Конспект урока Грибы по естествознанию в 7 классе коррекционной школы VIII вида.


Урок естествознания в 7 классе.
Тема: Грибы.
Цель: Дать полное представление о грибах, как особой группе живых организмов.
Задачи: I. 1. Обобщить знания учащихся о многообразии растительного мира.
2. Дать представления об особенностях строения грибов, научить их узнавать.
II.1. Развивать речь, мышление, память учащихся.
2. Учить бережно относиться к растениям; рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
III.Активизировать мотивацию к обучению.
Ход урока.
I.Организационный момент
Прозвенел звонок, начался урок.
На столе в порядке книжки и тетрадки.
А еще необходимо нам внимание:
Без него не получить новые знания.
II.Повторение изученного материала.
Но начать наш урок я хочу со стихотворения
Нам в дождь и зной
Поможет друг, зелёный и хороший
- Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек…
1.Как вы думаете, о каком друге идёт речь в этом стихотворении?
2.Почему наш урок я начала именно с этого стихотворения?(Речь идёт о растениях, потому что мы изучили, какие бывают растения)
Сейчас мы повторим, что вы знаете о растениях.
РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ:
Как называются растения, у которых от корня отходит только один ствол?
____________________________________
Как называются растения, у которых от корня отходит несколько стволиков?
_______________________
Как называются растения, у которых от корня отходит тонкий стебель?
_____________________________
У вас должны получиться такие слова: деревья, кустарники, травы.
А теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны. Посмотрите на
изображения этих растений – берёза, дуб, рябина, сосна, ель, осина.
У вас на партах лежат изображения листьев, принадлежащих этим растениям. А теперь по памяти расположите изображения листьев в такой последовательности, как были расположены изображения деревьев. (Один у доски, остальные - на местах).
Это всем, друзья, известно,
Чтобы было интересно,
Чтоб на уроке не скучать,
Немножко можно поиграть.
А теперь поиграем в игру «Четвёртый лишний». Вам нужно прочитать названия растений, определить под какой цифрой название лишнего растения и поднять жетончик с соответствующей цифрой. Объясните, почему так считаете?БерёзаДубсиреньСмородина
ЕльОсинаОрешниккрыжовник
СоснаЕльШиповникмалина
Орешник КлёнОдуванчикОрешник
Мы выяснили, чем отличаются эти растения, а теперь попробуйте ответить на вопрос: что объединяет все эти растения? (растут, цветут, впитывают воду из почвы, дышат, дают нам кислород, имеют зелёные листья).
Ш. ФИЗМИНУТКА. Упражнение на расслабление. Давно не было дождя.
Растения на полях и огородах завяли: сначала опустились головки, потом - листики, а потом согнулся весь стебелек до земли.
Учащиеся показывают, как завяли растения. На счет «раз» - опускают головы, «два» - «роняют» руки вдоль туловища, «три» - приседают на корточки. Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать. (Учащиеся повторяют упражнение в обратном порядке.)
Подул ветерок. (Учащиеся поднимают руки над головой.)
Зашумели стебельки. (Покачивают руками.)
Затих ветерок. (Учащиеся опускают руки вниз.)
Садитесь. А теперь потренируем ваши глазки.
Проследите глазами, не поворачивая головы, за движением указки.
IV. Изучение нового материала.
А сегодня мы с вами познакомимся с особой группой живых организмов, чтобы узнать с какой именно, отгадайте загадку:
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладкий и красивый
С ножкой толстой и прямой. (ГРИБЫ).
Правильно, сегодня на уроке мы с вами будем вести речь о грибах. Мы сегодня познакомимся с особенностями строения грибов и в конце урока мы с вами должны будем ответить на вопрос ПОЧЕМУ ГРИБЫ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ РАСТЕНИЯМИ?
Что вы знаете о грибах?
Какие грибы вы еще знаете? (Волнушки, грузди, рыжики, под березовики,подосиновики.)
Посмотрите на грибы. Что у них общего? (Состоят из трех частей: ножка, грибница,шляпка.)
