Личностно-ориентированное обучение как главная составляющая деятельностной и личностной модели обучения.
Личностно-ориентированное обучение как главная составляющая деятельностной и личностной модели обучения.
В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий.
В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний.
Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель которого создана доктором психологических наук И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение.
Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.
Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.
Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока:
Использование субъектного опыта ребенка.
Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.
Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.
Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Личностно - ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Особенности личностного подхода просматриваются на уроке в четырех аспектах: в организации самого урока; в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем; в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности; в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.
Многие ученые методисты обращались к теме личностно-ориентированного обучения: Афанасьева Н.А. “Личностный подход в обучении”, Лукьянова М.И. “Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока”; Якиманская И.С., Шоган В.В разработали концепцию личностно - ориентированного образования. Каждый учитель, опираясь на опыт ученых методистов может разработать свою систему индивидуальной работы с учащимися на уроках русского языка и литературы. Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов
Главным вопросом для каждого учителя является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.
Разрешить это противоречие может принцип дифференцированного подхода к обучению, осуществляемый на индивидуальном уровне, когда сам учащийся исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей определяет личную “траекторию” своего развития.
Исходя из этого, каждый учитель может для себя поставить следующие задачи:
формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта;
оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
Решать данные задачи в полной степени помогает технология личностно - ориентированного обучения, так как учитель может развивать урок, не отказываясь от того положительного, что он уже приобрел.
-232410-243840Алгоритм личностно – ориентированного урока.
1. Формулировка цели урока.
2. Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних творческих работ (заданий).
3 Разбивка урока на этапы, подчинение единой цели и конкретизация этой цели на каждом этапе.
4. Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.
5. Выбор форм работы и характера взаимодействия учащихся на уроке.
6 Выбор способа презентации нового материала.
7. Подбор дидактического материала, отвечающего целям урока.
8. Проектирование учебного диалога, позволяющего выявить опыт учащихся.
9. Выбор методов и средств диагностики учебного материала и результатов его усвоения.
10. Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, ориентированных на максимальное использование опыта ученика.
11 Проектирование форм рефлексии проведенного урока.
00Алгоритм личностно – ориентированного урока.
1. Формулировка цели урока.
2. Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних творческих работ (заданий).
3 Разбивка урока на этапы, подчинение единой цели и конкретизация этой цели на каждом этапе.
4. Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.
5. Выбор форм работы и характера взаимодействия учащихся на уроке.
6 Выбор способа презентации нового материала.
7. Подбор дидактического материала, отвечающего целям урока.
8. Проектирование учебного диалога, позволяющего выявить опыт учащихся.
9. Выбор методов и средств диагностики учебного материала и результатов его усвоения.
10. Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, ориентированных на максимальное использование опыта ученика.
11 Проектирование форм рефлексии проведенного урока.
При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока значительно возрастает роль дидактического материала, который может и должен включать в себя:
материал, позволяющий выявить субъективный опыт ученика, связанный с изучаемой темой на уроке;
материал, позволяющий ученику активно участвовать в работе на уроке, приобрести навыки самостоятельной работы с новым материалом, научиться оценивать самого себя, своё эмоциональное состояние;
материал, позволяющий учителю стимулировать учеников к использованию различных приёмов выполнения заданий.
От учителя требуется не только признание за каждым учеником своеобразия его личности, но и пересмотр ряда профессиональных позиций.
Три уровня усвоения знаний учащимися
Уровни усвоения знаний Требования к действиям учащихся
Первый уровень.
Воспроизведение и запоминание.
Связано с непосредственным воспроизведением содержания изученного материала различной сложности Показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определение, пересказывать и т.д.Второй уровень
Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Выполнение действий с четко обозначенными правилами. Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма (схемы) Объяснять, составлять по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т.д.
Третий уровень
Применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески. Предполагает применение в качестве ориентира какой-либо обобщенной идеи, методологических знаний. Составить устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказать суждение, выделить существенные признаки, анализировать информацию, написать сочинение, дать отзыв или рецензию, проводить и обосновывать собственные примеры и оценки, искать необходимую информацию и т.д.
Первая группа выполняет задания на уровне воспроизведения, вторая группа работает на продуктивном уровне, третья группа – на творческом уровне.
Сначала ученик проходит первый уровень, если получает «5», то переходит ко второму уровню, затем к третьему. Если ученик два уровня прошёл без ошибок, а в третьем допустил 1-2 ошибки, то общую отметку можно поставить «5», т.к. это повышенной сложности задания. Если ученик выбирает только один уровень, то отметка выставляется соответственно заданной программы.