Работа школы по социальному проектированию
Проект
«Работа школы по социальному проектированию».ВВЕДЕНИЕ
Современное развитие российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну [2]. Одним из интенсивных методов включения школьников в общественную жизнь является социальное проектирование.
Под социальным проектированием понимается создание моделей решения актуальных социальных проблем на основе сбора и анализа информации о причинах возникновения и характерных чертах данного типа проблем.
Социальное проектирование является ярким примером проведения общественной политики, а значит и проявления элементов гражданского общества. Таким образом, актуальность социального проектирования особенно для школы, переживающих период внедрения новых законопроектов очевидна. Процесс социального проектирования осуществим в практике школы при участии, как школьников, так и учителей и родителей.
- Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех и получить качественное образование.
- Родители школьников сегодня стали реальными субъектами социального заказа в образовательном процессе. Они хотят, чтобы их дети были мобильными, умели приспосабливаться к современным условиям в постоянноменяющимся социуме.
- Учителя хотят, чтобы были созданы условия для их творческого и профессионального потенциала, чтобы родители принимали активное участие в учебно-воспитательном процессе, а также, чтобы государство уделяло внимание решению проблем проектирования. Таким образом, школа должна найти оптимальный для себя баланс между выполнением государственного заказа и общественными потребностями, а также между современными образовательными технологиями и социальными особенностями.
Социальное проектирование и есть средство, с помощью которого можно выполнить госзаказ и удовлетворить общественные потребности.
В 2014-2015 учебном году методическое объединение МБОУ СОШ определила задачу развития педагогической деятельности, основанной на социальном проектировании. Работа ОУ в режиме развития позволит удовлетворить его потребности в инновациях, которая возникает при решении какой-либо проблемы.
Диагностический опрос, проведенный в МБОУ СОШ № 137, показал незнание педагогов проектной методики и полное отсутствие умения по ней работать.
Вид проекта: образовательный, информационный, среднесрочный.
Проблема: низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ОУ работать по методу проектов.
Успешность и эффективность социального проектирования в школе зависят от многих факторов, важнейшими из которых являются:
Добровольность участия в проекте;
Оптимальное распределение времени работы над проектом;
Эффективное распределение обязанностей между участниками проекта;
Корректная позиция педагога;
Поддержка проекта администрацией школы;
Заинтересованность в результатах проектной деятельности органов власти.
Цель: создание учебно-методического комплекса по обучению педагогов ОО социальному проектированию.
Задачи:
Проведение диагностического анализа уровня развития проектной деятельности в школе.
Подготовка методических рекомендаций.
Разработка системы обучения педагогических кадров.
Проведение презентации социальных проектов.
Этапы проекта:
1 этап: Диагностический.
Срок: сентябрь 2015г.
изучение эмоционального состояния коллектива (Методика “Определение социально-психологического климата в коллективе” – автор К.Ю. Белая) (Приложение 1);
изучение уровня саморазвития педагогов (Анкета – опросник “Саморазвитие”) (Приложение 2);
определение уровня методической подготовленности учителей (Приложение 3);
определение уровня активности учителя в работе (Приложение 4);
диагностика «барьеров» в работе педагогов МБОУ (Приложение 5)
Диагностика умений педагогического проектирования (Приложение 6)
Диагностическое обследование проводилось на начальном этапе реализации проекта - сентябрь 2015 года. Это позволило грамотно спланировать работу в течение всего проекта.
2 этап: Технологический
На основании диагностических данных и запросов педагогов в период реализации проекта проводится организационная, методическая и консультационно - обучающая работа.
Календарный план работы над проектом по реализации социального проектирования в МБОУ СОШ № 137 г. Челябинска
Таблица1№ п/п Тема Форма работы Задачи Сроки Ответствен
ные1. Подборка теоретическогоматериала по теме:
«Методическая работа
В рамках проектной деятельности»
методическая копилка -Организация непрерывного образования кадров.
-Рациональное распределение видов деятельности между педагогами (построение экрана активности педагога). сентябрь Зам.по УВР
Солодова Л.А.,
Зам.дир. по начальной школе Шилова О.С.,
Руководитель МО, уч. нач. классов Панченко К.С.
2. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования консультация Познакомить педагогов с понятием «моделирование» и использование в структуре социально-педагогического проектирования сентябрь Руководитель МО, уч. нач. классов Панченко К.С.
3. Проектирование как компонент профессионально-педагогической деятельности консультация Знакомство со структурой проектов октябрь Руководитель МО, уч. нач. классов Панченко К.С.
4. Этапы работы над проектом.
Виды педагогического проектирования
Словарь педагога-проектировщика рекомендации Создание методического обеспечения практической деятельности педагогов ноябрь Педагог- организатор, уч. нач. классов Панченко К.С.
5. «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций» семинар-практикум:
(2 занятия) Знакомство с понятием «инновация», «педагогическая инновация», разработка инновационных проектов декабрь -январь Зам.дир. по начальной школе Шилова О.С.,
Руководитель МО, уч. нач. классов Панченко К.С.
