Исследовательская работа учащихся «Редкие и исчезающие виды растений Тункинского района»
Министерство образования и науки РБ
Тункинский район
МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция
«Семь чудес моего края»
Тема: «Виртуальный маршрут «Редкие и исчезающие виды растений Тункинского района»
Автор: Натоко Елена, ученица 6 класса
МБОУ «Горхонская СОШ» Тункинского района
Домашний адрес: с. Кырен, ул.Пушкина, 20
Телефон: 89500678919
Руководитель: Каминская Татьяна Георгиевна
Телефон: 89024528116
с. Кырен
2014г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………3стр.
1 Теоретическая часть проекта…………………………………………....4стр.
2 Практическая часть проекта……………………………………………..4стр.
Заключение …………………………………………………………….6стр.
Литература
Приложение
Введение
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо
и где и как я могу эти знания применить»
Гуляя по парку, в лесу, на реке в любое время года я удивляюсь прелестью нашей природы, её творением. Много интересного и запоминающего можно увидеть в уголках нашей живописной природы: звон колокольчика сливается с пением птиц, шум и напевы шелеста листьев, сказочные следы неизвестных животных и птиц.
Мы могли бы бесконечно восхищаться её творением, если бы не одно обстоятельство – многие дары природы занесены в Красную книгу. Это обозначает, что им всем угрожает исчезновение с земли. Учёные подсчитали, что за последние четыреста лет вымерло около 150 видов животных. Причём более половины вымерших видов исчезли за последние пятьдесят лет и почти все по вине человека. Красный цвет книги – это сигнал опасности. А знаем ли мы какие растения находятся под охраной? Это я и решила выяснить.
Цель: проанализировать ситуацию в Тункинском районе с растениями, находящимися на грани исчезновения, составить виртуальный маршрут по Тункинской долине «Редкие и исчезающие виды растений».
Задачи:
Изучить Красную книгу Республики Бурятия.
Выяснить какие растения находятся на грани исчезновения.
Провести анкетирование среди учащихся и выявить объем знаний по данной проблеме.
Расширить представления об охране природы.
Провести акцию с обращением к землякам и молодому поколению.
Я использовала следующие методы:
Исследование
Анализ
Сравнение
Опрос
Анкетирование
Беседа
1 Теоретическая часть проекта.
Обозначив для себя тему, цель и задачи проекта я приступила к разработке собственной стратегии решения данной проблемы.
собрать необходимый материал
посетить школьную библиотеку
1-й этап: определили круг источников по проблеме:
СМИ, Интернет, Красная книга Республики Бурятия
Документы и материалы:
Республиканский закон «Об охране окружающей среды в Республике Бурятия»
Каталог видов (Красной книги по состоянию на 2010г).
Публикации о Красной книге.
Изучив различные источники информации я выяснила следующее: Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарии, в г. Морхе. В неё занесены данные о птицах, рыбах, зверях, растениях, которые срочно нуждаются в охране. Красный цвет сигнализирует: защити! Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица земли.
Сейчас люди поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведётся большая работа по охране природы. Многие страны составляют сегодня собственные Красные книги. Подобная книга в России создана в 1974 году. В её списках значились 52 вида зверей и 65 видов птиц. С тех пор этот список растёт. Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном или растении, можно сразу определить, в каком положении оно находится. В 1988 году вышла Красная книга Бурятии, в которую включено 134 вида растений. В 2002 году вышло новое издание Красной книги Бурятии, включающее уже 164 вида растений.
2 Практическая часть проекта
2-й этап: на данном этапе я занималась конкретизацией исследования и решения проблемы посредством социологического опроса - мною было проведено анкетирование учащихся 5-6 классов, заданы 3 вопроса:
Вопрос: «Что вам известно о Красной книге?»
Результаты опроса:
Не владеют информацией – 25%
Частично владеют – 75%
Результаты опроса показали не владение информацией по заданному вопросу, следовательно, данный социологический опрос установил неполные знания учащихся по данной проблеме.
