Рекомендации мастеру производственного обучения по организации и проведению урока производственного обучения
Рекомендации
мастеру производственного обучения
по организации и проведению
урока производственного обучения
2015
Обучающиеся профессиональных колледжей подавляющую часть учебного времени проводят со своим мастером. Под его влиянием и воздействием обучающиеся находятся примерно две трети срока обучения в лицее. От мастера во многом зависит степень профессиональной подготовки его воспитанников для выполнения производственных работ. Уровень подготовленности учащихся будет сказываться и на способности молодых рабочих – выпускников более рационально организовать свой труд и активно участвовать в совершенствовании производственного процесса на предприятии.
Мастер производственного обучения является не только специалистом высокой квалификации, но и педагогом. Он должен знать, как обучать учащихся, чтобы на каждом уроке производственного обучения правильно организовать учебный процесс, подобрать наиболее целесообразные и рациональные методы обучения, хорошо объяснять и показывать выполнение трудовых приемов, профессиональных операций и их сочетание в комплекс.
Урок - это определенным образом организованное общение мастера производственного обучения и учащихся, а также учащихся между собой. Мастер на уроке ведет, помогает, создает условия, спрашивает, стимулирует, передает, корректирует, оценивает. Обучающиеся воспринимает, обдумывает, отвечает, записывает, спрашивает, запоминает, регулирует свои действия, оценивают себя.
Урок стал незаменимой формой организации педагогического процесса. Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации образовательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
Требования к проведению урока
Несмотря на многообразие типов уроков, они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
1. Мастер должен сформулировать тему и цель урока.
2. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
3. На уроке должно быть сочетание фронтальной, коллективной, парной и индивидуальной работы учащихся.
4. Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
5. Мастер должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке.
6. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и технику безопасности.
План урока является кратким изложением методической структуры урока с элементами его структуры.
Конспект урока - подробное проектирование урока. В нем не только фиксируется все, что есть в плане урока, но и подробно излагаются содержание, приемы и методы каждого этапа урока, вся деятельность мастера и учащихся.
Функции урока
- Образовательная функция урока состоит в его способности формировать у учащихся знания, умения, навыки и способы деятельности в соответствии с требованиями рабочей учебной программы.
- Воспитательная функция урока заключается в формировании взглядов, убеждений, качеств личности
- Развивающая функция предполагает развитие профессиональных интересов, профессионального мышления, трудовой сноровки, глазомера и т.д.
Примеры обучающих целей:
- формирование первоначальных представлений о содержании будущей профессиональной деятельности.
- ознакомление с правилами поведения в мастерской, на производственном предприятии, на рабочем месте "Выявление и закрепление знаний по теме ..., устранение пробелов
- формирование первоначальных профессиональных умений.
- отработка и совершенствование профессиональных умений
- формирование и отработка умений выполнять типичные (в соответствии с учебной программой п. о.) работы комплексного характера.
- совершенствование (развитие) профессиональных умений
- проверка качества и уровня освоения учащимися профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с учебной программой (по теме учебной программы, по разделу, за полугодие).
- обобщение и систематизация профессиональных знаний, умений и навыков
в знаниях учащихся
Примеры воспитательных целей:
- воспитание интереса к своей будущей профессии
- воспитание сознательной дисциплины и норм поведения учащихся
- воспитание творческого отношения к учебной и производственной деятельности
- воспитание бережливости и экономии
- формирование умений и навыков самоконтроля
- воспитание положительного интереса к изучаемому предмету
- воспитание дисциплины
- воспитание аккуратности и внимательности
- воспитание бережного отношения к окружающей среде
- воспитание творческого отношения к избранной профессии
- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной деятельности
- формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями данной профессии
Примеры развивающих целей:
- развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы
- развитие умений устанавливать причинно-следственные связи
- развитие умений анализировать и различать
- развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное
- развитие умений применять полученные знания в нестандартных /типовых/ условиях
- развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и фактов
- развитие умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли
- способствовать развитию технологического /абстрактного, логического и др./ мышления
- способствовать развитию волевых качеств учащихся
- способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических /учебных, производственных и т.п./ задач
- овладения учащихся алгоритмом решения проблемных задач.
