Рабочая программа по курсу Экология Алтайского края, 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущая цель современного экологического образования - научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению.

Изучение прикладной экологии Алтайского края в 8 классе общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- расширение миропонимания на основе современной экологической картины мира (понимания многообразия ценностей природы (материальной, эмоциональной, эстетической и др.) и невосполнимости жизни; понимания экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем; понимания причин экологических проблем как несоответствия природных и социальных законов; понимание проявления экологического кризиса как кризиса культуры; понимания экологической культуры как элемента общей культуры человека; понимания концепции устойчивого развития человечества как эволюции природы и общества; понимания необходимости оптимизации взаимоотношений общества и природы как социальной проблемы);
- воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
- обеспечение условий, способствующих формированию экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество - природа».

Задачи обучения:
- формирование представления о закономерностях взаимоотношений общества и природы и их разнообразии на региональном и локальном уровнях;
- формирование представлений о живой природе Алтайского края и влиянии на неё человека;
- развитие экологического мышления и формирования экологической культуры;
- формирование активной гражданской позиции;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
В процессе изучения вопросов регионального компонента содержания образования по предметам: «Окружающий мир», биология, экология, география, и др. формируется образ живой природы Алтайского края, к которой нужно бережно относиться. Это позволит обеспечить новый, более высокий уровень экологической и социальной образованности и воспитанности учащихся.

Обучение учащихся основывается на основных принципах:
- опоры на знания из повседневной жизни, на знания, полученные при изучении географии, истории, обществоведения;
- расширения учебного материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их познавательными возрастными возможностями;
- деятельностного подхода;
- доступности восприятия учебного материала;
- формирования представления об экологии как о науке, являющейся частью общечеловеческой культуры.
Изучение курса прикладной экологии Алтайского края в 8 классе в МОУ «Логовская сош» осуществляется в тесной взаимосвязи с курсами биологии, географии России, географии Алтайского края (школьный компонент). Четыре этих курса образуют комплекс, позволяющий полностью реализовать идею контекстного обучения.

Учебно-методический комплект:
1. Экология. 7-9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений / Зверев А.Т. Отв. ред. Королев Ю.Б. – М.: Издательство Оникс, 2007.
2. Рассыпнов В.А. Природа Алтая: Экологический очерк. – 2-е изд. доп. – Барнаул: изд-во БГПУ, 2002.
3. Практикум по естествознанию и основам экологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений / Р.А.Петросова, В.П.Голов, М.А.Никонова, П.М.Скворцов. – М.: Издательство «Академия», 2000.

Дополнительные источники:
1. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский. Худож. В.В.Николаев, А.В.Кардашук, Е.В.Гальдяева. Под общ. ред. О.Г.Хинн – М: Издательство АСТ-ЛТД, Олимп, 1997.
2. Экология России. Хрестоматия. / сост. В.Н.Кузнецов. – М.: АО “МДС”, 1996.
3. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Рассказы о биосфере: Книга для внеклассного чтения, 8-10 классы, 2-е изд. М.: Просвещение, 1981.
4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учитилей. – М.: Устойчивый мир, 2000.
5. Речка детства: Региональный компонент к программе Т.В.Шпотовой для педагогов Алтая / Сост. Н.В.Батлук, Н.Б.Козлова / Научн. ред. д.б.н., проф. В.А.Рассыпнов. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.
6. СD. 1С: Школа: Экология. Учебное электронное издание. - М.: Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.
7. СD. 1С: Школа: Экология. 10-11 классы. Учебное пособие. – М.Дрофа, 2004.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Бигон М., Харпер Дж., Тунсенд К. Экология. Особи, популяции, сообщества: В 2-х т. Т. 2: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Количество часов по учебному плану: 35
Оценочных практических работ: 10

Действующим учебным планом школы на изучение прикладной экологии Алтайского края в 8 классе отводится 1 час в неделю (школьный компонент) для усиления практической направленности и связи с природой.