Вопрос: «Какие растения Республики Бурятия находятся на грани исчезновения?»
Результаты опроса:
Не владеют информацией – 76%
Частично владеют – 24%
Результаты опроса показали не владение информацией по заданному вопросу, следовательно, данный социологический опрос установил неполные знания учащихся по данной проблеме.
Вопрос: «Какие меры предпринимают люди, чтобы сберечь природу?»
Наиболее часто встречающие меры, которые указали ребята:
Бережное отношение ко всему живому.
Соблюдение правил поведения в природе.
Создание заповедников.
Посадка леса.
Запрет на охоту редких животных.
Запрет на охоту редких растений.
Это социологическое исследование показало, что учащиеся предлагают духовное решение вопроса, обеспокоены этой проблемой и предлагают конкретные пути улучшения данного положения.
Далее с участниками социологического исследования провела блиц-опрос:
«Что лично Вы можете сделать для охраны природы». Анализ опроса показал, только бережное отношение к природе может решить данную проблему сохранения растительного мира Тункинского района.
Подводя итог, я пришла к выводу, что это наша общая забота, и только совместными усилиями мы сможем сберечь природу родного края.
Также на данном этапе я посетила школьную библиотеку и проанализировала Красную книгу Республики Бурятия. Выбрав все редкие и исчезающие виды растений, произрастающие на территории Тункинского района, я решила составить виртуальный маршрут экскурсии по Тункинской долине «Редкие и исчезающие растения», чтобы ребята знали эти растения. Каждому исчезающему виду посвятила отдельную страницу. (Приложение)
Заключение
Давление цивилизации на живую природу привело к исключительно высоким, небывалым в истории Земли темпам исчезновения с лица планеты биологических видов животных, растений, грибов. Опасность сокращения биоразнообразия нередко трактуется с экономических позиций (обеднение генофонда уменьшает возможности развития биотехнологий), исходя из этических, эстетических, социально-педагогических принципов. Ведение Красной книги— это постоянная работа по мониторингу редких и исчезающих видов, по реализации упомянутых организационно-правовых гарантий.
Существенна роль Красной книги и как популярного научного справочника. В ней собраны сведения о тех аспектах биологии редких и исчезающих видов, которые отражают причины их редкости и исчезновения, о тех лимитирующих факторах, которые обусловливают эти явления, тех направлениях деятельности, которые способствуют сохранению этих видов. Тункинский район — край с уникальной природой. Создание Красной книги — еще один шаг к сохранению разнообразия нашего региона.
Чтобы сохранить нам мир растений и животных, необходимо объединение всех людей.
Для того чтобы списки видов, приведенных в Красной книге, не удлинялись, а сокращались, нужно постоянно повышать культуру поведения человека в природе.
Мы обязаны сохранить это богатство!
Литература.
Артамонов В.Н. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР). Кн.1. – М.:Агропромиздат, 1989. – 383 с.
Тихомиров В.Н., Александрова К.И., Куликова М.В. Красная книга Липецкой области. Растения, грибы, лишайники. – М., 2005. – 510 с.
Особо охраняемые ландшафты Липецкой области (каталог). Липецк-1994 г.
4. « Красная Книга Республики Бурятии» Т.Г.Бойков, кандидат биологических наук Новосибирск "Наука", оформление, 2002.
В.Волина «Мир животных» Феникс, 2006г.
Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова «Окружающий мир» М., 2010г.
В.Калашников «Чудеса природы. Животный мир» М., 2004г.
В.Калашников «Удивительный мир растений» М., 2003г.
http://www.gifpark/su/Gifs/ANIMALS/Ins19.gif
http://www.gifpark/su/Gifs/ANIMALS/f17.gif
http://www.gifpark/su/Gifs/ANIMALS/199.gif
http://www.gifpark/su/Gifs/ANIMALS/h77.gif
http://www.gifpark/su/Gifs/ANIMALS/h58.gif
Приложение