Существуют различные классификации типов учебных занятий.
Самой современной и распространенной является их классификация в зависимости от главной цели занятия - обучения. Именно эта цель является тем системообразующим ядром, вокруг которого и применительно к которому мастер ведет отбор содержания учебного занятия, видов учебно-производственных работ, определяет количество и типы упражнений, продолжительность основных компонентов занятия, выбор методов, приемов и средств обучения, а также форм организации учебно-производственной деятельности учащихся.
В соответствии с обучающей целью учебные занятия производственного обучения подразделяются на следующие типы
Цели и типы
учебных занятий производственного обучения
Обучающие цели
учебных занятий
Типы учебных занятий
1. Формирование первоначальных представлений о содержании будущей профессиональной деятельности.
2. Ознакомление с правилами поведения в мастерской, на производственном предприятии, на рабочем месте
Вводное занятие
1.Формирование первоначальных профессиональных умений.
2.Отработка и совершенствование профессиональных умений
Учебное занятие по освоению и отработке
трудовых приемов и
операций
1.Формирование и отработка умений выполнять типичные (в соответствии с учебной программой п. о.)
работы комплексного характера.
2.Совершенствование (развитие) профессиональных умений
Учебное занятие по
выполнению комплексных работ
1.Проверка качества и уровня освоения учащимися профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с учебной программой (по теме учебной программы, по разделу, за полугодие).
2.Обобщение и систематизация профессиональных знаний, умений и навыков
Контрольно- проверочное учебное
занятие
Цели, указанные в таблице, представлены в самом общем виде. В процессе разработки плана учебного занятия они должны быть конкретизированы мастером и сформулированы в соответствии с местом (номером) занятия в теме учебной программы и с учетом требуемого уровня усвоения учебного материала. Необходимо также учитывать характер, вид и сложность учебно-производственных работ, выполняемых на учебном занятии.
Характеристика форм
учебно-производственной деятельности учащихся
Характер педагогическоговзаимодействия
Область применения
Фронтальная форма
Мастер работает сразу со всей группой. Учебная цель для всех учащихся общая, обучающиеся должны слушать, смотреть. При этом мастер ориентируется на «среднего» учащегося
В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал.
В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и ту же ошибку, мастер останавливает работу и проводит повторный инструктаж для всех.
В ходе заключительного инструктажа,когда оценивается работа группы в целом и отдельных учащихся
Индивидуальная форма
Все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем рабочем месте. Задания для учащихся могут быть одинаковыми или разными
В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос.
В ходе практической работы, когда все выполняют задания самостоятельно на своих рабочих местах
Парная форма
Мастер организует работы парами: «сильный» и «слабый» учащийся или два равных по успеваемости (учащийся - учащийся).
Мастер проводит индивидуальный инструктаж (мастер - учащийся)
В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание.
В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.
В ходе заключительного инструктажа возможна организация взаимооценки работы учащимися.
В процессе самостоятельной практической работы обучающиеся выполняют роли консультантов, контролеров качества, оказывают помощь отстающим, помогают мастеру в организации учебно-производственной деятельности
Личностно-ролевая форма
Мастер передает часть своих обязанностей учащимся
В процессе учебно-производственной работы обучающиеся выполняют роли консультанта, контролера качества, оказывают помощь отстающим
Коллективная (работа в бригадах, звеньях, командах и т.п.) форма
Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Зато задачи в этой бригаде у всех могут быть разные, так как возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично (за мастером остается ведущая роль) осуществляется членами учебно-производственного коллектива (бригады, звена)
В ходе вводного инструктажа могут бытьорганизованы звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений.
В ходе практической работы могут бытьорганизованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда.
