Индивидуальное логопедическое занятие на тему Постановка звука Ш


Тема: Постановка звука ШЦель: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- формирование кинестетического образа звука Ш(ощущения положения органов артикуляции);
- упражнение в правильности произнесения звука Ш.
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционного аппарата – устранение дефектного произношения звука Ш- развитие фонематического слуха.
Оборудование: зеркало, карандаш, листья, карта осеннего леса, игрушки кукла Маша, медведь, белочка, колокольчик, молоточек, паровозик, гусь.Ход занятия
I. Артикуляционные упражнения
Жила-была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы (упр. «Грибочек»), одуванчики (упр. «Фокусник»), она встретила медведя Михайло Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече, удивился («О»), и улыбнулся (упр. «Улыбка»). Он был очень
еньем (упр. «Вкусное варенье»). Пили из красивых чашек (упр. «Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях у медведя, и, в знак благодарности, угостила его грибами (упр. «Грибочек»). Соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку (упр. «Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.
II. Постановка звука Ш
1. Упражнения на звукоподражание
Дома Маша стала играть своими любимыми игрушками.
«Колокольчик» - ля-ля-ля
«Молоточек» - д-д-д«Паровозик» - ч-ч-ч
Кладем на нижние зубы карандаш, ребенок языком стучит по верхним альвеолам, при этом сильно дует на кончик языка, не останавливаясь (стараясь как можно дольше тянуть звук Ч).
«Сердитый гусь» - ш-ш-ш2. Анализ артикуляционного уклада звука Ш (перед зеркалом)
- В каком положении находятся губы?
- В каком положении находятся зубы?
- Где находится кончик языка?
- Где находятся края языка?
- Какая струя воздуха выходит изо рта?
3. Закрепление изолированного произношения звука Ш1) Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали под ногами осенние листья: ш-ш-ш.
Пройди по листочкам и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.
Листья разложены на полу, на каждый шаг произносится имитация шуршания листвы ш-ш-ш.
2) Развитие фонематического слуха
Игра «Охотник»
Поиграй вместе с Машей. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук ШМ-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Щ-Ш-Ц-С-Ч-Ш
III. Итог
Сегодня на занятии ты встретилась с Машей и медведем, побывала в осеннем лесу и научилась шуршать, как шуршат осенние листья. Это здорово у тебя получалось. Молодец!