Доклад «Применение инновационных технологий на модулях русского языка и литературы как средство повышения качества обучения»
Доклад
«Применение инновационных технологий на модулях русского языка и литературы как средство повышения качества обучения»
Учитель Архипова Елена Валерьевна
В настоящее время идея качества стала одной из определяющих идей развития Европейского и Российского образования. Она одинаково привлекательна для всех субъектов образовательной деятельности. Качество является условием и стимулом развития образовательных систем. Качество в образовании может создаваться, изменяться или транслироваться только лишь человеком – носителем этого качества. Поэтому так важна роль учителя – человека воздействующего педагогическими средствами на ученика, оказывающего непосредственное влияние на формирование его качеств как личности, гражданина, будущего профессионала. От того насколько оптимально учитель будет повышать, свою профессиональную компетентность во многом зависит качество его работы.
Введение ФГОС ОО меняет цели и задачи школьного образования. Главная задача ФГОС – организовать деятельность обучающегося, направленную на достижение результатов образования. Целью школы становятся не только давать знания, но и формировать умения:
- ставить цель и добиваться ее;
- самостоятельно добывать и применять знания;
- составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;
- задавать вопросы;
- ясно выражать свои мысли;
- заботиться о других, быть нравственным человеком;
- сохранять и укреплять своё здоровье;
- формировать экологическую культуру, здорового и безопасного образа жизни. В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться! ФГОС – ответ на вызовы времени. Не догонять, а работать на опережение на основе имеющегося прогноза.
В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать ученика знаниями, но и формировать у него потребности в непрерывном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Современные тенденции социально-экономического развития РФ заставили переосмыслить цели школьного образования, соответственно, по-новому сформулировать планируемые результаты образования. Прежняя цель «Знания на всю жизнь» уступает место новой «Умениям учиться и переучиваться в течение всей жизни».
Необходимостью любого образования является заинтересованность обучаемого в результатах, мотивированное стремление получить знания. Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, способных к творческому мышлению, инициативности и самостоятельности в принятии решений. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на среднюю школу, т. к. именно здесь должны закладываться основы думающей, самостоятельной личности. Каждый учитель стремиться к тому, чтобы его ученики получили прочные знания по предмету и могли их использовать в различных жизненных ситуациях. Умение учителя вызвать интерес к своему предмету – одно из условий успешного обучения.
В условиях модернизации современного образования особую значимость приобретают идеи личностно ориентированного и компетентностного подходов в обучении. Личностно – ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования, способствует созданию благоприятной для ученика учебно - воспитательной среды, при этом учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Поэтому свой учебный процесс я стараюсь строить с учетом изначально присущих ребенку субъективности, рефлексивного сознания, творческого потенциала, любопытства, потребности в самостоятельном познании мира, обучении, свободе и развитие природного стремления личности к самоутверждению. Процесс развития личности школьника должен способствовать повышению конкурентоспособности, обретению своего собственного лица, личности, способной активно реализовывать право на свободный выбор различных видов деятельности.
Для предметов филологического цикла неприемлем механизм формирования знаний, предназначенный лишь для запоминания, поэтому механизм педагогического взаимодействия учителя и ученика заключается во включении ученика в творческий процесс познания, в котором он выступает как субъект деятельности учения и собственного развития, овладевая социокультурным опытом и опытом эмоционально – ценностного отношения к миру. Школьник является субъектом учебной деятельности и собственного развития, когда реализует свои установки «хочу», «могу», «я сам».
Очень важно, чтобы учитель осуществлял компетентностный подход в обучении. Компетентность – это способность и готовность человека решать жизненно значимые задачи. В основе обновленного содержания общего образования (в качестве его основных целей) должно быть развитие или формирование у школьников так называемых «ключевых компетентностей», а содержание образования (соответственно и его результат) выступает как «новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся», а это и есть современные ключевые компетентности. Круг компетенций, которые уже должны рассматриваться как результат образования, очерчивается в документах и материалах ЮНЕСКО. В докладе международной комиссии по образованию ХХI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор определил основные глобальные компетентности, одна из которых гласит: «...научиться делать, с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая даёт возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» (приложение 1, 3).
Творческий подход в педагогической деятельности учителя выражается в потребности использовать новые, более эффективные технологии, способствующих развитию способностей школьников, в стремлении отказаться от традиционных методов.
Переход на новые стандарты существенно изменяет роль учителя на уроке. Сегодня нужно учить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которым должен помочь в первую очередь школьный учебник – основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладение приемами познавательной деятельности. Здесь на помощь учителю приходит технология развития критического мышления, которая позволяет развивать рефлексию ученика при организации его работы с различными источниками знаний. Использование этой технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся, возможность одновременного эффективного решения задач обучения и развития гармоничного сочетания работы с текстом и общения (Приложение №4). Открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие и сотрудничество ученика и учителя в образовательном процессе ставят технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в ряд актуальных педагогических инноваций.
