«Формирование мотивации обучения как средство повышения качества знаний через самостоятельную работу на уроках русского языка»
Формирование мотивации обучения как средство повышения качества знаний через самостоятельную работу на уроках русского языка
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор.
Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.
На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.
Сформированность учебной деятельности достигается через формы самостоятельной работы на уроке и приёмы самостоятельного приобретения знаний.
Повышение интереса к уроку можно достичь, используя такие приемы самостоятельной работы:
Своя опора (ученики самостоятельно составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа)
Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме)
Пересечение тем (найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведений; Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Гринева?)
Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.
Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.
Так, приступая к изучению новой темы, можно предложить ряд заданий, в процессе выполнения которых, учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал.
Известно, что систематически организуемая на уроках самостоятельная работа учащихся помогает более успешно осуществлять образовательную, воспитательную и развивающую функции процесса обучения. Ведь в процессе самостоятельной работы дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать - словом, овладевают теми логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. Особенно большое значение я придаю повторительно-обобщающим урокам. По-моему, именно на таких уроках наиболее эффективна самостоятельная работа учащихся с использованием дифференцированного дидактического материала, с индивидуализацией заданий, с созданием новых, нестандартных учебных ситуаций.
Основным содержанием деятельности учащихся на уроках являются самостоятельное обобщение и систематизация ими знаний. Уроки повторения требуют большого напряжения мыслительной деятельности школьников, так как разрозненные факты должны сложиться в систему, чтобы появилось целостное представление об изученном. Поэтому психологи при организации уроков указанного типа особенно серьезное внимание обращают на обучение учащихся последовательному, рациональному и творческому мышлению, умственным действиям, которые лежат в основе умений: а) классификации языковых фактов; б) абстрагированной и конкретизации усваиваемых понятий; в) систематизации знаний. Важная роль отводится при этом уяснению учащимися логики учебного труда.
Преодоление возникающих трудностей требует применения рациональных методов познания, творческого мышления, что составляет психологическую основу развития самостоятельности. Проблема воспитания познавательной самостоятельности
(стремления и умения учащимися самостоятельно познавать новое в процессе поисковой деятельности), проблема активизации мыслительной деятельности учащихся не может быть решена без включения в обучение русскому языку заданий поискового характера, в число их входят проблемные задачи, предполагающие исследовательскую деятельность учащихся в ходе анализа языковых явлений.
Существенными признаками заданий поискового характера являются:
выполнение их без непосредственного участия учителя(проблемные задачи) или с частичной подсказкой с его стороны;
открытие у учащихся в процессе выполнения заданий новых знанийили новых способов добывания этих знаний.
Таким образом, выполняя эти задания, учащиеся оказываются в новой ситуации, перед новой проблемой и, естественно, испытывают определенные затруднения, разрешая ее. Творчество учащихся заключается в умении ориентироваться в этой новой ситуации, разрешить проблему - ответить на вопрос задания.
Считаю, что на повторительно-обобщающих уроках, ни под каким предлогом не следует отказываться от проверки домашнего задания. Ведь проверка задания, выполнявшегося дома, - серьезное средство контроля за ростом уровня знаний, умений и навыков учащихся. Это, во-первых. А во-вторых, проверка домашнего задания является средством установления преемственных связей между следующими друг за другом уроками, помогает намечать перспективу работы с учащимися на весь предстоящий урок.
Навыки самостоятельной работы формируются также при различных формах опроса:
опрос по плану, записанному на доске (познакомившись с ним,весь класс в течение нескольких минут самостоятельно готовит устный ответ, азатем 2-3 ученика отвечают по отдельным пунктам плана).
самостоятельный подбор необходимых примеров к каждому пункту плана;
работа с контрольными вопросами к разделами школьногоучебника.
письменные ответы на вопросы, заготовленные на отдельныхлистках для каждого ученика;
самостоятельное составление плана ответа на широкуюобобщающую тему;
сочинение-миниатюра по теме урока;
составление таблиц, наглядно представляющих повторяемыйматериал.
Для повышения интереса к обучению, а также в целях формирования орфографических и пунктуационных навыков, формирования лингвистической компетенции в качестве самостоятельной работы используется следующий материал:
- перфокарты (Работа с перфокартами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях)
- игры «Четвертый лишний»
- кроссворды, анаграммы, филворды
- карточки из серии «Найди ошибки»
Индивидуальные задания ученики получают на отдельных карточках с особым текстом для каждого; дифференцированные выполняются по нескольким вариантам.
Работа по индивидуальным карточкам привлекает учащихся, они проявляют большую, чем обычно, активность, самостоятельность. Тема не просто повторяется, а осваивается собственной практикой каждого ученика.
Очень важно обеспечить большую самостоятельность учеников при выполнении упражнений из учебника. Нужно видеть возможности для повышения самостоятельности, заложенные в упражнениях. Оценить эти возможности помогут такие критерии, как уровни самостоятельности и познавательной активности учащихся в упражнениях.
Организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания и навыки, развивать творческую и познавательную активность учащихся.