В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, в которой команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня, или дискуссия по выявлению причин ошибок в работе учащихся
Итак, перед мастером производственного обучения стоит проблема выбора форм организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Чаще всего этот выбор ограничивается фронтальной и индивидуальной формами организации деятельности учащихся. Однако современные требования к организации учебно-познавательной деятельности учащихся предполагают использование всей палитры форм педагогического взаимодействия, включая самые сложные из них – личностно-ролевую и коллективную. Применение любой формы организации учебной деятельности может принести пользу, если будет соответствовать целям и содержанию этой деятельности.
Если цель учебной деятельности – отработка навыков выполнения отдельных операций, то лучшая форма – индивидуальная работа учащихся. Если цель – формирование умений решать практические задачи, научить ориентироваться в производственных ситуациях и находить наилучший выход из них, то следует выбрать коллективную (звено, бригада, команда) форму работы. Если не успеваем отработать с каждым учащимся необходимые операции, то привлекаем на помощь в качестве консультантов более способных учащихся (парная форма организации учебной работы).
Любая из указанных форм требует от мастера более тщательной подготовки учебного занятия, чем привычные фронтальная и индивидуальная.
Чтобы выбрать наиболее эффективный метод обучения, мастеру необходимо видеть зависимость метода от целей урока, его учебного содержания, задач, решаемых на каждом этапе урока, от уровня подготовленности учащихся, собственных сильных и слабых сторон. В приведенной ниже таблице указаны только некоторые, наиболее часто избираемые мастерами, методы обучения.
Взаимозависимость методов обучения и задач учебного занятия
Основные задачи
Возможные методы обучения
Организационный этап
Психолого-педагогическая настройка учащихся на предстоящую деятельность
Педагогическое наблюдение, беседа
Проверка внешнего вида и присутствия
Фиксирование, оценочные суждения, анализ, требование, похвала
Этап вводного инструктажа
Мотивация предстоящей деятельности
Сообщение, объяснение, показ, демонстрация готовых изделий
Актуализация опорных знаний, необходимых для осмысления предстоящей учебно-производственной деятельности, решения конкретной трудовой задачи
Устный опрос, письменный опрос, беседа, разбор производственной (проблемной) ситуации, элементы игровых технологий
Формирование ориентировочной основы предстоящей деятельности
Объяснение, показ мастером трудовых приемов, комментирование, беседа (проблемная), учебное наблюдение
Закрепление новых знаний, умений
Тренировочные упражнения, комментирование, опрос
Формирование знаний о требованиях охраны труда (о безопасных приемах труда)
Показ, объяснение, беседа, тренировочные упраждения, оценка, анализ, прогноз последствий производственной деятельности
Этап самостоятельной практической работы учащихся.
Текущий инструктаж мастера
Освоение умений; отработка навыков
Упражнения по отработке трудовых действий, операций, комплексная практическая работа
Целевые обходы:
проверка организации рабочего места и соблюдения безопасных условий труда
проверка правильности выполнения работы учащимися
индивидуальный (фронтальный) инструктаж при необходимости
Наблюдение, беседа, фиксирование затруднений и достижений учащихся, разъяснение, индивидуальный или фронтальный показ, анализ и оценка учебно-производственной деятельности
Основные задачи
Возможные методы обучения
Этап заключительного инструктажа
Подведение итогов работы за день; анализ и рефлексия учебно-производственной деятельности
Обсуждение, оценочные суждения, сообщение отметок, комментирование, анализ результатов учебной деятельности
Немаловажным в выборе методов обучения является знание их классификации по степени активности (самостоятельности) учащихся. Эта классификация направлена на реализацию идеи субъект-субъектного педагогического взаимодействия, при котором мастер производственного обучения организует учебно-производственную деятельность учащихся поэтапно, постепенно предоставляя учащимся все большую степень самостоятельности, нацеливая их на поиск решений различных профессиональных проблем. В этом случае традиционное объяснение будет начинаться с формулирования проблемной ситуации, беседа приобретет эвристический характер, упражнения будут не только направлены на отработку умений и навыков (репродуктивные), но и носить поисковый, исследовательский (творческий) характер.
