РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «География Алтайского края»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОБЕРЁЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________ /Л.В. Гришина/
«Утверждаю»
Директор школы
____________ /О.П. Клюх /
Приказ № 74 от28.08.2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «География Алтайского края»
среднего общего образования базового уровня
для 10-11 класса
на 2016-2017учебный год
Программа рассчитана на 68 часов в год.


Составитель Губина Е.В.
Учитель физической культуры
1-я квалификационная категория
с. Новоберёзовка 2016г.

Пояснительная записка
Курс «География Алтайского края» является региональным компонентом содержания образования, завершающим курс географии России в качестве отдельного учебного предмета в 10 - 11 классе
Изучение физической географии Алтайского края в 10 классе общеобразовательной школы предполагает 35 часов, что соответствует 1 часу в неделю. Материал этих уроков может задаваться наиболее сильным ученикам для самостоятельного изучения в качестве тем для выполнения исследовательских, творческих, проектных работ, что позволит получить более глубокие знания по данному предмету.
Изучение экономической географии Алтайского края в 11 классе общеобразовательной школы предполагает 34 часа, что соответствует 1 часу в неделю.
Такой подход позволяет комплексно изучить географию своего региона, предполагая использование школьниками знаний и умений, сформированных при изучении основного курса географии в школе.
Цель курса: расширить знания учащихся о географии своего региона, способствовать развитию личности школьника, владеющего представлением о целостной картине региона, в котором он живет, воспитывать чувство гордости за свою «малую родину».
Задачи курса - обеспечение условий для:
развития интереса школьников к изучению своей местности для создания географического образа изучаемой территории;
углубления, расширения и конкретизации знаний и умений при исследовании учащимися особенностей природы, населения и хозяйственной деятельности в родном крае;
осмысления зависимости между человеческой деятельностью и окружающей средой, выявление последствий этого взаимодействия, включение в природоохранную деятельность;
развития творческих способностей учащихся при изучении своего региона.
Основными принципами отбора и структурирования данного курса являются: доступность, наглядность, научность, преемственность, опора на причинно-следственные, а также межпредметные связи.
Преподавание курса предполагает применение следующих методов обучения: словесного, наглядного, индуктивного, дедуктивного, репродуктивного, аналитического, а для активизации познавательной деятельности – частично-поискового, исследовательского, творческого, проблемного обучения и метода проектов. Предполагается проведение экскурсий, наблюдений, выполнение индивидуальных и групповых творческих работ.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
овладеть глубокими знаниями не только о природе и хозяйстве Алтайского края, но и своего района и населенного пункта;
научится объяснять причинно-следственные связи, наблюдая за природой, населением и хозяйством региона;
на основе различных источников географической информации, составлять комплексную характеристику важнейших природных и хозяйственных объектов края и крупных населенных пунктов;
использовать полученные знания и умения в повседневной жизни
Тематическое планирование по географии Алтайского края для 10 класса:
№ п.п. Название урока. Примечание
(кол.часов)
Тема 1.Введение
1 Алтайский край на карте России и мира. Особенности его географического положения. Крайние точки. 1 час 2 Географическое положение своего населенного пункта. 1 час 3 Часовой пояс. 1 час 4 Влияние на природу географического положения Алтайского края. 1 час Тема 2. Строение, рельеф и полезные ископаемые края
5 Тектоническое строение. Области землетрясений. 1 час 6 Геологическое строение. Горные породы и минералы. 1 час 7 Рельеф Алтайского края, основные формы, закономерности их размещения. 1 час 8 Полезные ископаемые и их размещение по территории края. 1 час 9 Факторы, изменяющие рельеф. 1 час 10 Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. 1 час Тема 3. Климат Алтайского края
