ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
И.Н.Горбунов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Большемакателемская средняя школа»
учитель истории и обществознания
В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное образование и воспитание. На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Этнокультурное образование и воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
Именно сельская школа сегодня как социальный организм должна стать для ребенка воспитательной средой, нравственная обстановка которой обусловит его ценностные установки. Для этого в ее педагогическую канву должна быть заложена нравственно-этическая система, которая бы цементировала и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность и внеурочную деятельность, обеспечивая их этническим содержанием.
На территории Нижегородской области есть районы, в которых веками существовали и взаимодействовали представители разных этносов. Наш городской округ город Первомайск относится к подобным районам.
В большинстве таких поликультурных районах происходит сложный и противоречивый процесс смешивания, взаимопроникновения и переплетения культур, что выдвигает перед школой задачу реализации в сельском социуме этнокультурного образования, обеспечивающего становление этнокультурной компетентности сельских школьников, формирование у молодого поколения знаний и опыта сотрудничества с людьми разных национальностей, культур и вероисповеданий.
Кроме того, в условиях прогрессирующей культурной глобализации в поликультурных районах возникает опасность утраты культурного наследия, а в социально-психологическом аспекте взрослеющая личность оказывается в неустойчивом проблемном состоянии, в котором испытывает затруднения в развитии своей этнокультурной идентичности. Таким образом, появляется необходимость разработки инновационной модели школы: модели развития этнокультурной идентичности личности в условиях районов с поликультурным составом населения.
Этнокультурное образование в условиях сельского социума призвано решить двуединую задачу: освоение молодым поколением своей национальной культуры (инкультурация через реализацию этнокультурной идентичности) и воспитание уважения к ценностям других культур. Целью этнокультурного образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняя свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.
Обращаясь к идеям и технологиям этнокультурного образования, в нашей школе в 2012 году было разработано инновационное предолжение, которое была призвано решить две основные задачи социокультурной модернизации образования: формирование гражданской и этнокультурной идентичности личности как основы солидарности российского общества и проектирование образования как ресурса для установления диалога культур, толерантности, взаимопонимания и доверия в российском обществе. Поэтому наша школа видела свой социальный заказ и педагогическую миссию, определяя специфику своего инновационного пути в построении модели «Школы этнокультурных образовательных практик». Главный смысл этого проекта заключается в создании школы преобразующей адаптации учащихся к изменяющимся условиям сельского социума и общества в целом, а также построение особого типа образовательной общности детей и взрослых в условиях сельского поселения городского округа город Первомайск Нижегородской области, характеризующейся направленностью образовательного процесса на воспитание личности человека, для которого характерно мировосприятие, основанное на антропологических, гуманитарных ценностях, приоритетах созидания над разрушением, способности применять творческие способы в процессе решения проблем и осуществлять инновационный тип поведения.
Инновационное образовательное содержание модели нашего образовательного учреждения «Школа этнокультурных образовательных практик» формировалась на концептуальных основаниях проектного и этнокультурного подходов в педагогике. Этнокультурный подход обеспечивал содержательное наполнение проектного подхода, проектный подход формировал методологическую основу технологий этнокультурного подхода.
В рамках инновациооного предложения в школе была организована реализация следующих подпроектов:
1) Центр этнокультурнных практик на базе музея школы;
2) Центр эколого-исследовательских практик;
3) Центр социально-проектных практик;
4) Центр информационной поддержки проекта.
В каждом подпроекте была выделена проблема и обозначены задачи, которые необходимо было решить в ходе реализации проекта.
В своей работе педагоги нашей школы используют один из интенсивных методов исследовательской деятельности – проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в условиях системы дополнительного образования.
Наше село является уникальным, это село мордовское, ведущее свою историю с 16 века, поэтому поликультурное образование является неотъемлемой, органической частью единой системы образования в школе. В свое время наше село было единственным мордовским селом в окружении русских. Сегодня в структуре населения, прежде всего, русскоязычное население, но каждый четвертый житель села имеет именно мордовские корни, многие говорят на мордовском языке и чтят мордовские традиции. После социологического опроса обучающихся школы, мы пришли к выводу, что о традициях мордовского народа дети знают совсем немного или не знают совсем ничего. А узнать как можно больше хотели большинство. Нашлись и такие ребята, которые предложили ещё и возрождать эти традиции. Так началась реализация общешкольного проекта, который вызвал положительный резонанс у многих обучающихся школы, дал начало и другим проектам, таким как «Народные игры села Большой Макателём», «Население села», «Мордовская Троица», «Мордовская кухня», «Мордовские песни» и др. Один проект инициировал идеи для создания следующего.
Наша школа находится вблизи одного из лучших парковых ансамблей середины 19 века «Рогожский парк», который был включён в 1989 г. в список памятников природы союзного значения и был создан основоположником района А.Н. Карамзиным, сыном великого писателя Н.М.Карамзина. Уже само присутствие этого великолепного места в нашем селе вызывает чувства восхищения родной природой и любви к своему заповедному уголку.
Мы постарались включить наших школьников в поисковую и исследовательскую деятельность, в результате чего материалы и экспонаты школьного музейного уголка постоянно пополняются. Старшеклассники проводят в парке экскурсии для младших школьников и обучающихся других школ. Мы стараемся быть в курсе всех событий, связанных хоть каким- то образом с нашими местами - парком, городом Первомайск, заводом, именем Карамзина.
Любовь к Родине воспитывается с бережного отношения к тому, что тебя окружает с самого рождения. Мощным в воспитательном аспекте оказался проект «Наш родник». Он назван Казанским в честь иконы Казанской Божьей Матери. Исторически этот родник имеет не только эстетическое значение, но и экологическое, и хозяйственное. В связи с захламлением окружающей территории в данном районе родник потерял свой первозданный вид. Целями этого проекта были: определение значение родника в жизни населения района,
изыскание возможности его благоустройства.В рамках проекта дети собрали информацию о роднике с использованием различных источников, провели социологические опросы населения села о современном состоянии родника и его прошлом, проанализировали экологическую проблему по данной теме проекта.Итог работы над этим проектом превзошел все ожидания: был собран и систематизирован богатейший материал по данной проблеме, созданы замечательный фотоколлаж на тему «Наш родник» и буклеты «Приглашаем на наш родник», а также собраны средства на восстановление родника, идут работы по его восстановлению.
Наши проекты все разные и по теме и по продолжительности, структуре и результатам, но все они выполнены на местном материале и в этом состоит их уникальность. Их объединяет одна идея, которую озвучил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Родной край, его история, основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Отрадно наблюдать за изменениями, которые происходят с нашими воспитаниками в процессе работы: повышается социальная активность воспитанников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе; происходят положительные изменения в сознании детей, повышается уровень общей культуры воспитанников. Итак, проблема этнокультурного образования и воспитания школьников очень актуальна, т.к. назрела пора воспитать новое поколение молодых людей способных не только любить свою Родину, но и уважать традиции и обычаи людей других национальностей, живущих рядом.
Литература:
1. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении //Вопросы психологии. №2.2006. с.10-13.
2. Акимова З.И. этнокультурное образование школьника – это залог успеха в формировании гуманной развитой личности современного и будущего общества нашего государства/ З.И.Акимова //Вестник образования России.-2008.-№16.-с.59-73.
3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России /А. Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В. А.Тишков //Нар. образование. –2010. –N 1 . –С. 39-58.