Урок по литературному чтению Сабит Муканов «Родная степь (3класс)


Тема: Сабит Муканов «Родная степь».
Цель: формирование читательских умений на материале рассказа С.Муканова «Родная степь».
Задачи:
Образовательная: Способствовать формированию представлений о творчестве С. Муканова; способствовать расширению и углублению знаний о весенней степи, продолжить учить анализировать изученное произведение, совершенствовать навык выразительного чтения.
Развивающая: Развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память.
Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока
I.Организационный момент.- Заливистый школьный звонок
Позвал нас на новый урок.
II. Проверка домашнего задания.
1.Чтение наизусть одного из стихотворений.
2.Слушание рассказов о том, как птицы весну встречают в Казахстане.
III. Подготовка к восприятию.
1.Рассказ учителя.
- Сабит Муканов (1900- 1973) – один из аксакалов казахской литературы, лауреат Государственной премии КазССР, академик. Родился в Кустанайской области в семье батрака. До революции 1917 года сам батрачил, поэтому о тяжелой жизни знал не понаслышке. Это знание послужило в последствии основой многих произведений. О своем детстве Муканов рассказал в автобиагрофической повести «Мои мектебы»
С 19 лет обучался на учительских курсах в Омске, затем на рабфаке в Оренбурге. В 1935 г. Закончил институт красной профессуры в Москве.
Литературную деятельность начал как поэт, занимался прозой и драматургией.
- Я буду читать, а вы слушайте и мысленно представьте себе степь, о которой написал с большой любовью писатель.
IV. Первичное восприятие.
1.Чтение рассказа учителем.
2. Проверка восприятия.
- Назовите тему произведения.
- Когда происходят события?
- Понравился вам рассказ? Что именно понравилось?
3. Рисование иллюстрации к рассказу.
- Нарисуйте степь такую, какую вы себе ее представили.
- Расскажите о своем рисунке.
V.Перечитывание и анализ произведения.1. Беседа по содержанию.
- Перечислите, о каких временах года говорится в тексте.
- О каком времени года говорится в начале произведения?
- А потом?
- О каком времени года говорится больше?
2. Составление кластера.
- Составьте кластер и определите, к какому времени года соответствуют образы.
Весна. Лето.
Снег травы
Талые воды жаворонок
Круглые озера жеребенок
земляника
3. Языковой (стилистический) анализ.
- Найдите в тексте описание озера. С чем сравнивает автор озеро?
- Вообразите себе, что мы на берегу нашего озера в солнечный день. Опишите озеро.
- С чем его можно сравнить?
4.Подбор аналогий.
- На доске записаны сравнения, надо соотнести их с текстом, подобрать к данным сравнениям аналогичные:
Степь, как шелковое одеяло с рисунком в крупный горох.
Озера, как круглые зеркальца на зеленом бархате.
Нагретый воздух слегка дрожит над степью, будто кого-то боится.
Дальние аулы, отары овец похожи на легкие облака, плывущие в мареве.
Жаворонки поют – заливаются.
Земляника рассыпана в ковыльных балках, как крупные розовые бусы.
«Талые воды задерживаются в небольших впадинах и образуют круглые озера».
«В солнечные дни эти озера блестят в степи, как блюдца на большой зеленой скатерти».
«…горячий воздух над степью как будто трепещет».
«Посмотришь на дальние аулы, стога сена, отары овец и кажется, что они плывут».
«С восходом солнца поднимаются они высоко в небо и звенят, звенят…».
«Какая она душистая и вкусная!»
«Трудно оторваться от этого вкусного угощения!»
- Подберите свои сравнения.
- Степь полна красок, звуков и запахов. Разве можно назвать ее голой и безлюдной?
VI. Обобщение.
1. Рассуждение.
- Озаглавьте рассказ по другому.
- Объясните, какое название больше подходит?
- Как автор относится к степи?
- С каким настроением он писал о степи?
2. Творческое задание.
- Понравился ли вам рассказ?
- О чем хотел рассказать нам автор?
- Составьте рассказ о родном крае летом. Опишите в нем лес, рощу, озеро, луг.
VII. Итог урока.
- Какое произведение читали на уроке? Кто автор?
- С какими мыслями и настроением вы заканчиваете урок?
VIII. Задание на дом.
Продолжить составление рассказа о родном крае весной.