Обогащают палитру используемых методов обучения различные способы активизации учебно-производственной деятельности: деловые и ролевые игры; работа в учебных бригадах, звеньях; конкурсы мастерства; презентации изделий и др.
При выборе методов обучения для каждого этапа урока производственного обучения следует руководствоваться рядом требований к ним.
Выбранные методы должны:
способствовать формированию у будущих рабочих профессионального мастерства и профессионально значимых качеств личности будущего квалифицированного рабочего (специалиста);
развивать познавательную активность, учащихся, их творческие способности;
быть разнообразными, чтобы поддерживать интерес учащихся к учебному процессу и их активность на высоком уровне;
обеспечивать успешное усвоение учащимися трудовых приемов, операций, комплексных работ;
способствовать развитию умений самостоятельного труда, навыков самоконтроля и самоанализа;
обеспечивать органичную связь практического обучения с теоретическим.
Таким образом, выбор методов обучения полностью зависит от готовности мастера к педагогическому поиску, цель которого - повышение эффективности урока.
Структура урока производственного обучения
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Определение цели и содержания урока.
При определении цели и содержания урока мастер проводит следующую работу:
анализирует предыдущие занятия для выявления допущенных недочетов и их исправления; устанавливает, в какой мере были решены задачи предыдущего урока, выясняет причины недочетов и на основе этого определяет, какие изменения необходимо внести при ведении следующего урока;
формулирует цели урока на основе анализа результатов предыдущих занятий и задач, вытекающих из учебной программы для данного урока;
определяет структуру урока и дозировку времени, которое необходимо отвести на каждую часть урока, учебно-производственных работ, которые будут выполнять обучающиеся в течение урока;
определяет приемы работы, которые обучающиеся должны усвоить на уроке. Для этого заранее устанавливается последовательность объяснений, показа приемов и способов работы (как надо стоять на рабочем месте, как держать инструмент, каковы должны быть структура, ритм движений, их сила, точность, меткость, координация и т.д.);
планирует последовательность обучения, применение достижений техники и передовых методов труда.
определяет формы и методы проведения урока. При этом учитывает, насколько учащимися освоены предыдущие навыки для того, чтобы они могли приобрести новые. Следует правильно выбрать учебные объекты работ, рационально определить организацию и выполнение работ, степень самостоятельности учащихся при выполнении задания;
составляет план урока и конспекты вводной и заключительной бесед.
Мастеру следует организовать урок так, чтобы его содержание полностью соответствовало современному уровню техники, технологии и организации труда. При этом важно помнить, что плохо или неправильно выполненный показ вреден, так как он может привести к ошибочным навыкам у учащихся;
Как правило, в плане урока предусматривается следующее: подготовка к работе учебных мест учащихся; расстановка учащихся по рабочим местам; проведение вводного инструктажа учащихся группы; проведение текущего фронтального или индивидуального инструктажа при самостоятельных работах учащихся (планируется каждый обход); проведение заключительного инструктажа со всей группой; материальная подготовка к предстоящим занятиям. Чем менее опытен мастер, тем более подробно он должен разрабатывать план, указывать пособия, технологические карты, формулировать порядок показа приемов работы. Формы записи уроков могут быть различными, но в них следует четко определять дату проведения урока, тему и цель, последовательность отдельных частей урока с указанием содержания каждой части, методы проведения.
По окончании занятий мастер делает отметки о выполнении плана, указывает отступления от намеченного плана и причины изменений. Такие записи окажут помощь мастеру при анализе урока и составлении плана следующего урока.
Мастер учитывает необходимость проведения дополнительного инструктажа отдельных учащихся, при этом он обращает внимание на результаты освоения изучаемых приемов и способов работы учащимися на предыдущем уроке.
