Сценарий викторины ко ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ для 5-х классов
Сценарий праздника просвещения и родного слова для 5-х классов
Цель:
Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
Задачи:
Расширить социальный опыт подростка посредством родного языка;
Способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника;
Воспитывать чувство гордости за историю Отечества и становление русского языка.
Оборудование: компьютер, проектор, высказывания о грамоте, азбуке.
Учитель:Для 30 млн, живущих за рубежом, русский язык является родным. Кроме того, 180 млн человек его изучают. Таким образом, русский язык является языком глобального общения. 2007 год объявлен годом русского языка, что отражает его значимость для цивилизации. Не останемся в стороне от этих важнейших событий и поговорим начале создания русского языка.
Вступительное слово учителя. Раздаются цветные карточки: зеленые, красные, синие.
Синий цвет – у меня хорошее самочувствие, я с интересом жду начала занятия, хочу быть активным участником.
Зеленый цвет - у меня нормальное самочувствие, я поприсутствую и может быть, стану участником диалога;
Красный – внимание! Мое состояние здоровья удовлетворительное. Я посижу на занятии.
Объясняется условия работ.. Ставится цель занятия.
Учитель:
Слайд 1
Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора?
Трудно, но можно, наверное, скажете вы. У моих бабушек и дедушек в детстве не было телевизора: к ним домой не приходили театр, кино, митинги, спортивные соревнования. Если хотите проверить, спросите об этом дома.
А можно ли представить себе жизнь без электричества?
Очень трудно, наверное, думаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах или при лучине. И только в советское время по всей стране зажглись электрические лампочки.
А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.
Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать только устно! Допустим.
Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т. п.
Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто – людьми без памяти. Трудно даже представить себе, каким было бы человечество, не имеющее азбуки. Ведь без письменности мы не могли бы передавать информацию, делиться опытом с потомками, и каждому поколению заново пришлось бы изобретать велосипед, открывать Америку, сочинять «Теремок»
Слайд 2
Ученик 1: Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков – семьдесят! – имеет письменность на основе кириллицы.
Ученик 2: 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры, память святых ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ Кирилла и Мефодия. Наша встреча и посвящена первой азбуке, длинной длинной дороге славянских племен к письменности, к грамотности.
Ученик 3: Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. С какого же года он стал отмечаться в нашей стране? Да, с 1987 года. Центрами празднования в разные годы были города Мурманск, Вологда, Новгород, Москва, Белгород, Псков. Повсюду вспоминают создателей славянской грамоты. Давайте и мы сегодня познакомимся с жизнью этих святых братьев.
Братья Кирилл и Мефодий
Ученик 4: Святые, равноапостольные, основатели славянской письменности. Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Солуни (современный город Салоники) (родились в XI веке). Отец братьев был богат и «доброго рода», занимал пост военачальника. Сыновьям он дал прекрасное воспитание и образование. Константин, так звали Кирилла до пострижения в монашество, учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии, в том числе у Фотия, впоследствии патриарха Константинопольского.
Слайд 3 (Фотий и Г.Богослов)
Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно он изучал творения святителя Григория Богослова.
За свой ум и выдающиеся познания святой Константин был прозван Философом.
Слайд 4 (Князь Моравский)
В 862 году пришли к императору Михаилу III послы от моравского князя Ростислава (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств в Европе, находилась на территории нынешней Чехии), с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.
Так братья – проповедники стали и учителями. С 863 года ведет свое начало славянская письменность. В IX веке появилось сразу 2 азбуки – кириллица и глаголица.
Слайд 5 (кириллица и глаголица)
Глаголица
Ученик 1: Глаголица одна из двух славянских азбук. Название образовано от старославянского глаголъ «слово», «речь». Почти полностью совпадая с кириллицей по алфавитному составу, расположению и звуковому значению букв, глаголица резко отличалась от неё формой букв. Строка древнего глаголического письма напоминает греческую скоропись, но буквенные начертания не имеют соответствий с греческими буквами. Считают, что некоторые буквы составлены на основе знаков самаритянского и древнееврейского письма, однако своеобразие глаголического письма не позволяет уверенно связать его ни с одним из современных ему алфавитов и косвенно подтверждает предположение о том, что эта азбука изобретена одним из славянских просветителей и авторов славянской азбуки Кириллом (Константином Философом) ещё до отъезда Кирилла и его брата Мефодия в Моравию. Глаголица широко употреблялась в 60-х гг. IX в. в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, в которой используется в богослужебных книгах и ныне; изредка употреблялась и в Древней Руси.
Кириллица
Ученик 2: Кириллица одна из двух древнейших славянских азбук. Название восходит к имени Кирилла (до принятия монашества Константина), выдающегося просветителя и проповедника христианства у славян. Вопрос о времени создания кириллицы и о ее хронологии, соотношении с глаголицей нельзя считать окончательно решенным. Некоторые исследователи предполагают, что кириллица была создана Кириллом и его братом Мефодием («первоучителями славянскими») в IX в., ранее, чем глаголица. Однако большая часть специалистов считает, что кириллица моложе глаголицы и что первой славянской азбукой, которую создали Кирилл и Мефодий в 863 (или 855), была глаголица. Создание кириллицы датируют эпохой болгарского царя Симеона (893-927), вероятно, она была составлена учениками и последователями Кирилла и Мефодия на основе греческих (византийских) торжеств, уставного письма. Буквенный состав древней кириллице в целом соответствовал древнеболгарской речи.