Формы обучения – классно-урочная, уроки на природе.
Формы итогового контроля: оценочные практические работы, тесты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Тема/тип урока
Практическая
работа
Дата проведения
§ учебника
Демонстрации
Содержание
Контроль

I четверть

ВВЕДЕНИЕ (2 часа).
Знать: предмет прикладной экологии, задачи прикладной экологии, разделы прикладной экологии. Уметь формулировать конечную цель прикладной экологии. Иметь представление о законах, правилах и принципах прикладной экологии.

1/1
Введение в прикладную экологию / урок новых знаний.
-
1 нед.
32
Презентация «Прикладная экология».
Прикладная экология как научное направление. Предмет прикладной экологии. Законы, правила и принципы прикладной экологии. Задачи прикладной экологии. Разделы прикладной экологии. Конечная цель прикладной экологии.
Фронтальный опрос по материалам введения. Тест.

2/1
Практическая работа №1 / урок- практикум
Благоустройство школьной территории.
2 нед.
-
-
Осенние работы в школьном дендрарии, пришкольном участке, цветниках.
Оценка качества выполнения задания.

Часть 1. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ (7 часов)
Иметь представление: о влиянии сельского хозяйства на биосферу Земли»; зачем нужно создавать банк семян культурных растений; об истории сельского хозяйства; об особенностях поливного земледелия, подсечно-огневого земледелия, двухпольной системы земледелия, трехпольной системы земледелия, четырехпольной системы земледелия; об обмене культурными растениями между континентами; о технической революции в сельском хозяйстве; о селекционной работе; о специализации сельского хозяйства; о возмещении минеральных потерь сельскохозяйственных угодий с помощью минеральных удобрений; о борьбе с сорняками и вредителями растений с помощью пестицидов; о борьба с болезнями сельскохозяйственных растений; об эрозии почв в Первомайском районе; о производстве экологически чистой продукции. Знать: понятия «агроэкосистема», «эрозия почв», «ультура земледелия»; факторы, формирующие агроэкосистемы; виды эрозии; плюсы и минусы генной инженерии. Уметь: давать характеристику современного сельского хозяйства; приводить примеры агроэкосистем; приводить примеры мероприятий по сохранению плодородия почв; приводить примеры мероприятий по защите от ветровой, водной эрозии почв.

3/1
Сельское хозяйство и окружающая среда. История сельского хозяйства / урок новых знаний.
-
3 нед.
33-34
Карта «Родина культурных растений»
Характеристика современного сельского хозяйства. Агроэкосистема. Примеры агроэкосистем. Влияние сельского хозяйства на биосферу Земли. Зачем нужно создавать банк семян культурных растений. История сельского хозяйства. Особенности поливного земледелия. Подсечно-огневое земледелие. Двухпольная система земледелия. Трехпольная система земледелия. Обмен культурными растениями между континентами. Четырехпольная система земледелия. Техническая революция в сельском хозяйстве. Селекционная работа. Специализация сельского хозяйства.
Фронтальный опрос по материалам § 33-34.

4/2
Факторы, формирующие агроэкосистемы / комбинированный урок.
Практическая работа №2. Определение кислотности почв.
4 нед.
35
Образцы почв села. Лакмусовая бумага.
Факторы, формирующие агроэкосистемы. Климат (соотношение тепла и влаги, климатические зоны и климатические пояса, выбор культур, приспособленных к климатическим условиям). Почва (плодородие различных почв, роль гумуса, механический состав почв, структура сложение почв, влагоемкость влагопроницаемость почв, кислотность почв). Рельеф местности и микроклимат (особенности обработки почвы, сроки обработки почвы, посева и уборки урожая).
Фронтальный опрос по материалам §35. Оценка качества выполнения практической работы.

5/3
Деятельность человека по поддержанию агроэкосистем / комбинированный урок.
Практическая работа №3. Изучение внешних признаков болезней растений при недостатке и избытке питательных веществ по фотографиям.
5 нед.
36
Схемы «Пестициды в пищевой цепи», «Биологические способы защиты растений». Фотографии больных растений.
Возмещение минеральных потерь сельскохозяйственных угодий. Минеральные удобрения. Борьба с сорняками. Пестициды. Борьба с болезнями сельскохозяйственных растений. Соблюдение правильного севооборота, предпосевная обработка семян, выбор для посадки болезнеустойчивых сортов растений, правильное размещение культур в полях. Использование растений-фитонцидов. Борьба с вредителями сельскохозяйственных растений. Биологические способы защиты растений. Ядохимикаты и правила их использования.
Фронтальный опрос по материалам §36. Оценка качества выполнения практической работы.

