Конспект урока «Художник Главного Морского штаба».


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
«КАДЕТСКАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ МАЙОРА МИЛИЦИИ КОВРИЖНЫХ А.П.»
Разработка урока
с кадетской составляющей
по искусству (ИЗО)
в 7 классе
«Художник Главного Морского штаба»
учитель: Проскурина О.Г
ЛИПЕЦК, 2016
Тема: Художник Главного Морского штаба.
Цель урока: познакомить с героическими страницами нашей Родины; расширять кругозор детей (познакомить с изображением крупных морских сражений в изо на примере исторических событий в живописи И. Айвазовского); 
Задачи урока:
В интеграции:
«Коммуникация»: развитие диалогической и монологической форм речи.
«Здоровье»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
«Чтение художественной литературы»: приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Музыка»: приобщение к музыкальному искусству (прослушивание музыкальных произведений на тему : Моря.).
«Художественное творчество»: развитие детского творчества.
«Социализация»: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств (воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, гордости её историческим прошлым).
Воспитательные:
воспитывать чувство патриотизма; развивать речь и обогащать словарный запас детей; способствовать формированию духовно-нравственных норм.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Этап Содержание урока Методические приемы
1.Организационный момент. Командир сдает рапорт учителю Принцип психологической комфортности, создание ситуации успеха
2.Актуализация знаний. 1.Заполнение карточек.
Что такое пейзаж. Виды пейзажа.
1 2 3 4 5 Работа в карточках
Работа с места, комментирование.
3. Подведение к новой теме, мотивация. 1. Как называется изображения моря в изобразительном искусстве?
(Слайд 1-3)
2.Кто может назвать художников –маринистов?
И. Айвазовский был не только самым известным художником, изображающим великолепные морские просторы, его дар был впрямую связан с его работой. Он работал официальным художником при Главном Морском Штабе.
Тема урока: «Художник Главного Морского штаба». (слайд 4) Работа с мест, комментирование.
Домысливание.
Работа в тетради.
4. Изучение нового материала. КАДЕТСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОКА
Айвазовский Иван Константинович
(1817 Феодосия—1900 Феодосия) —
всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.
Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
(слайд 5)
Со времен Петра Великого море было для Российской империи окном в Европу и залогом будущего развития и потому — одним из важнейших полей сражений. И в лице Айвазовского государство нашло отличного певца своих побед. Сам художник был очарован русским флотом и охотно брал государственные заказы. Недаром, едва окончив Академию художеств, он был направлен самим императором Николаем I сопровождать его сына, великого князя Константина, в практическом плавании по Балтике. На протяжении своей жизни Айвазовский не раз обращался к теме войн. Вспомним самые яркие полотна.
(слайд 6)
По предварительной подготовке учащиеся выступают со своими рассказами о датах морских сражений, изображенных на полотнах И. Айвазовского.
(слайд 7-17)
Ученик 1:
«Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года»
Важнейшее сражение той же войны, благодаря победе в котором Алексей Орлов получил почетное прозвание Чесменский. Оно произошло на следующий день после Хиосского — турки отступили из Хиосского пролива в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей. На картине изображен момент, когда один из русских брандеров поджигает вражеское судно, а шлюпка с экипажем, покинувшим горящий брандер, подходит к нашему флагману «Три иерарха».
Ученик 2:
«Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года».
Победоносный бой во время Русско-шведской войны — и опять в царствование Екатерины Великой! Умела она подбирать командиров. Русским флотом командовал адмирал Василий Чичагов. Столпотворение на море было огромным — только со стороны шведов участвовали 35 линейных кораблей и фрегатов и 366 малых кораблей. За победу Чичагов стал первым из флотоводцев, пожалованным орденом Святого Георгия I степени.
Ученик 3:
«Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года.»
Наваринское сражение, которое состоялось в одноименной бухте Ионического моря, близ полуострова Пелопоннес, — редкий пример битвы XIX века, в которой Англия, Франция и Россия сражались на одной стороне. Их противником был флот Османской империи, который выступал против попыток Греции освободиться из-под ее владычества. Айвазовский запечатлел флагман «Азов», на котором, кстати, служили тогда еще никому не известные лейтенант Нахимов и мичман Корнилов. Корабль поврежден, однако берет на абордаж турецкое судно.
Ученик 4:
«Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (в 1829 году)».