Вводный инструктаж
Вводный инструктаж мастер проводит перед всей группой или частью ее в начале каждого занятия. Он имеет целью ввести учащихся в курс предстоящей на учебный день работы, тем самым подготовить их к сознательному усвоению учебного материала, подлежащего изучению на сегодняшнем уроке. Мастер знакомит учащихся с темой, разделом или предстоящей учебной работой. Используя полученные ими знания по специальной технологии, он указывает практическое применение их при выполнении учебного задания, организации своего рабочего места и труда. Мастер разбирает технические требования к работе и учебно-справочную документацию, которой обучающиеся будут пользоваться при ее выполнении, обращает их внимание на соблюдение техники безопасности.
Характер вводного инструктажа по своей конкретности различен. Он зависит от того, проводится ли инструктаж перед темой программой, ее разделом или конкретной учебной работой. Он должен быть более конкретным перед разделом, чем перед темой и совершенно конкретным по содержанию перед выполнением учебной работы.
Продолжительность вводного инструктажа зависит от объема и содержания учебного материала, опытности мастера, подготовленности группы и т.д.
Метод проведения вводного инструктажа зависит от того, как выполняется тематический план программы специальной технологии и производственного обучения. Обычно тема в спецтехнологии изучается по времени раньше, чем в производственном обучении, и вводный инструктаж мастер проводит методом беседы. Если же изучаемый материал еще не пройден, то вводный инструктаж мастер проводит методом рассказа.
При изучении операционных тем программы вводный инструктаж мастера имеет целью показать трудовые приемы и производственные операции, разъяснить возможные ошибки при их выполнении и пути их избегания.
Порядок проведения вводного инструктажа может быть следующим:
Сообщение темы (сжатой формулировки содержания учебного материала урока) и цели урока (желаемого результата урока).
Беседа с учащимися (опрос) с целью использования приобретенных ими знаний в предстоящей практической работе.
Разбор учебно-справочной документации (таблицы, справочная литература, сборники рецептур) и применение ее в процессе обучения.
Показ и объяснение приемов выполнения работ (упражнений).
Показ и объяснение способов подбора и использования оборудования и приспособлений в предстоящей работе.
Показ и объяснение опыта работы новаторов.
Объяснение учащимся способов и приемов самоконтроля в процессе выполнения ими задания.
Изложение требований к подготовке и организации рабочего места и техники безопасности.
Повторение показа несколькими учащимися.
Проведение с учащимися упражнений в выполнении изучаемых приемов.
Текущий инструктаж
В формировании профессиональных умений и навыков главную роль играют упражнения и самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж является решающим в обучении. По характеру он – индивидуальный, а по продолжительности занимает 80 – 95% учебного времени всего урока.
Главная задача текущего инструктажа состоит в том, чтобы не допустить применения учащимися неправильных приемов работы, систематически контролировать, насколько правильно обучающиеся выполняют производственные приемы и операции, и оказать своевременную помощь им в процессе выполнения учебно-производственного задания. Мастер не должен ждать, пока у учащегося возникнут затруднения. Он должен своевременно заметить ошибки учащегося и принять меры к их устранению. С этой целью мастер планирует и проводит целевые обходы учащихся, внимательно наблюдает за из работой.
Рекомендуются целевые обходы для проверки:
знаний и умений учащихся;
выполнения требований техники безопасности;
соблюдения установленной последовательности и правильности выполнения приемов работы;
организации рабочего места и ухода за оборудованием;
качества работ учащихся;
выполнения заданий учащимися, отставшими по ранее изученным темам;
умения пользоваться справочной литературой.
Мастер заранее намечает учащихся, которых он будет инструктировать на предстоящем уроке по определенным вопросам. Особое внимание он уделяет неуспевающим. Обнаружив недостатки, ошибки и нарушения в работе, мастер своим советом и показом помогает учащимся в их устранении.