6/4
Отрицательное воздействие агроэкосистем на природу / комбинированный урок.
-
6 нед.
37
Презентация «Эрозия почв»
Отрицательное воздействие агроэкосистем на природу. Эрозия почв. Виды эрозии. Эрозия почв в Первомайском районе. Засоление почв. Кислотные дожди. Понижение уровня подземных вод из-за их интенсивного использования в сельском хозяйстве. Разрушение почвенной структуры тяжелой сельскохозяйственной техникой. Загрязнение поверхностных и подземных вод удобрениями, пестицидами, отходами животноводства.
Фронтальный опрос по материалам §37.

7/5
Мероприятия по сохранению плодородия почв / комбинированный урок.
Практическая работа №4. Изучение эрозии почв Первомайского района. Составление проекта защиты почв Первомайского района от эрозии.
7 нед.
38
Карта «География эрозии почв Первомайского района».
Мероприятия по сохранению плодородия почв (культивация, посев кормовых трав, внесение органических и минеральных удобрений). Защита от ветровой, водной эрозии почв (культура вспашки, полосная посадка растений, создание лесополос, создание водоотводящих каналов, водохранилищ).
Фронтальный опрос по материалам §38. Оценка умений выполнять учебный проект, проводить его защиту.

8/6
Экологически грамотное ведение сельского хозяйства / комбинированный урок.
-
8 нед.
39
-
Культура земледелия (создание нормальных условий жизни сельскохозяйственных растений; выведение новых сортов; поддерживание и улучшение плодородия почв; строгое дозирование удобрений и пестицидов; защита почвы от эрозии, переувлажнения, засухи, засоления; грамотное ведение обработки почвы и соблюдение севооборотов; использование биологических методов защиты; выведение новых пород сельскохозяйственных животных; грамотное распределение природных экосистем). Биологическое земледелие. Органические, зеленые, бактериальные, гумусовые виды удобрений. Производство экологически чистой продукции. Плюсы и минусы генной инженерии.
Фронтальный опрос по материалам §39.

9/7
Обобщающее повторение / урок применения знаний.
-
9 нед.
33-39
-

Фронтальный опрос по вопросам к §33-39. Тест.

II четверть

Часть 2. Лесохозяйственная экология (7 часов)
Иметь представление: о хозяйственном использовании лесов; о рекреационном значении лесов; о лесной промышленности Алтайского края и Первомайского района; о неинфекционных и инфекционных болезнях леса; вредителях лесных фитоценозов и методах борьбы с ними; о статистике лесных пожаров в РФ, Сибири, Алтайском крае и Первомайском районе. Знать: предмет лесохозяйственной экологии; климаторегулирующее значение лесов; водорегулирующее значение лесов; влияние лесов на атмосферу; характеристику лесов Алтайского края и Первомайского района; причины возникновения лесных пожаров; виды лесных пожаров; правила поведения людей в лесу. Уметь: описывать лесные растительные и животные сообщества; приводить примеры предупредительных мероприятий по защите леса от пожаров.

10/1
Истребление лесов на Земле - экологическая трагедия / урок новых знаний.
-
10 нед.
40
Презентация «Истребление лесов на Земле – экологическая трагедия»
Лесохозяйственная экология. Климаторегулирующее значение лесов. Водорегулирующее значение лесов. Влияние лесов на атмосферу. Лесные растительные и животные сообщества. Хозяйственное использование лесов. Рекреационное значение лесов. Лес – как главный регулятор экологического равновесия биосферы. Сокращение площади лесов.
Фронтальный опрос по материалам §40.

11/2
Условия существования и продуктивность лесных экосистем / комбинированный урок.
-
11 нед.
41
Презентация «Лесная промышленность Алтайского края».
Благоприятные условия для существования отдельных пород деревьев. Продуктивность лесных экосистем. Лесная промышленность Алтайского края и Первомайского района.
Фронтальный опрос по материалам §41.

