Методическая разработка Рекомендации для педагогов по работе с детьми с задержкой психического развития
Методическая разработка.
Рекомендации для педагогов по работе с детьми с задержкой психического развития.
Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определенных усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребенка.
Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить орг.момент, так как школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
Не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделить его на отдельные части и давать их постепенно.
Не требовать от ребенка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить его ответить через некоторое время.
В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, так как процесс переключения у них очень снижен.
Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроках (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, так как объем восприятия снижен.
Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
Необходима тщательная подготовка перед каждым уроком. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 мин.)
Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданием, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, муз.инструменты, колокольчик и т.п.)
Необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). Особенно это актуально на занятиях в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворенности и чувство уверенности в своих силах.
Автор Нагаева Я.А.
педагог-психолог
МБОУ СОШ №2
15