Ученик 3: Письменные памятники от эпохи создания кириллицы не сохранились. Не вполне ясен и состав букв первоначальной кириллицы, возможно, некоторые из них появились позднее. Кириллица употреблялась у южных, восточных и, очевидно, некоторое время у западных славян, на Руси была введена в X-XI вв. в связи с христианизацией. Кириллица у восточных и южных славян имеет длительную традицию, что засвидетельствовано многочисленными памятниками письменности. Древнейшие из них датируются X-XI вв.
Ученик 4: Кириллица XI-XIV вв. характеризовалась особым типом письма уставом с геометричностью в начертаниях букв. С конца XIII в. у южных славян и с середины XIV в. у восточных буквы кириллицы теряют строгий геометрический облик, появляются варианты начертания одной буквы, увеличивается количество сокращенных слов, этот тип письма называется полууставом. С конца XIV в. на смену уставу и полууставу приходит скоропись.
Учитель:
Братья составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы.
Слайд 6
( Давайте вспомним эти книги)
Евангелие – это
Псалтирь – это(ответы учащихся)
Ученик 2: Находясь в Риме, Кирилл заболел и незадолго до кончины (869 год) принял великий постриг, изменив свое прежнее имя Константина на Кирилла. Обращаясь к брату перед кончиной, Кирилл сказал очень трогательные слова.
Перед вами текст этого обращения. Восстановите текст, постарайтесь поставить слова на свои места.
Ученик 4: Скончался Кирилл 14 февраля 869 года в возрасте 42 лет. Святые мощи Кирилла покоятся в Риме, в церкви Святого Клъмента.
Слайд 8
Святой равноапостольный Мефодий пережил брата на 16 лет, свято выполняя его последнюю волю- продолжение перевода на славянский язык церковных книг. В апреле 885 года он скончался (возрасте 60 лет), оставив более 200 обученных им священников – славян. Отпевание святителя было совершено на трех языках: славянском, греческом и латинском.
Славянская азбука, созданная святыми братьями, послужила основой русской письменности. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «аз» и «буки». Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного письма.
Ученик 1: Вспомним, что такое уставное письмо?
(Устав – это такое письмо, при котором буквы пишутся прямо, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами)
Слайд 9 (уставное письмо и книги)
Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси. Но редкой и дорогой оставалась рукописная книга, которая писалась на особом материале.
Ученик 2: сколько мастерства и таланта, сколько душевного тепла вкладывали создатели книг в свое ремесло. Книги считались величайшим сокровищем, и не только потому, что на ее создание уходило много сил и времени; не только потому, что переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; не только потому, что талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами, красивыми заглавными буквами - буквицами. Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.
Слайд 10(буквицы)
Ученик 3: Само начертание буквиц таило в себе чертеж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на древе жизни.
Ученик 4: К сожалению, до нашего времени не дошли книги, переведенные равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Поэтому мы считаем прародителем современного русского языка старославянский язык. Именно от старославянского зародился церковнославянский язык, ставший самым близким к кириллице.
Церковнославянский язык стал первым истинно русским литературным языком. На этом языке составлялись различного вида светские документы в Древней Руси, договоры, завещания. Именно этот язык воспевали поэты в стихах, песнях, одах.
Учитель: Кто мне скажет, до какого времени этот язык сохранился без изменения? Современный русский алфавит вместо церковнославянского был введен Петром I в 1708 г.
Слайд 11(Петр)
Его называют гражданской азбукой. При Петре Великом были внесены изменения. Какие? 11 букв исключены и были изменены начертания некоторых букв.
А теперь я предлагаю отгадать небольшие кроссворды
(На каждую парту раздаются кроссворды)
Слайд1213 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 141513 EMBED PowerPoint.Slide.12 141513 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Ученик 2: А теперь послушаем стихотворение Ивана Бунина. Что великий поэт завещал нам, своим потомкам?
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный –
речь.
(ребята получают сертификат участников)
Учитель:
Слайд 13
Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая. Этот день особенно торжественно отмечается в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия с буквами славянской азбуки и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Ко дню святых братьев в школах пишутся сочинения о русской истории, русской культуре. Выступают фольклорные ансамбли, мастера народных промыслов показывают свою продукцию, открывают выставки народного костюма, кулинары готовят блюда национальной кухни, художники представляют свои работы. Словом, все оживляется под воздействием Слова, о котором и идет речь.
Подведение итога.
Рефлексия:
Теперь я знаю, что.
Я не забуду о том, что
Я до конца не понял.
Работа с цветными карточками.
Желтый - я не разочаровался в теме разговора. Занятие было познавательное и интересное.
Зеленый - мое состояние нормальное, я не до конца принимал тему сегодняшнего разговора.
Красный – к сожалению, я мало, что запомнил и взял для себя.
Подсчет жетонов и вручение сюрпризов.
Литература:
Журнал «Читаем, учимся, играем», № 2, 200 год.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] russdom ru
Скоробогатов В.Д. Рыжова Т.В. Православная культура 5-6 класс: Экспериментальное учебное пособие. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.- 220 с.: илл.
Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию. 5-6 класс: Скоробогатов В.Д. Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.
Православные праздники: ООО «Издательство АСТ», 2007.
Шевченко Л.Л. Наглядное пособие «Иллюстрации» 2 год обучения – Москва, 2004.
Крупин В.Н. Русские святые. – М.: ООО «Издательство» РОСМЭНПРЕСС, 2003.
13PAGE 15
13PAGE 141015
Root Entry