12/3
Лесистость территории РФ и Алтайского края / комбинированный урок.
-
12 нед.
42
Презентация «Леса Алтайского края»
Лесистость территории РФ. Характеристика лесов Алтайского края. Характеристика лесов Первомайского района. Восстановление лесов в Алтайском крае, Первомайском районе.
Фронтальный опрос по материалам §42.

13/4
Болезни леса и методы борьбы с ними. Вредители лесных фитоценозов и методы борьбы с ними / комбинированный урок.
-
13 нед.
43-44
-
Неинфекционные болезни леса. Признаки заболевания. Методы борьбы с неинфекционными болезнями леса. Инфекционные болезни леса. Признаки заболевания. Методы борьбы с инфекционными болезнями леса. Вредители лесных фитоценозов (вредители листьев и хвои, стволовые вредители, вредители корней, вредители шишек, плодов и семян) и методы борьбы с ними (охранные, биологические, химические).
Фронтальный опрос по материалам §43-44.

14/5
Защита леса от пожаров / комбинированный урок.
-
14 нед.
45
-
Статистика лесных пожаров в РФ, Сибири, Алтайском крае и Первомайском районе. Причины возникновения лесных пожаров. Виды лесных пожаров. Предупредительные мероприятия по защите леса от пожаров: создание смешанных лесных массивов, санитарная очистка леса, создание противопожарных барьеров (просек, минерализированных полос), создание противопожарных водоемов, создание противопожарной службы. Правила поведения людей в лесу.
Фронтальный опрос по материалам §45.

15/6
Вредное влияние промышленных выбросов на лес / комбинированный урок.
Практическая работа №5. Составление проекта древесно-кустарниковых насаждений вокруг школы, по улицам села, вдоль автомобильных трасс с учетом газоустойчивости растений.
15 нед.
46
Шкала оценки газоустойчивости деревьев и кустарников.
Вредное влияние промышленных выбросов на лес. Признаки вредного влияния промышленных выбросов на лесные растения. Сернистый газ. Признаки выброса сернистого газа промышленным предприятием. Шкала оценки газоустойчивости деревьев и кустарников. Использование растений в качестве индикаторов степени загрязненности окружающей среды.
Фронтальный опрос по материалам §46. Оценка умений выполнять учебный проект, проводить его защиту.

16/7
Обобщающее повторение / урок применения знаний.
-
16 нед.
40-46
-
См. содержание 10/1-15/6.
Фронтальный опрос по материалам §40-46. Тест.

III четверть

Часть 3. Водохозяйственная экология (7 часов)
Иметь представление: о последствиях интенсивного использования подземных и грунтовых вод; о санитарной охране поверхностных и подземных вод. Знать: предмет водохозяйственной экологии; экологические проблемы морей РФ; биоиндикаторы загрязнения воды; основные источники загрязнения воды; понятия «водоохранная зона», «прибрежная зона»; содержание основных статей законодательства РФ о водоохранных и прибрежных зонах. Уметь: описывать водную экосистему, водные и прибрежные растительные и животные сообщества, экологическое состояние рек и пресноводных водоемов РФ и Алтайского края; перечислять меры по защите подземных вод; определять физические качества питьевой воды, перечислять признаки пригодности воды для питья.

17/1
Жизнь водных экосистем / урок новых знаний.
-
17 нед.
47
Презентация «Водная экосистема»
Водохозяйственная экология. Водная экосистема. Жизнь водных экосистем. Самоочищение водных экосистем. Водные и прибрежные растительные и животные сообщества.
Фронтальный опрос по материалам §47.

18/2
Экологическое состояние рек и пресноводных водоемов РФ и Алтайского края / комбинированный урок.
-
18 нед.
48
-
Экологическое состояние рек и пресноводных водоемов РФ. Экологическое состояние озера Байкал. Экологическое состояние рек и пресноводных водоемов Алтая. Экологическое состояние Оби, Чумыша, Чарыша, Алея, Бии, Катуни, малых рек Первомайского района. Экологическое состояние Телецкого озера, озера Ая, озер степной зоны Алтайского края. Экологическое состояние искусственных водохранилищ Первомайского района.
Фронтальный опрос по материалам §48.