Сражение, изображенное на картине, случилось в 1829 году, когда русский бриг «Меркурий» патрулировал пролив Босфор. Из-за слабого ветра он не смог уйти от погони и был атакован турецкими линейными кораблями «Селимие» и «Реал-бей». Имея всего 18 пушек против 200 вражеских, маленький храбрый «Меркурий» сумел повредить обоих турок и, потеряв четырех человек убитыми, вернуться в Севастополь.
Ученик 5:
«Десант Николая Раевского у Субаши. 1839».
Операцию, которая прошла в 1839 году, молодой Айвазовский видел собственными глазами: адмирал Михаил Лазарев пригласил его стать свидетелем битв Кавказской войны. Ныне Субаши — это сочинский район Головинка, а в те годы это были дикие черкесские территории. Раевский высадил десант в устье рек Шахе и Субаши, отбил территорию у горцев и построил на ней форт. Айвазовский участвовал в высадке, делая зарисовки. На обороте картины есть трогательная надпись: «Принадлежит старшему в роде Раевских, без права продавать».
Ученик 6:
«Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года 1848».
Одно из сражений Русско-турецкой войны, которое произошло близ острова
Хиос в Средиземном море. Русская эскадра, которую возглавлял Алексей Орлов, одержала победу над вдвойне превосходящими силой турками. На картине изображен ключевой момент боя — столкновение кораблей «Святой Евстафий» и «Бурдж-у-Зафера».
Ученик 7:
«Смотр Черноморского флота. 1849».
Смотр флота происходил на Севастопольском рейде в 1849 году. Линию боевых кораблей Черноморского флота возглавляет 120-пушечный линейный корабль «Двенадцать апостолов», за ним следуют 84-пушечные «Ростислав», «Святослав» и «Ягудиил».
В правом нижнем углу полотна изображён император Николай I, принимающий парад на борту пароходофрегата «Владимир».На «почтительном расстоянии» от императора художник поместил группу офицеров.
Ученик 8:
«Морское сражение при Синопе 18-го ноября 1853 года».
День Победы русской эскадры под командованием адмирала Павла Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп в 1853 году.
«Синопский бой 18 ноября 1853 года» (Ночь после боя).
Крымской войне, непосредственным свидетелем которой он был, Айвазовский посвятил не одну работу. Синопский бой стал чуть ли не последним крупным сражением парусных флотов — позже наступила эра паровых кораблей, хотя Айвазовский в своих картинах еще полвека останется преданным парусам и реям. Русский флот возглавлял вице-адмирал Нахимов. Он же поручил князю Виктору Барятинскому на месте набросать схему расположения кораблей, которая была передана Айвазовскому для работы. Картину художник написал действительно по горячим следам.
Ученик 9:
«Захват пароходом «Россия» турецкого военного транспорта «Мессина» на Чёрном море 13 декабря 1877 года»
25 декабря 1877 года, командуя вспомогательным крейсером «Россия», переоборудованным из коммерческого парохода, капитан второго ранга Николай Михайлович Баранов захватил турецкий пароход «Мерсина», перевозивший 800 турецких солдат.
Ученик 10:
«Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» в Черном море» 1877.
Сражение, которое началось в 8 утра, длилось около пяти часов. Всё это время «Веста», уклоняясь от огня противника, наносила ему повреждения ответными залпами.
Турецким огнём «Веста» была серьёзно повреждена, в её команде было много убитых и раненых, но русские моряки продолжали сражение.
Наконец удачное попадание снаряда в башню турецкого броненосца вызвало пожар и принудило его изменить курс в сторону Кюстенджи.
Хронология событий через произведения И. Айвазовского в тетрадь.
Развитие внимания учащихся,
монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение.
Работа в тетради
5. Физкультминутка Гимнастика для глаз.
(Слайд 18) Музыка тема «Море».
6. Закрепление изученного материала.
Практическое задание. КАДЕТСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОКА
Просмотр видео экскурсии.
Учащиеся зарисовывают свою модель корабля. После окончание работы над рисунком, его вырезают и помешают на заранее подготовленный морской фон.
Во время работы звучит
(слайд 19) Коллективная работа.
Во время работы звучит «Песня моряков русского императорского флота».
7. Рефлексия Мне понравилось на уроке….
Сегодня я узнал……
Иван Айвазовский…….
Подвиги российского флота…….
Российский флот………
(слайд 20) Обобщить, сделать выводы.
8. Подведение итогов урока, выставление и комментирование
оценок. Домашнее задание подготовить сообщение о И. Айвазовском.
Командир командует "Урок окончен"
Запись домашнего задания в дневник.