6. Школьная научно-практическая конференция «Я и общество» конференция Привлечение внимания взрослых и детей к социальным проблемам в обществе. март Зам.по УВР
Солодова Л.А.,
Зам.дир. по начальной школе Шилова О.С.,
Руководитель МО, уч. нач. классов Панченко К.С.
7. Индивидуальное консультирование по запросам педагогов консультации Проконсультировать учителей по вопросам социального проектирования октябрь-март Зам.по УВР
Солодова Л.А.,
Зам.дир. по начальной школе Шилова О.С.,
Руководитель МО, уч. нач. классов Панченко К.С.
8. Итоговый семинар семинар Проанализировать эффективность проекта, наметить дальнейшие пути развития социального проектирования в школе в рамках других проектов апрель Зам.по УВР
Солодова Л.А.,
Зам.дир. по начальной школе Шилова О.С.,
Руководитель МО, уч. нач. классов Панченко К.С.
3 этап. Итоговая диагностика
Срок. Апрель 2016 г.
Цель: Выявить готовность педагогов к социальному проектированию
Диагностика готовности специалистов школы к деятельности педагогического проектирования:
Анкета экспертной оценки (самооценки) качеств личности проектировщика (Приложение 7)
Уровневые характеристики умений педагогического проектирования (Приложение 5)
4 этап: Информационный.
Меры
поддержки Содержание
деятельности Ожидаемый
результат Лента
времени
Информационная. Презентация проекта методического объединения: «Социальное проектирование в МБОУ СОШ № 137». Создание условий для обмена опытом.
февраль
Обновление информации на стенде «Экран активности педагога » Педагоги рассказывают о себе, о своих приоритетах в работе, делятся своими практическими наработками. в течение года
Выпуск методического бюллетеня: «Деятельность по социальному проектированию в школе». Информирование педагогов района об инновациях в работе ДОУ. апрель
Приложение 1
Диагностирование
“Определение социально-психологического климата в коллективе”
Проявляемые свойства, психологического климата в коллективе Баллы
Справедливое отношение – разделяется на привилегированных7-1
Совместные дела увлекают всех – каждый о своих интересах 7-1
Преобладает доброе настроение -подавленное 7-1
Между членами коллектива симпатия - антипатия 7-1
Досуг проводят всем составом – избегают совместных мероприятий 8
Успехи вызывают участие - равнодушие 8
К мнению других относятся с уважением – интересует свое 8
Коллектив активен - пассивен 7-1
К новичкам доброжелательны – чувствуют себя чужими 8
Приложение 2
Анкета
для самодиагностики способности учителя к саморазвитию
Оценочная система результатов:
5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла – скорее не соответствует, чем нет;
3 балла – и да, и нет;
2 балла – скорее не соответствует;
1 балла – не соответствует.
Вопросы анкеты:
Я стремлюсь изучать себя;
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами;
Возникающие препятствия стимулируют мою активность;
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя;
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время;
Я анализирую свои чувства и опыт;
Я много читаю;
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросов;
Я верю в свои возможности;
Я стремлюсь быть более открытым;
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди;
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты;
Я получаю удовольствие от освоения нового;
Возрастающая ответственность не пугает меня;
Я положительнее бы отнесся к моему продвижению по службе.
Оценка и ее критерии:
75-55 баллов – активное саморазвитие;
54-36 баллов – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий;
35-15 баллов – остановившееся саморазвитие.
Приложение 3
Анкета
для выявления уровня методической подготовленности учителей
Фамилия _____________________________________________________
Имя _________________________________________________________
Отчество _____________________________________________________
Стаж работы __________________________________________________
Дата заполнения _______________________________________________
Что в учебной работе у Вас получается лучше всего, и чем из своего опыта учебной работы Вы считаете возможным поделиться с коллегами?
Что в учебной работе у Вас получается хорошо?
Какие вы испытываете затруднения, и с каким опытом учебной работы Вы хотите познакомиться?
Что в воспитательной работе у Вас получается лучше всего, и чем из своего опыта воспитательной работы Вы считаете возможным поделиться с коллегами?
Что в воспитательной работе у Вас получается хорошо?
Какие Вы испытываете затруднения в воспитательной работе, и с каким опытом воспитательной работы Вы хотите познакомиться?
Какие у Вас отношения с детьми: очень хорошие, хорошие, удовлетворительные, плохие, конфликтные? (соответствующие подчеркнуть).
Выполняете ли Вы программу детского сада для своей возрастной группы? Что этому помогает или мешает?
Какие функции занимают Вас большую часть рабочего времени?
Какую помощь Вы хотели бы получить от:
Заведующей;
Методиста;
Психолога;
Других специалистов[1].
