Использование мультимедийных технологий в процессе обучения правилам дорожного движения в ДОО

Использование мультимедийных технологий в процессе обучения правилам дорожного движения в ДОО
(консультация для педагогов ДОУ)
Создание единой образовательной информационной среды является одной из приоритетных задач развития образования в России. В соответствии с информационным письмом Минобрнауки России от 25.05.2001 г. № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России» использование информационных технологий в детском саду обеспечивает создание новых, научно-обоснованных средств для обогащения интеллектуального, эмоционального и творческого развития детей и обновления форм и методов работы с ними. Использование ИТ рекомендуется с традиционными средствами развития детей (игрой, конструированием и другими видами деятельности). Как помогают ИТ в работе воспитателя с детьми, почему возникла необходимость их введения в образовательный процесс ДОО? Возможности компьютера неисчерпаемы. Он помогает изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая дошкольника в определенную игровую ситуацию.
Мультимедийные пособия, интернет технологии и ресурсы для педагога это один ведущих на сегодняшний день инструментов для диалога с детьми, еще одна среда, позволяющая воспитателю дать, а воспитаннику получить высокоэффективные и качественные знания.
Информационно-коммуникативная компетентность педагога - один из основных приоритетов в современном образовании. В настоящее время на рынке широко представлены различные образцы техники, такие как мультимедийные проекторы, интерактивные доски, сенсорные экраны и т. д.
Мультимедийное занятие это занятие, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера. Его суть в большей опоре на символьную наглядность, что способствует формированию «свернутой логики» передачи и понимания материала. Так как раскрытие лаконичной наглядной конструкции в виде развернутого словесного изложения требует самостоятельного мышления. На таком занятии воспитатель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для более доступного объяснения сложного нового материала. Таким образом: компьютер, проектор и экран становятся главными атрибутами.
Главная цель традиционной формы обучения ПДД - вооружить детей знанием норм, содержащихся в правилах дорожного движения, прочными умениями и навыками, с помощью которых они получать новые знания, активно пользоваться ими в личной практике. Из теории педагогики известно, что большое значение имеют принципы обучения, такие, как наглядность, научность, сознательность и активность, прочное усвоение знаний, систематическое обучение. Однако в традиционной методике преподавания ПДД главную роль играет искусство и мастерство самого педагога в использовании таких методов обучения, которые эффективно воздействуют на обучаемых.
Мультимедийные технологии - эффективное дидактическое средство, помогающее формированию динамической модели подготовки будущего водителя. Необходимость использования компьютерных мультимедийных технологий в процессе изучения теории ПДД и самоподготовки - это неоспоримый факт.
Под термином «мультимедиа» обычно понимаются такие возможности компьютерных систем, как обработка и вывод звуковой, видео, графической информации. При творческой интеграции всех этих возможностей в единую цифровую среду получается мультимедийный продукт - синтез реализованных знаний автора и функциональных возможностей программного инструмента.
Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
1. совершенствование системы управления обучением на различных этапах занятия;
2. усиление мотивации обучения;
3. улучшение качества обучения и воспитания, что повысит культуру поведения детей на дорогах;
4. повышение уровня знаний детей;
5. демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийные занятия помогают решить следующие дидактические задачи:
1. усвоить Правила дорожного движения;
2. систематизировать усвоенные знания;
3. сформировать навыки самоконтроля;
4. сформировать мотивацию к обучению в целом.
Положительными аспектами применения мультимедийной презентации являются:
1. интерактивность, усиливающая при соблюдении определенных условий эффективность обучения, делающая содержание учебного материала более доступным;
2. динамическая визуализация с элементами мультипликации и машинной графики повышает умственную деятельность воспитанников и существенно уменьшает их пассивность;
3. мультимедийная презентация ускоряет темп обучения, увеличивая при этом объём ознакомительной информации, а следовательно, интенсифицирует сам процесс.
Принцип доступности на занятиях с применением мультимедийных средств заключается в неоднократном повторении (в силу индивидуальных особенностей некоторых детей) тех или иных составных элементов презентации, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку.
Применение презентаций отнюдь не снижает роли педагога. Ведь именно от того, какое место педагог отведет мультимедийному средству, зависит эффективность занятия и результативность используемого сюжета. Мультимедийные презентации позволяют учитывать не только возрастные и психофизиологические особенности каждого обучаемого, но и сторонние факторы, такие, как пропущенные занятия (по болезни или нет), отвлекающие моменты (музыка, шум, беседа рядом сидящих) и т.п.