19/3
Экологические проблемы морей.
-
19 нед.
49-50
-
Экологические проблемы Балтийского, Азовского, Каспийского, Черного морей. Экологические проблемы северных морей. Экологические проблемы Охотского моря.
Фронтальный опрос по материалам §49-50.

20/4
Подземные и грунтовые воды - источники питьевой воды. Определение качества питьевой воды / комбинированный урок.
Практическая работа №6. Определение качества питьевой воды по её физическим свойствам.
20 нед.
51-52
Фильтры для воды.
Подземные и грунтовые воды - источники питьевой воды. Естественная защищенность подземных вод и её пределы. Последствия интенсивного использования подземных и грунтовых вод. Меры по защите подземных вод. Определение качества питьевой воды. Признаки пригодности воды для питья. Определение физических свойств. Химический анализ. Бактериологический анализ. Признаки загрязнения воды. Биоиндикаторы загрязнения воды, их практическое использование для определения чистоты воды.
Фронтальный опрос по материалам §51-52. Оценка качества выполнения практической работы.

21/5
Основные источники загрязнения воды и состав сточных вод / комбинированный урок.
-
21 нед.
53
-
Основные источники загрязнения воды. Сточные воды городов. Загрязнение поверхностных и подземных вод предприятиями сельского хозяйства, промышленными предприятиями, водным транспортом. Состав сточных вод (минеральные загрязнения, органические загрязнения). Радиоактивные отходы.
Фронтальный опрос по материалам §53.

22/6
Водоохранные мероприятия / комбинированный урок.
Практическая работа №7. Выделение на контурных картах Первомайского района водоохранных и прибрежных зон рек, озер и водохранилищ.
22 нед.
54
-
Санитарная охрана поверхностных и подземных вод. Классификация водоохранных мероприятий. Водоохранная зона. Законодательство РФ об устройстве водоохранных зон. Мероприятия по охране прибрежных зон. Охранные мероприятия водозаборов. Организация защиты родников.
Фронтальный опрос по материалам §54. Оценка качества выполнения практической работы.

23/7
Обобщающее повторение / урок применения знаний.
Практическая работа №8. Разработка правил поведения на искусственных водохранилищах села.
23 нед.
47-54
-
См. содержание 17/1-22/6.
Фронтальный опрос по материалам §47-54. Оценка полноты и качества выполнения практической работы. Тест.

Часть 4. ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ (10 часов)
Иметь представление: о связи научно-технического прогресса и экологии; о человечестве как природообразующей силе; о технологии очистки сточных вод; об организации и принципах деятельности государственной экологической службы.. Знать: понятия «промышленная экология», «чистое производство», «кислотный дождь», «смог», «парниковый эффект», «рекультивация земель», «восстановление плодородия почв», «экологический мониторинг»; глобальные экологические проблемы; признаки промышленного загрязнения атмосферы; последствия радиоактивных выбросов в атмосферу; последствия разрушения озонового слоя атмосферы Земли; виды промышленного загрязнения почв и разрушений почвенного покрова; примерный состав, методы расчета объема, способы утилизации промышленных и бытовых отходов; способы защиты биосферы от воздействия промышленности; меры защиты биосферы от воздействия промышленности, предпринимаемые в Алтайском крае; экологически безопасные источники энергии. Уметь: приводить примеры промышленных выбросов в атмосферу; приводить примеры влияния смога на здоровье человека.

24/1
Научно-технический прогресс и экология / урок новых знаний.
-
24 нед.
55
-
Понятие «промышленная экология». Научно-технический прогресс и экология. Человечество как природообразующая сила. Глобальные экологические проблемы. Понятие «чистое производство».
Фронтальный опрос по материалам §55.

25/2
Промышленное загрязнение атмосферы / комбинированный урок.
-
25 нед.
56
-
Признаки промышленного загрязнения атмосферы. Промышленные выбросы в атмосферу. Что такое кислотный дождь. Смог и его влияние на здоровье человека. Радиоактивные выбросы в атмосферу и их последствия. Возникновение парникового эффекта и его последствия. Разрушение озонового слоя и его последствия. Безопасный предел степени промышленного загрязнения.
Фронтальный опрос по материалам §56.