Мастер обходит учащихся и наблюдает за их работой, подходит к тому, кто допускает ошибки или недостатки в работе. Однако не следует сразу объяснять и показывать правильные приемы. Сначала необходимо попытаться с помощью наводящих вопросов помочь учащемуся самому понять и осознать свои ошибки, их причины и пути исправления. Если это мастеру не удается, он дает учащемуся необходимые пояснения и показывает правильные приемы работы. После этого учащийся повторяет показанное. В течение некоторого времени мастер наблюдает за работой, проверяет, не допускает ли он повторных ошибок и не надо ли что-либо исправлять. Если учащийся правильно выполняет приемы, мастер приступает к инструктажу следующего. С кого начать текущий инструктаж мастер решает в зависимости от конкретных условий. Если в группе имеются такие обучающиеся, которые вследствие затруднений не могут приступить к выполнению задания, он с них и начинает. Если же все приступили к работе, то мастер инструктирует тех, кого наметил.
В процессе текущего индивидуального инструктирования и контроля за ходом выполнения самостоятельных работ мастер может согласовывать теоретические знания с выполнением учебно-производственных работ также путем кратких бесед на рабочих местах. Эти беседы не должны быть шаблонными. Мастеру следует учитывать индивидуальные, психологические особенности учащихся, уделять больше внимания тем вопросам, которые учащийся усвоил недостаточно твердо.
Заключительный инструктаж
Каждый урок в производственном обучении заканчивается заключительным инструктажем с целью подвести итоги учебно-производственной работы учащихся за учебный день. В нем мастер сообщает, что сделано и не выполнено группой и отдельными учащимися, отмечает лучшие и недостаточно хорошо выполненные работы. Разбирает характерные ошибки, имевшие место на занятиях, их причины и способы предупреждения в дальнейшем. При необходимости он дает дополнительные разъяснения по выполненным трудовым приемам или работам, сообщает оценки, выставленные учащимся за выполненные задания в течение учебного дня. На заключительном этапе мастер производственного обучения также может по отдельным вопросам привлечь теоретические знания учащихся.
Ежедневный заключительный инструктаж приучает учащихся к самоконтролю. Каждый сопоставляет свою работу с результатами товарищей по группе. В конце занятий мастер сообщает тему следующего урока и дает учащимся задание на дом в зависимости от содержания предстоящего учебного материала программы и периода обучения.
Следовательно, ежедневная работа мастера при обучении учащихся состоит как бы из трех этапов.
До начала занятий мастер готовит и обеспечивает рабочие места всем необходимым. Во время учебного дня он проводит вводный, текущий и заключительный инструктаж, после окончания занятий оформляет учетную документацию и подготавливается к следующему уроку.
Технологическая карта
урока производственного обучения
Ход урока
Деятельность учащихся
время
методы обучения
средства обучения
формы организации деятельности учащихся
Организационная часть
Проверка присутствия учащихся.
Осмотр внешнего вида учащихся, готовности к уроку.
Вводный инструктаж
Сообщение учащимся темы, их задач, условий предстоящей работы
Повторение ранее усвоенных знаний и закрепление умений
Демонстрация желаемого результата занятий
(образцов изделий, приемов и т.п.)
Объяснение нового материала
Разъяснение способов самоконтроля при выполнении отдельных операций или всей работы
Объяснение или актуализация знаний по рациональной организации труда и рабочего места
Инструктаж по технике безопасности при выполнении работы
Закрепление учебного нового материала.
Выдача учебных заданий на день и расстановка учащихся по рабочим местам
Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж
Выполнение упражнений, заданий и т.п.