Учебный процесс должен помочь ученикам раскрыть значение получаемых в школе знаний и показать их практическое применение в жизни. Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. При отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Большое влияние на выработку образовательной мотивации оказывает ситуация успеха, ощущение учеником собственного развития. Этому способствует исследовательская и проектная деятельность учащихся, позволяющие перевести ученика из пассивного объекта обучения к деятельности творческой. Эти виды деятельности я также стараюсь активно использовать в своей работе. Использование проектной технологии содействует развитию у ребенка способности к самообучению, успешной социализации, умений ставить и решать проблемы, что актуально в современных условиях жизни. Проектное обучение развивает исследовательские умения, умения ставить и анализировать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку, осуществлять отбор нужной информации, проводить наблюдения и опыты, делать соответствующие выводы. Реализация данной технологии способствует не только росту мотивации к изучению предмета, но и меняет систему общения учителя и ученика, делая её более диалогичной, а это создает условия для обогащения жизненного опыта всех участников проектной деятельности и овладения опытом совместного решения проблем. Метод проектов позволяет создать условия для развития познавательного интереса ученика к предмету, осуществить личностно – ориентированный подход к обучению, он необходим для работы как с высокомотивированными на учебу школьниками, так и для повышения мотивации слабоуспевающих учащихся, и ярко показывает взаимодействие «учитель – ученик». (Приложение №2)
Сегодня обучение уже трудно представить себе без использования информационно - коммуникативных технологий и технологии мультимедиа, которые позволяют использовать текст, графику, видео в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Использовать компьютерные технологии можно как на каждом уроке, так и на разных его этапах. Компьютерные технологии позволяют визуализировать учебный материал, проводить лабораторные работы с помощью компьютерных программ, повышать мотивацию, уровень индивидуализации и дифференциации обучения на уроке, организовывать различные виды контроля знаний на уроке, осуществлять тренировку в процессе обучения и заниматься самообразованием. Я стараюсь использовать эту технологию при проведении комбинированных, обобщающих уроков, поскольку мультимедиа позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации, максимально включить все виды памяти, а также позволяет при обучении учитывать особенности каждого ученика. (Приложение № 1, 5)
В своей профессиональной деятельности я стараюсь активно использовать и технологию игрового обучения. С помощью дидактической игр, например, можно достичь прочного усвоения знаний по предмету и проконтролировать умения их применять. С этой целью в содержание игр включаются контрольные вопросы по основным темам курса или предлагаются здания, при выполнении которых предусматривается применение учащимися опорных знаний и умений. При использовании данной технологии нужно учитывать возрастные особенности учащихся. Школьники младшего возраста предпочитают конкурсы, турниры, путешествия , «четвёртый лишний», «найди ошибку», разгадывание кроссвордов. Учеников старших классов больше интересуют деловые игры, конференции, КВН. Все это поможет приохотить детей к учению и создать у них некоторый запас знаний. Конечно, не развлекательность на занятиях, а их привлекательность очень важна в самом начале воспитания интереса. Игра развивает самостоятельность, творческие способности учащихся, активизирует познавательную деятельность, развивает логическое мышление, способствует закреплению и углублению знаний (Приложение №1, 3).
При формировании коммуникативной компетентности важная роль отводится диалоговой технологии, которая относится к технологиям личностно - ориентированного обучения. В её основе лежат познавательная деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса, реализуемые, прежде всего в диалоге. Организация этих процессов осуществляется на основе индивидуального подхода и адаптации системы обучения к особенностям каждого ученика. Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе организуются разнохарактерная и разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов по решению комплексных проблем, активное общение. Это способствует саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и культуры. Главный результат этой компетентности – развитие у учащихся толерантности, ответственности за выполняемое дело, способности к коллективному решению социальных и личностно значимых проблем. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему. Это способствует саморазвитию и самореализации учащихся, формируется речевая культура. (Приложение №3)
Применение тестовых технологий в контроле знаний позволяет получить объективную информацию об усвоении учебного материала по конкретным темам. Среди полезных качеств такой проверки успеваемости возможность быстро проверить знания целого класса, вовлечь всех в активную работу, дифференцировать задания. Тесты – это задания особой формы, позволяющие оперативно, объективно и строго индивидуально оценить уровень знаний и умений учащихся. Цели и задачи тестов могут быть различными, например, тесты достижений, предназначенные для оценки усвоения знаний по всему курсу изучаемого предмета (типа ГИА и ЕГЭ) или по темам; тесты для оценки отдельных умений и навыков. По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, компьютерными, вербальными и невербальными. Тестирование выполняет три основные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний и умений учащихся. Обучающая функция состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развивать свои способности. (Приложение №5)
Таким образом, взаимодействие учителя и ученика на уроке, построенное на использовании разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся и применении инновационных технологий, способствуют формированию у обучающихся положительной мотивации к обучению и потребности в знаниях, развитию у учеников желания, способности и умения учиться. Осуществление дифференцированного подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечение самоконтроля и взаимоконтроля, проведение диагностики хода и результата образовательного процесса повышает качество обучения и как результат качество образования.
Список литературы:
Воронцов А.Б. Проектная деятельность в основной и старшей школе. М.: Просвещение, 2010.
Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно-ориентированного урока // Завуч. 2000. №6.
Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.
Занько С.Ф. Игра и ученье. М.: Просвещение, 1992.
Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения // Химия в школе. 2008. №5.
Никитина Н.Н. Личностно – ориентированное обучение: теории и технологии. Учебное пособие. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2003.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.
Ширшина Н.В. Химия: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007.
15