Повторительно — обобщающий урок по теме Древний Восток (5 класс)

Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Древний Восток»

«Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения».
«Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию».
Конфуций
Цели урока:
1.Систематизация знаний по теме «Древний Восток»
2.Формирование умений повторять значительный теоретический материал, применять знания в новой ситуации, выделять главное, обобщать, устанавливать логическую связь, оценивать свои возможности, развитие психических процессов.
3.На примере истории и культуры стран Древнего Востока воспитывать в детях чувство прекрасного, уважения к вкладу каждого народа в мировую историю, прививать им нормы морали.
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит повторить весь материал по теме «Древний Восток». В течение всего урока нас будут сопровождать поучительные изречения и советы китайского мудреца Конфуция. И начнем мы – тоже с его афоризмов. Прочитайте эпиграф урока, ответьте, что важное вам напоминает Конфуций (самостоятельная мотивировка на урок ).
Усвоив содержание темы «Древний Восток», вы многое уже будете знать, и понимать при изучении последующих тем. В ходе урока вы будете отмечать количество правильных ответов своего соседа по парте в регистрационных карточках, лежащих у вас на столе.
Что же мы сегодня повторяем?

Основные вопросы урока
1. Географическое положение стран Древнего Востока
2.Культурные достижения стран Древнего Востока
3.Религия стран Древнего Востока
4.Особенности хозяйственной деятельности стран Древнего Востока
5.Исторические деятели стран Древнего Востока
6.Крылатые выражения, мудрость стран Древнего Востока

«Лишь та ошибка, что не исправляется».
Конфуций.

Разминка для концентрации внимания
Ищем грамматические ошибки в терминологии по изучаемой теме.
Примени знания и проверь свое внимание!

Оазес
Папирас
Глинопись
Сатрапеи
Иероглефы
Мумея
Диржава
Заповиди
Зикурата
Калонии
Саркафаг
Талеон
Делта
Свинкс
Хамурапи
Фораон
Дополнительные задания для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации:
Кто не помнит значение какого-нибудь термина? (разбор определения, если таковые имеются)
Терминов, из какой страны нет в перечне?
Какие термины были вам даны дополнительно, выходя за рамки учебника?
Терминов, какой страны больше всего?
Логическая задача: финикийские ученики, в отличие от египтян, уже после короткого обучения могли что-нибудь написать. Но все же их записи, попавшие в чужие руки не были полностью понятны. Почему?
Что еще кроме внимания мы тренируем, выполняя данное задание?

«Вести сражаться необученных людей - значит их бросать».
Конфуций.
Учитель вас не бросит, поэтому продолжаем обучение далее
У вас на столе есть задание в виде таблицы, которую в течение 2-х минут необходимо проверить и отметить « + » или « - » соответственно верные и неверные географические ориентиры месторасположения стран Древнего Востока. Работаем в парах. Один человек у доски. Проверка ведется варианта на доске и индивидуально у себя. Правильные ориентиры подбираются к каждой стране фронтально.

Позови на помощь истории географию!


Страна
Реки
Моря, океаны,
Полуострова, равнины, горы
Часть света, материк

Индия

Средиземное море
Великая Китайская равнина
Южная Азия

Китай
Тигр, Евфрат.

Полуостров Индостан
Южная Азия

Египет
Нил
Желтое море



Ассирия
Верхнее течение р. Тигр


Западная Азия

Финикия

Персидский залив

Западная Азия

Двуречье
Инд, Ганг

Горы Гималаи


Персия

Индийский океан



Палестина
Иордан
Восточное побережье Средиземного моря

Северо-восток Африки


Дополнительные задания для тренировки переключения внимания, применения знаний в новой ситуации, их систематизации:
Укажите земледельческие страны.
Назовите страны, где было развито скотоводство.
Назовите страны, отличающиеся каким-нибудь особым видом хозяйственной деятельности.
Какие из перечисленных государств стали державами?
Назовите последовательность нашего изучения перечисленных государств.
Логическая задача: для строительства в Сузах все покоренные персами станы должны были направить ремесленников и поставлять строительные материалы. Предположите, что вывозили из Египта, Финикии, Вавилонии, Аравийского полуострова? Откуда те, кто делал глиняные кирпичи, золотые украшения, обтесывал камни?
Логическая задача: При Хаммурапи в Двуречье богатые люди, наряду с другим имуществом, указывали в завещании дверь, табурет, кровать. Почему, наряду с драгоценностями потомкам завещали такие странные предметы?

«Не печалься, что люди тебя не знают, а печалься, что ты не знаешь людей».
Конфуций.

На глиняных табличках Двуречья найдены пословицы. Какие пословицы в нашем языке аналогичны им по содержанию?
«Хорошо одетому всегда рады» («Встречают по одежке, провожают по уму»)
«Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку» («Делить шкуру неубитого медведя»)
«Увернулся от дикого быка – натолкнулся на дикую корову» («Из огня да в полымя»



«Когда ты ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа;
Когда ты ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь».
Конфуций.

Определи источник текста (слайд №6).

Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.

Почитай отца и мать свою.

Когда разговариваешь, не будь торопливым. Нужно быть почтительным, обходительным, правдивым, сметливым и добрым.

«Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой».

Если человек выколол глаза сыну человека, то должны ему выколоть глаза.

Я не чинил зла людям. Я не наносил ущерба скоту. Я не творил дурного

Дополнительные задания для тренировки переключения и концентрации внимания и развития логического мышления:
По вашему мнению, что объединяет данные тексты?
Какие крылатые выражения вы помните, кроме «соломонова решения»?

.

Давайте подведем итоги проделанной работе. Что мы сегодня повторили?
Учащиеся подводят итоги урока.

Оценки за урок.

¬ђ Заголовок 1¬ђ Заголовок 2¬ђ Заголовок 3¬ђ Заголовок 4¬ђ Заголовок 5¬ђ Заголовок 6¬ђ Заголовок 7¬ђ Заголовок 8¬ђ Заголовок 915