Обходы рабочих мест обучающихся, наблюдение за их работой
Индивидуальный инструктаж
Фронтальный инструктаж
Заключительный инструктаж
Анализ и характеристика отдельных работ учащихся
Объяснение типичных ошибок и недостатков, затруднений учащихся, выделение их причин, рекомендации по предупреждению их в дальнейшем
Итоги работы группы на уроке и степень достижения поставленной цели
Сообщение текущей успеваемости учащихся на уроке
Домашнее задание
Высокая организация производственного обучения предполагает:
наличие тщательно продуманного плана урока;
четкое представление каждого о целях урока;
понимание учащимися, какие изделия они выполняют и для чего нужна изготовленная ими продукция;
наличие исправного и всегда готового к использованию оборудования;
образцовый порядок на каждом рабочем месте;
обеспечение всех учащихся материалами и заготовками, наглядными пособиями и справочной литературой;
рациональную и полную загрузку всех учащихся производственными заданиями;
целеустремленный и дисциплинированный труд всех учащихся для выполнения учебно-производственного задания;
постоянный контроль мастера за работой каждого учащегося;
безукоризненное соблюдение всех условий правильного технологического процесса и безопасной работы;
связь с предметами теоретического обучения.
Цели занятий производственного обучения
ОБУЧЕНИЯ
на уровне представления....
на уровне понимания
на уровне применения....
на уровне творчества....
ВОСПИТАНИЯ
РАЗВИТИЯ (формулируется на всю тему программы)
МЕТОДИЧЕСКАЯ (формулируется как предъявление положительного педагогического опыта, либо «проблема» апробация педагогом определенной методики, метода, педагогического приема)
ПРИМЕР ПЛАНА ЗАНЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Специальность:
Квалификация:
Группа:
Мастер производственного обучения:
Тема программы № : (часов)
Тема занятия № : (часов)
Цели занятия
обучения (с указанием уровней усвоения учебного материала и выходом на результат учебной деятельности учащихся)
воспитания
развития
Методическая цель - опробовать методику использования игровой ситуации в процессе актуализации опорных знаний учащихся.
Тип занятия: освоение и отработка трудовых приемов и
операций
Место проведения:
Средства обучения:
Формы организации деятельности учащихся на уроке:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Методы обучения:
Приемы обучения:
Результат учебной деятельности учащихся (в соответствии с целями занятия, при основании учебной программы)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть (2 минуты):
рапорт дежурного;
осведомление о физической и морально-психологической готовности учащихся;
проверка готовности учащихся к уроку.
2. Вводный инструктаж (43 минуты) от 25 до 45 минут:
2.1. Сообщение темы урока.
2.2. Постановка целей перед учащимися.
2.3. Мотивация деятельности учащихся.
Актуализация знаний учащихся по теме урока (минут):
Инструктирование учащихся по выполнению предстоящего задания (минут):
Раскрытие содержания предстоящей деятельности - целей, задач, условий.
Характеристика основных свойств материалов, инструмента и т.д.
Демонстрация и объяснение способов выполнения отдельных приемов.
Объяснения и демонстрация последовательности выполнения действий.
Раскрытие безопасных приемов труда, организации рабочего места.
Ознакомление с порядком самоконтроля и способами его проведения.
Пробное выполнение трудовых действий учащимися (двумя) с целью проверки правильности их выполнения.
3. Самостоятельная работа учащихся (текущий инструктаж) (5 часов)
3.1 .Обходы рабочих мест учащихся с целью проверки:
-организации рабочего места;
-соблюдение требований безопасности труда;
-правильности выполнения приемов подготовки, трудовых приемов при выполнении дневного задания;
-правильности использования материалов и инструментов. 3.2. 3.2. Оказание помощи учащимся при выполнении работ.
4. Заключительный инструктаж (минут)
Подведение итогов работы за день и оценка степени достижения поставленных целей.
Сравнительный анализ результатов учебной деятельности (работ) и их оценка.
Разбор типичных ошибок в работе, выявление причин, обсуждение способов устранения.
Повторение показа приемов (лично или лучшими учащимися) при выполнении которых обучающиеся допускали наибольшее количество ошибок.
Ответы на вопросы учащихся, возникшие в процессе урока.
Рефлексия отношения к учебной деятельности и ее организации.
Выдача домашнего задания (повторить тема параграф ).
Организационный этап (проверка готовности учащихся к уроку)
Вводный инструктаж
Текущий инструктаж
Заключительный инструктаж
Заголовок 1Заголовок 215