Конспект урока в рамках Дня славянской письменности


I Городской фестиваль
«День славянской письменности и культуры»
«И снова память нам покоя не дает …»
Номинация «Лучшая разработка конспекта урока»
Целевая аудитория: 5 класс
Тема: «От глиняной таблички
к печатной страничке»
Выполнила:
Варанкина Елена Филипповна
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №18
им. Подольских курсантов
г. Подольск 2015
Цель: пополнить знания учащихся о происхождении письменности; развивать творческие способности, монологическую речь, логику; воспитывать любовь и уважение к языку; отрабатывать навыки орфографического анализа предложений и текста.
Оборудование: мобильный класс; плакат с кириллицей, раздаточный материал.
Ход
Оргмомент.
Слово учителя.
Говорить люди научились очень давно. Но искусством письма владели не всегда. Первой попыткой остановить и сохранить слово была картинка. Самые ранние образцы письма представляют собой знаки, выцарапанные на каменных табличках или бересте (слайд 2). Позднее писцы стали писать на глиняных табличках, используя для письма тростниковую остроконечную палочку, которая называлась стилем. Самые древние записи сделаны не буквами, а изображениями. Такой способ письма был очень медленным, потому что каждому слову соответствовало отдельное изображение. Так родилась пиктография или рисуночное письмо. Конечно, кроме медлительности такой способ письма был неудобен еще и тем, что смысл изображения у того, кто пишет и у того, кто читает, мог существенно расходиться (слайд 3). Следовательно, возникало непонимание и недоразумения.
Сценка учащихся.
Тем не менее, рисуночным письмом пользуются и сейчас. Может быть, вы сможете назвать образцы рисуночного письма в окружающей вас жизни?
(Если ребята затрудняются, учитель дает им направление размышлений: дорожные знаки, знак аптеки и т.д.)
Вместо картинок люди стали использовать символы. Так возникла идеография или символическое письмо (слайд 4).
Иероглифами, как вы знаете, и по сей день пользуются в некоторых странах. Например, в Японии и в Китае. К слову, в современной китайской письменности 60 тысяч иероглифов. Представляете, сколько времени нужно детям, чтобы их запомнить?
К счастью, вам не придется запоминать столько различных значков. Для письма мы пользуемся буквами – знаками, обозначающими не понятие, не слово, а всего лишь звук.
Первый настоящий алфавит, т.е. систему таких знаков, изобрели финикийцы, которые распространили свой алфавит по всему миру. Конечно, каждый народ приспосабливал письменность к своему языку: количество букв могло увеличиться или уменьшиться. Когда буквы попали к грекам, они добавили к финикийскому алфавиту, состоящему из одних согласных, гласные буквы.
Основателями славянской азбуки стали братья просветители Кирилл и Мефодий (слайд 5).
Сообщение учащегося о Кирилле и Мефодии; видеоролик (слайд6)
Кириллица стала основой для нашей славянской азбуки. Каждая буква кириллицы имела свое название (слайд 7).
Чтение кириллицы с плаката (слайда) хором.
С появлением азбуки стали писаться уже не отдельные письма, документы, а целые книги. Что вы можете сказать о первых книгах?
Ребята рассказывают о том, как создавались первые книги, кто их создавал. Как обобщение по вопросу звучит сообщение учащегося (слайды 8 – 13) и информация об Иване Федорове (слайды 14, 15).
Первые книги писались уставом. Все буквы были одного размера и ставились ровно, без наклона и без пробелов. У вас на столах раздаточный материал. Расшифруйте запись, сделанную уставом.
СНАЧАЛААЗДАБУКИАПОТОМИВСЕНАУКИ
Ребята выполняют синтаксическую, морфологическую и орфографическую работу по фразе.
Азбука была сложной и со временем изменялась. Некоторые буквы ушли из алфавита, но память о них осталась в живой разговорной речи, во фразеологических оборотах.
Запись под диктовку фразеологизмов с объяснением значения:
Расставить все точки над и; прописать ижицу; знать на ять; и т.д.
Последняя реформа нашего алфавита была в начале прошлого века, почти сто лет назад. С того времени наша азбука имеет знакомый вам вид (слайд 18).
Итоги урока: 24 мая Россия и другие государства отмечают День славянской письменности. А почему мы сегодня, спустя более , чем тысяча лет, говорим об этом?
Ребята отвечают на вопрос
Действительно, в письменности – наша культура, наши духовные корни (слайд 19).
Работа с учебником
Упражнение 698
Рефлексия: В кириллице буквы имели еще и числовое значение. Угадайте, использую современную азбуку, какая запись зашифрована в ваших раздаточных материалах
1 9 2 21 1 –
12
14 21 5 18 16 19 20 10
19 20 21 17 6 15 28 12 1
(Азбука – к мудрости ступенька)
Ребята выполняют задание, объясняют постановку тире в предложении.
Домашнее задание. Упр.
Литература
1. История русской письменности — Википедия2. istorik.ucoz.com3. lektsiopedia.org4. images.yandex.ru5. bibliotekar.ru6. www.1tv.ru