11 Климат Алтая. Основные черты. 1 час 12 Климатообразующие факторы. 1 час 13 Характеристика сезонов. Различия климата на территории края. 1 час 14 Особенности климата своего населенного пункта. 1 час 15 Агроклиматические ресурсы края. 1 час Тема 4. Внутренние воды
16 Виды внутренних вод края, их особенности, размещение. 1 час 17 Значение водных ресурсов. 1 час 18 Исследование водоема своего населенного пункта. 1 час 19 Оросительные системы края. Основные меры по рациональному использованию и охране вод. 1 час Тема 5. Почвы края
20 Основные типы почв. Условия их формирования. 1 час 21 Последствия освоения целинных земель. Эрозия почв. Мелиорация. 1 час 22 Техногенное загрязнение земель. Рациональное использование и охрана земель. 1 час Тема 6. Растительный и животный мир края
23 Разнообразие растительного покрова края. Природные зоны. 1 час 24 Леса края, их значение. Видовой состав лесов. 1 час 25 Животный мир края, его характерные виды. 1 час 26 Промысловые животные края. 1 час Тема 7. Природные комплексы и ресурсы
27 Различие природных комплексов на территории края. Природные территориальные комплексы. 1 час 28 Характеристика природного комплекса. 1 час Тема 8. Региональный обзор
29 Западная равнинная часть края. 1 час 30 Предгорная часть края. 1 час 31 Восточная равнинная часть края. 1 час 32 Горные территории края. 1 час 33 Приспособление человека к жизни и хозяйственной деятельности в разных природных регионах. 1 час Заключение 34 Взаимодействие человека и природы. 1 час 35 Резерв 1 час
Тематическое планирование по географии Алтайского края для 11класса.
№ п.п. Название урока Примечание (количество часов)
Тема 1. Введение
1 Экономико–географическое положение Алтайского края. Сравнительная характеристика с другими субъектами федерации. 1 час
2 Административное устройство Алтайского края. 1 час
3 Гербы и флаги края, его районов и населенных пунктов. 1 час
Тема 2. История освоения и исследования
4 - 5 История освоения и исследования территории края. 2 часа
6 Из истории географических названий на карте края. 1 час
7 История заселения своего населенного пункта. 1 час
Тема 3. Население
8 Численность населения. Демографическая ситуация в крае. 1 час
9 Особенности размещения населения по территории. Городское и сельское население. 1 час
10 Города Алтайского края. Их функции. 1 час
11 Краевой центр – город Барнаул. 1 час
12 Национальный и религиозный состав населения. 1 час
13 Половой и возрастной состав населения. Трудовые ресурсы. Проблемы безработицы. 1 час
14 Наиболее востребованные профессии на рынке труда края. 1 час
15 Исследование населения своего населенного пункта. 1 час
16 Вклад населения в материальную и духовную культуру края. 1 час
Тема 4. Хозяйство края
17 Этапы развития хозяйства края. Особенности экономики на современном этапе. 1 час
18 Структура хозяйства края. 1 час
19 Основные отрасли АПК. Их география и значение. 1 час
20 Растениеводство. Животноводство. 1 час
21 Характеристика АПК. 1 час
22 Промышленность. Условия развития. 1 час
23 География промышленности. 1 час
24 Промышленные предприятия своего населенного пункта. 1 час
25 Транспорт края. Крупнейшие транспортные узлы: Барнаул и Новоалтайск. 1 час
26 Сфера обслуживания. 1 час
27 Рекреационное хозяйство. Его роль в развитии экономики края. 1 час
28 Рекреационные районы края. 1 час
29 Рекреационная зона своего населенного пункта. 1 час
30 Зачет по теме: «Хозяйство края» 1 час
Тема 5. Характеристика своего района, населенного пункта.
31 Комплексная характеристика района (в нашем случае Первомайского района). 1 час
32 Комплексная характеристика своего населенного пункта. 1 час
Заключение
33 Внешние экономические связи Алтайского края. 1 час
34 Проблемы и перспективы развития хозяйства края. 1 час

Лист изменения в рабочую программу
Дата тема не проведённого урока класс Причина № урока восстановление Дата проведения Учитель, подпись