Творческая работа мастера производственного обучения, его особенности. Роль мастера производственного обучения в развитии творческих способностей обучающихся.
В современных условиях подготовка рабочего места не может рассматриваться как однократный процесс. Необходимо, чтобы эта подготовка непрерывно дополнялась и совершенствовалась, в том числе и через обновление содержания технического творчества.
Развитие интеллектуальных способностей предполагает создание такой обстановки, использование таких форм и методов обучения, при которых обучающийся оказывается вовлеченным в процесс добывания знаний. Только тогда формируется интеллектуально познавательная активность, уверенность в своих силах.
Давно замечено, что наиболее успешно совершенствуют квалификацию, осваивают профессию и приобщаются к рационализаторской деятельности те молодые рабочие, которые занимались техническим творчеством еще до прихода на производства, чьи творческие способности получили необходимое развитие в процессе обучения и овладения профессией.
В современном мире наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и качество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает.
Чтобы отвечать современным требованиям будущий специалист помимо усвоения необходимого «ядра» профессиональных знаний, должен уметь управлять, научиться системно мыслить, преодолевать инерцию мышления, выявлять и разрешать возникающие технические противоречия, генерировать нестандартные технические идеи, овладевать навыками многовариантного решения задач и их объективной оценки. Знание основ технического творчества, развитие системного технического мышления и опыт решения реальных творческих технических задач формируют у обучающихся уверенность в необходимости изучения всех дисциплин учебного плана. В процессе обучения творчеству формируется потребность в саморазвитии, смелость мысли, стремление к самоутверждению, что обеспечивает обучающимся в будущем возможность реализовать себя при работе в новых социально-экономических условиях.
Уменьшение значимости обучения техническому творчеству в школе, привело к сокращению количества учащихся имеющих трудовые навыки, снижению уровня развития политехнического мышления.
В этой связи следует отметить, что задача формирования технического творческого мышления у обучающихся остается одной из важнейших проблем, стоящих перед системой НПО. Именно профессиональные лицеи призваны в максимальной степени создавать условия для развития творческих способностей обучающихся, чем и определен выбор темы данного выступления. По нашему мнению значительное увеличение числа проводимых мероприятий, с целью популиризациии профессий и технического творчества, должно обеспечить максимальный охват обучающихся этими мероприятиями, что приведет к развитию познавательного интереса обучающихся и будет способствовать развитию профессиональных и творческих способностей.
Техническое творчество и его особенности.
Одной из важнейших целей учебно-педагогического процесса следует считать создание благоприятных условий для развития творческих способностей личности.
Творчество – это вид вышей нервной деятельности, биологически запрограммированный в человеке, но часто не проявляющийся ввиду отсутствия условий развития.
Для развития творческих способностей необходимо:
совершенствования содержания учебного процесса;
повышения уровня его организации;
внедрения эффективных форм и методов обучения;
широкого применения в учебном процессе современных средств обучения, в частности учебных пособий.
Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества невозможно, именно поэтому вопросу существует много разноречивых суждений. Но все авторы единодушны в одном. Творчеству можно и нужно обучать. И задачей образовательных учреждений, и в том числе учреждений НПО, является развитие творческого мышления и творческих способностей обучающихся.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций, знаний, умений и продуктов.
Техническое творчество – это не только вид деятельности, направленный на ознакомление обучающихся с разнообразным миром техники, развитие их способностей, но и один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.
В современной научной и методической литературе встречаются различные определения понятию «технического творчества».
Техническое творчество обучающихся – это такая техническая деятельность, результатом которой является продукт, обладающий пользой и объективной или субъективной новизной. При этом технической деятельностью считают найденный способ решения задач, предложения по усовершенствованию производственного процесса, изготовленную модель, конструкцию, приспособление.
Практика показывает, что техническое творчество носит субъективный характер. Изобретения обучающихся чаще всего представляет собой повторение того, что уже создано другими, а изготовленное или принятое решение является новым только для его создателя. Однако, педагогическая польза творческого труда несомненно, так как в результате у обучающихся формируется способность анализировать проблемные ситуации, предвидеть их последствия, умение интегрировать и синтезировать полученную информацию, развивается мышление появляется ощущение удовлетворенности от результатов учебной деятельности.
Роль мастера производственного обучения в развитии творческих способностей обучающихся.
В отличии от кружковых занятий, посещаемых лишь частью обучающихся, производственное обучение обеспечивает охват творческих способностей у всех обучающихся. Поэтому нетрудно заметить существенную роль и значение мастера производственного обучения в формировании творческих качеств личности у его воспитанников.
Как отмечал великий русский педагог А.С. Макаренко: « Поведение воспитателей имеет решающее значение – то что делают воспитатели часто гораздо больше влияет на личность ребенка, чем то что они ему говорят».
Результативность формирования творческих качеств у воспитанников в учебной группе во многом зависит от умения мастера производственного обучения с первых занятий использовать различные методы привлечения подростков к техническому творчеству, правильного учета их возрастных особенностей, уровня знаний практических умений, а также жизненного опыта. В результате такого подхода к производственному обучению на проверочных работах за первое полугодие первого курса, как правило обучающиеся группы полностью справляются с производственным заданием. Такие результаты помогают вселить уверенность обучающимся в свои творческие способности и направляют их на путь развития профессиональных знаний, умений, навыков.
Конечно же, не каждый обучающийся научится творчески решать технические задачи, тем не менее необходимо стараться научить воспитанников применять приемы и методы способствующие эффективному решению технических задач. Эффективность производственной деятельности мастера в целях творческого обучения задач во многом зависит от того, какие приемы и формы их решения использует мастер, обсуждает ли он вместе с обучающимися варианты или предложения или навязывает свое пути решения. Важнейшей формой приобщения обучающихся техническому творчеству служат специальные подготовленные мастером производственным обучением совместно с преподавателем спецдисциплин практические задания, которые эффективнее использовать особенно на заключительном этапе производственного обучения, в период перед выпускной практики. Это значительно повышает уровень профессиональной подготовленности на момент сдачи итоговой аттестации по профессии.
Немаловажную роль в развитии технического мышления у воспитанников является подготовка и проведение мастером производственного обучения различных конкурсов профессионального мастерства как внутри группы, так и подготовка обучающихся к соревнованиям по профессии районного и республиканского уровней.
Победы на конкурсах профессионального мастерства позволяют не только поднять на высокий творческий уровень победителя, но дать ориентир в плане развития другим обучающимся. И в этом просматривается огромная роль мастера производственного обучения.