Использование грамотно разработанных презентаций в процессе преподавания ПДД предоставляет ряд новых возможностей и преимуществ, как педагогу, так и обучаемому по сравнению с традиционным способом обучения.
В детском саду применяются следующие типы презентаций:
Обучающие или со сценарием. Материал в такой презентации, как правило, хорошо организован, ее можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить безупречную презентацию.
Интерактивные. В таких презентациях реализована возможность выбирать как способ изучения материала, так и степень подробности изложения его. Они позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Интерактивная презентация – это диалог между компьютером и человеком, в котором человеку представляется возможность искать и находить для себя информацию самостоятельно, по мере необходимости.
При создании схемы сценарии и составлении текстового сопровождения к мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами.
Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 10 мин. Для демонстрации нужно подготовить примерно 8-10 слайдов (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей).
Педагог, разрабатывая и используя презентации в образовательном процессе, имеет возможность:
- легко распространять свой опыт, свою модель обучения на других педагогов, так как единожды созданная презентация легко тиражируется;
- реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий воспитанников, индивидуализирует тем самым процесс обучения;
- проводить отработку различных навыков и умений дошкольников, используя ПК как тренажер.
Применение презентаций в изучении теории Правил дорожного движения позволяет реализовать принцип индивидуализации обучения, повысить активность дошкольников, интенсифицировать образовательную деятельность, повысить эффективность усвоения материала, сформировать культуру поведения детей на дорогах.
Уже само использование ИТ повышает интерес и внимание детей, формирует мотивационную, интеллектуальную и операционную готовность к последующим действиям.
Исследования результатов обучения показывают, что одной из самых эффективных форм обучения правилам дорожного движения являются компьютерные игры. Однако такие игры чаще всего применяются уже при обучении в школе.
Компьютерные технологии в обучении детей ПДД используются в виде:
компьютерных обучающих игр – для компьютеров, планшетов, смартфонов («тренажёров»)
компьютерных обучающих презентаций
тестовых программ, направленных на проверку знаний по ПДД
Обучающая компьютерная игра, то есть нестандартная форма обучения, стимулирует активность ребёнка и обеспечивает высокий уровень его мотивации (формирует интерес).
К примеру, обучающая компьютерная игра «Правила дорожного движения для детей» знакомит ребят с разными видами транспорта, знаками дорожного движения, правилами поведения на проезжей части.
Чтобы принести пользу, компьютерная игра по ППД: должна нести правильные ценностные ориентации (добро, любовь к людям, ценность человеческой жизни и т. д)
должна быть наполнена достоверной и полезной информацией (правилами безопасного поведения), которая содержится в рисунках, текстах, заданиях
быть источником актуальной и значимой информации для ребёнка
соответствовать возрасту ребёнка
быть безопасной для психического состояния
быть яркой, привлекательной.
Несмотря на то, что применение ИКТ в работе дошкольного учреждения становится все более актуальным необходимо помнить, что в мире существует система норм, направленных на ограждение ребенка от разных видов опасностей. В отдельный пункт выделено воздействие на ребенка экранных технологий.
Санитарные нормы и правила являются механизмом, обеспечивающим безопасность жизнедеятельности ребенка. При организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением данных технологий важно учитывать существующие нормативные документы, регламентирующие правила работы дошкольников с компьютерной техникой и техническими устройствами.
Для России это:
Санитарные правила и нормы 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»
Санитарные правила и нормы 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
На ранней стадии воспитания и обучения просмотр и использование компьютера не должно разрешаться для детей младше двух лет. Для детей старше двух лет общее время, проводимое за экраном, должно быть использовано только для образовательной деятельности.

Литература
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Мультимедийные пособия для дошкольников: создание и применение//Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2014. - № 7.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании, Издательство:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2011 г.
Кулаева А.В. Хохлова Л.А. «ИКТ-компетентность-требование профессионального стандарта педагога» // Справочник старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения - ,2014 г. № 10.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/games/11348.html
PS. На сайте «PEDSOVET.SU «Сообщество взаимопомощи учителей» можно изучить 19 ошибок в создании презентаций в PowerPoint ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).