, помогающий делом и интуицией.
-Докажите, что лошадь умное животное.
б) Легенды о лошадях. Звучит кюй «Аксак-кулан»
«Конь же лихой не имеет цены. Он и от вихря в степи не отстанет. Он не изменит, он не обманет…»
Михаил Лермонтов
-Передайте кратко содержание легенды о вожаке Ак-Жамбасе, рассказанной Маканом.
-Какой он был масти?- Какие еще знаете масти лошадей?
Масть - один из главных опознавательных признаков лошадей. Масть является наследственным признаком и определяется цветом покровных волос головы, шеи, корпуса, конечностей, а также щёток, гривы и хвоста. Основными мастями лошадей издавна признаны вороная, гнедая, рыжая и серая. Комбинации этих мастей и их оттенков образуют другие масти. Казахи выделяли пятьдесят мастей коня, что, несомненно, свидетельствует о высоком уровне развития коневодства. В Интернете насчитала 74 масти.
В казахской истории рядом с именами великих батыров обязательно упоминаются их боевые кони. Имена этих коней часто встречаются в эпосах, народных сказаниях, в названиях мест.
В Кокшетау при въезде со стороны Щучинско-Боровской курортной зоны недавно был установлен памятник «Ќулагер».
Воспетый в бессмертной поэме Акана-сері и впоследствии Ильясом Джансугуровым, легендарный скакун стал своеобразным олицетворением великой степи. Образ Кулагера сегодня является общенациональной гордостью. Это - символ грации и красоты, преданности и дружбы, надежности и патриотизма. Кулагер и его хозяин Акан-сері родились и выросли в Кокшетау. Здесь же их тела погребены. В песне-оде сері воспевает образ коня - своего любимца и верного друга. Тулпара настигла трагическая участь - он был убит во время байги по велению злого завистника, понимавшего, что его рысак по кличке Серый Ястреб никогда не обойдет известного во всей степи огненного скакуна Кулагера. В песне отчетливо звучит гимн Красоте - красоте одухотворенной.
-Какие вы нашли легенды о лошадях?
Рассказы учащихся.
В) Мясо конины.
В рассказе «по мнению Макана здоровее конского мяса нет ничего на свете.»Найдите доказательства.
Высказывание учащихся.
У нас в гостях телеведущая программы «Здоровье» Елена Малышева со своими помощниками. Спросим у них, верны ли высказывания Макана.
Рассказы учащихся.
-Спасибо. Казахи никогда не смели есть мясо достойного коня, победителя в скачках или верного друга батыра. Таких коней, умерших своей смертью, хоронили с почестями.
Г) «Байга». Конкурс примет, пословиц и поговорок о лошади.
Образ коня присутствует во многих пословицах и поговорках: ”Тот не джигит, кто хоть раз не сидел на коне”. Конь вынослив и чистоплотен. О качестве воды в колодце скажет поведение коня: если он отвернется от поставленного ведра с водой, значит, колодец загрязнен. Заблудившегося в степи кочевника к жилью приводил конь.
Мы продолжим урок импровизированной казахской национальной игрой «Байга».
"Пожалуй, только скачка на коне позволяет, не отрываясь от земли,
ощутить счастье полета... Отличная эмоциональная зарядка - усталости
как не бывало".
В.В.Горбатко, летчик-космонавт
Состязание групп по знанию пословиц, поговорок и народных поверий о лошадях.
4. Обобщение.
- Мы сегодня очень много говорили о лошадях, но мало о героях рассказа.
-Кто главные герои рассказа?
-Какие это люди, в каких условиях живут?
-Любит ли Макан свой табун? Докажите.
- Каким табунщиком станет мальчик?
5.Рефлексия. Написать эссе «Человек и лошадь»
6. Домашнее задание:
7. Итог урока.
- Я надеюсь, что урок не прошел даром, лучшее и полезное вы извлекли для себя. Читайте больше. И мир с каждой прочитанной книгой станет шире и интереснее.
Оценивание.