Каждый гриб имеет шляпку, отсюда и их название — шляпочные. ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ
Шляпочные грибы — многолетние организмы. Каждый шляпочный гриб состоит из многолетней грибницы и плодовых тел. Грибница располагается в верхнем слое почвы, богатой перегноем, напоминает нежную сеть беловатых нитей. Если осторожно снять руками рыхлый слой почвы около плодовых тел, то можно увидеть белые, нежные нити в виде сеточки. Это и есть грибница шляпочного гриба. Ежегодно из неё вырастают плодовые тела (рис. ). Плодовые тела вырастают очень быстро, за несколько часов, особенно после дождя. Плодовое тело состоит из пенька и шляпки. Поверхность шляпки может быть окрашена. Например, у подосиновика она ярко-красная, а у мухомора красная с белыми пятнами. Шляпки сыроежек бывают жёлтые, серые, красные и другие. В шляпках созревают мельчайшие невидимые споры, которые рассеиваются ветром. Споры во влажной почве образуют новую грибницу. Так размножаются шляпочные грибы. Грибы можно размножать вегетативно — частью грибницы. Для этого берут её часть вместе с почвой и осторожно переносят на новое место. Так размножают шампиньоны. Их выращивают в специальных помещениях на стеллажах (полках), куда насыпают слой богатой перегноем почвы.
А теперь найдите названия грибов, которые спрятались в таблице.
Опята
Мухомор
Подберёзовик
-Чем отличаются эти грибы?
(Цветом, размером, временем созревания, местом, где растут.)
ГРИБЫ
СЪЕДОБНЫЕЯДОВИТЫЕ
Кто из вас ходил в лес за грибами? Приходилось ли вам собирать грибы? Какие правила нужно помнить, отправляясь в лес за грибами?
Грибы аккуратно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу.
Никогда не срезать незнакомые грибы.
Какое главное правило грибника вы знаете? (Нельзя брать гриб, который не знаешь).
Назовите самые ядовитые грибы. (Бледная поганка, мухомор, поганки).
Как узнать самый ядовитый гриб - бледную поганку? (Ее отличительные признаки -кольцо на ножке,«чашечка» у основания и белый цвет пластинок шляпки.)
Какие меры предосторожности нужно принять, чтоб в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов?Давайте составим памятку.
Не бери не известные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на вкус в сыром виде.
Если гриб тебе не знаком, спроси у более опытных грибников.
Никогда не собирай и не ешь те грибы, которые у основания ножки имеют клубневидное утолщение, окруженные оболочкой (как, например, у мухомора) и не пробуй их на вкус.
Придя домой, еще раз пересмотри все грибы, может в лесу ты чего-то не досмотрел.
Не собирай и не ешь грибов перезрелых, ослизнелых, червивых, испорченных.
Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб, - лучше его выбросить.Если все же несъедобный гриб попал к тебе на стол, то можно отравиться
V. Закрепление.Работа в рабочей тетради. Выполняем задание № 60 на странице 22..
1 .Итак, с какими живыми организмами мы сегодня познакомились?
Чем грибы отличаются от растений?
Можем ли мы ответить на вопрос «Почему грибы нельзя назвать растениями?»
Шляпочные грибы — многолетние организмы. Грибы — особая группа организмов, которая не похожа на известные вам растения. У них нет корней, стеблей, листьев, цветков.
Я загадываю загадки о грибах, вы должны глазами найти изображение гриба, о котором идёт речь в загадке.
Утро летнее. Опушка.
Пень трухлявый, словно клушка.
А на пне сидят цыплята -
В шляпках кремовых... (опята).
-Почему опята получили такое название? (Растут возле пней)
Мы - близняшки, Мы - сестрички,
В рыжих кофточках... (лисички). Почему их так назвали? (Они рыжие, как лиса).
На нем малиновый колпак,
Он лосю - друг, а мне он - враг. (Мухомор.)
-А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)
Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок... (масленок).
-Почему масленок так назвали? (Мокрая шляпка блестит, как будто смазана маслом.)Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой, То в красной или сероватой, Собирай, не мешкай, это... (сыроежки)-Почему сыроежки получили такое название? (Они любят сырые места).На полянке лесной,
под могучей сосной
Старый старичок,
на нем бурый колпачок,
Кто в лесу бывает, тот его и знает. (Белый.)
-Почему этот гриб так называют? (На месте среза мякоть гриба не темнеет.)По мере отгадывания загадок изображения грибов вывешиваются на доску .)
VI. Итог урока.
VII. Д/3