Приложение 4
Оценка
уровня активности учителя в работе
Характеристика уровня активности (содержание оценки) Оценка в баллах Результат оценки
Ф. И.О. педагога
Преимущественно работает инициативно с полной отдачей физических и душевных сил. Часто проявляет инициативу, отдает много сил работе. 9-10 Работает не плохо, но редко проявляет инициативу и не стремится «выкладываться» на работе 7 Как правило, не проявляет инициативы, хотя в целом со своей работой вполне справляется 6 Никогда не проявляет инициативы. Выполняет свои непосредственные обязанности только в силу необходимости 4-5 Мало вкладывает или не вкладывает сил в работу; плохо справляется со своими обязанностями 1-3 Итог: Приложение 5
Диагностическая карта
для изучения «барьеров» в работе педагогов
Показатели проявления «барьеров» в работе педагогов «Барьеры»
Барьеры психологической неготовности 1 - Барьеры ограниченного понимания сущности образования и способов его перестройки, выражающиеся в неспособности представить структуру, функции и его конечный результат;
2 – барьер отсутствия взаимодействия с администрацией, коллегами, детьми и родителями.
Барьер неготовности сознания 1 – барьер некомпетентности;
2 – барьер устаревших установок, проявляющихся в том, что некоторые учителя ориентированы не на собственную инициативу и поиск, а не выполнение, планов, нормативов и инструкций.
Барьеры неготовности поведения и деятельности (практическая неготовность) 1 – тактическая неготовность, выражающаяся в затруднении при выборе оптимальных форм поведения и деятельности;
2 – коммуникативная неготовность, проявляющаяся в неумении создать благоприятный для творчества микроклимат в классе, на уроке и вне его;
3 – организационная готовность, выражающаяся в недостатке усилий, направленных на решение вопросов планировании и реализации комплекса организационных мер по оптимизации способа деятельности;
4 – барьер устаревших привычек, проявляющихся в трудностях внедрения нового в учебно-воспитательный процесс и человеческие отношения;
5 – барьер отрицательного отношения к труду, связанный с недостаточной индивидуальной работой по саморазвитию, по созданию собственной методической системы.
Приложение 6
Анкета определения интереса и мотивации
педагогического проектирования.
Определение интереса и мотивации Ответы
да иногда нет
Занимаетесь ли Вы планированием педагогической деятельности Испытываете ли Вы потребность в проектировании Удается ли Вам прогнозировать результаты педагогической деятельности Удается ли Вам ставить цели и задачи педагогической деятельности Есть ли у Вас интерес к созданию чего-то нового Используете ли вы метод проектов в педагогической практике Применяете ли в педагогической практике прогнозирование, моделирование, конструирование Знакомы ли вы с деятельностью педагогического проектирования Знакомы ли Вы с этапами проектной деятельности Я разрабатываю новое, если не устраивает что-либо Хотите ли Вы узнать теоретические основы педагогического проектирования Хотите ли Вы проектировать без затруднений Примечание.
Отметьте в каждом вопросе вариант ответа.
За каждый ответ:
Да – 1 балл
Иногда – 0,5 балла
Нет 0 баллов
Ключ .Высокий уровень интереса и мотивации – 12-15 баллов
Средний – 8-11 баллов
Низкий – менее 8 баллов
Приложение 7
Анкета экспертной оценки
(самооценки) качеств личности проектировщика
Вопросы Критерии
Постоянно иногда никогда
1 2 3 4
Использование посторонней помощи В коллективе справляется с заданием лучше Полностью уверен в своих действиях Самостоятельно принимает решения С легкостью берется за выполнение поставленной задачи Самостоятельно ставит задачи Испытывает трудности в начале решения задачи Доминирует желание скорейшего завершения работы Решителен, настроен на успехДействует целеустремленно При встрече с препятствиями не отступает, а ищет способы их преодоления Тяготит процесс выполнения задания Испытывает удовлетворение при выполнении проектного задания По завершении проекта есть желание браться за новые задачи Всеми способами достигает поставленной задачи При трудностях имеет желание отказаться от решения проблемы Старается достичь наилучших результатов Анализирует каждый этап деятельности Задумывается о конечном результате Соблюдает намеченные сроки Ответственен перед собой и группой Исполняет порученное задание Предпочитает дорабатывать материал, нежели остановиться на достигнутомПридерживается принципа «семь раз отмерь» Придерживается принципа «авось сойдет» Придерживается принципа «терпенье и труд все перетрут» Строго выполняет согласно плану, строго следуя этапам Доводит начатое дело до завершения По завершении испытывает чувство «гора с плеч» Всего баллов Уровень качества личности Критерии оценки качеств личности:
Отметьте в каждом вопросе вариант ответа. 75-90 высокий уровень
За каждый ответ: 50-74 – средний уровень
Постоянно – 3 балла Менее 50 – низкий
Иногда – 2 балла
Никогда – 1 балл [3].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций / И. В. Бестужев-Лада.- М.: Педагогическое общество России 2002. - 392 с.
2. Водянский, А.А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений/ А. А. Водянский // Нар. образование. - 2009. - № 7. - С. 30-33.3. Волгин, Н.А., Карпухин Д.Н. и др. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Опыт подготовки руководителей на региональном уровне/ В кН.: Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., 2009.С. 774-834.