26/3
Промышленное загрязнение воды и очистка сточных вод.
-
26 нед.
57
-
Сточные воды. Технология очистки сточных вод. Механический метод очистки сточных вод. Химический метод очистки сточных вод. Биологический метод очистки сточных вод.
Фронтальный опрос по материалам §57.

IV четверть

27/4
Промышленное загрязнение почв. Рекультивация почв / комбинированный урок.
-
27 нед.
58
-
Виды промышленного загрязнения почв и разрушения почвенного покрова. Влияние загрязнения почв на экосистемы. Рекультивация земель. Восстановление плодородия почв.
Фронтальный опрос по материалам §58.

28/5
Промышленные и бытовые отходы и их утилизация / комбинированный урок.
Практическая работа №9. Расчет годового количества бытовых отходов села. Составление проекта их утилизации.
28 нед.
59
-
Промышленные и бытовые отходы: состав, объем, методы расчета объема, способы утилизации.
Фронтальный опрос по материалам §59. Оценка качества выполнения практической работы.

29/6
Защита биосферы от воздействия промышленности / комбинированный урок.
-
29 нед.
60
-
Способы защиты биосферы от воздействия промышленности. Меры защиты биосферы от воздействия промышленности, предпринимаемы в Алтайском крае.
Фронтальный опрос по материалам §60.

30/7
Экологически безопасные источники энергии. Энергосбережение и энергоэффективность / комбинированный урок.
-
30 нед.
61-62
Презентация «Экологически безопасные источники электроэнергии»
Экологически безопасные источники энергии. Использование экологически безопасных источников энергии в РФ и Алтайском крае. Энергосбережение и энергоэффективность. Вторичное использование получаемого тепла. Биогазовая установка.
Фронтальный опрос по материалам §61-62.

31/8
Государственная экологическая служба и экологический контроль. Экологический мониторинг / комбинированный урок.
Практическая работа №10. Составление схемы источников загрязнения почв Первомайского района.
31 нед.
63-64
Схема устройства государственной экологической службы.
Государственная экологическая служба: организация, принципы деятельности. Уровни экологического контроля. Связь экологических контролирующих служб со средствами массовой информации. Экологический мониторинг. Три уровня экологического мониторинга (локальный биоэкологический, региональный геосистемный, глобальный биосферный). Разновидности экологического мониторинга по средствам и объектам наблюдения (космический, авиационный, наземный, водный, почвенный). Административные уровни экологического мониторинга: федеральный, административно-территориальный. Муниципальный мониторинг.
Фронтальный опрос по материалам §63-64. Оценка качества выполнения практической работы.

32/9
Обобщающее повторение темы «Промышленная экология» / урок применения знаний.
-
32 нед.
55-64
-
См. содержание 24/1-32/8
Фронтальный опрос по материалам §55-64. Тест.

33/10
Обобщающее повторение курса / урок применения знаний.
-
33 нед.
32-64
-
См. содержание 1/1-32/9
Тест.

34
Резерв
-
34 нед.
-
-
-
-

35
Резерв










ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса прикладной экологии Алтайского края учащиеся должны знать:
- основные результаты воздействия общества на природу в доисторическое и историческое время, основные экологические последствия этого воздействия в Алтайском крае;
- современное экологическое состояние экосистем;
- закономерности и перспективы развития экосистем края;
- основные типы лесов региона и лесообразующие породы;
- основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства края;
- основные природоохранные мероприятия;
- принципы рационального природопользования;
- условия устойчивого развития человечества и социума Алтайского края.
Учащиеся должны уметь:
- проводить простые физические анализы воды и воздуха в лабораторных и полевых условиях;
- оценивать общее экологическое состояние экосистем края на основе биоиндикации;
- проводить практическую работу по посадке деревьев, уборки территорий и т.д.;
- объяснять; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды региона;
- проводить самостоятельный поиск экологической информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Учащиеся должны приобрести навыки:
- ухода за культурными растениями;
- ухода за искусственным ландшафтом своего жилища;
- выполнения учебного экологического проекта;
- работы в коллективе.
F:\Рабочие программы Зыряновой Н.А\Экология Алтайского края\Рабочие программы экология\Общие дополнительные источники\Экология Особи популяции и сообщества Т1_Бигон и др_1989.djvu
· Заголовок 115