Программа внеурочной деятельности Живое слово (6 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Астыровская средняя общеобразовательная школа» Горьковского района, Омской области
Программа внеурочной деятельности
«Живое слово»
6 класс
Составила:
Ушакова Анна Геннадиевна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы по риторике для 6 класса (автор-Т.А.Ладыженская), рекомендованной Управлением развития общего
и среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Программа
рассчитана на проведение теоретических и практических занятий в объёме
34 часов (1 час в неделю) и ориентирована на реализацию социального направления в
воспитании и развитии детей с учетом социально-психологического статуса младшего
подростка, на основе требований ФГОС.
В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, ориентироваться в конкретной речевой ситуации, строить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса школьной риторики со своим содержанием и логикой построения. Этот курс дополняет курс лингвистики языка (но не заменяет его). Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная риторика – самостоятельная наука исамостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре современной риторики – обучение эффективному общению и человек, который общается. Это в значительной мере определяет как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания. Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это общение, при котором реализуются коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.(Например: я прошу о чем-то – практическая коммуникативная задача – и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его – коммуникативная задача духовного плана, и мне это удается). В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным – в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.
Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 раз в неделю)
Культура речи – необходимое свойство каждого человека любой страны, ибо без речевой культуры невозможно общение, невозможно совершенствование и развитие общей культуры.
Искусство живого слова имеет давнюю и богатую историю. Оно предшествовало возникновению литературы, во многом питало и питает её до сих пор.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
• обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
• овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; совершенствование умений и навыков письменной речи;
• освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Цели программы по риторике:
учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу;
учиться выражать собственные мысли собственными словами;
успешно общаться; ориентироваться в ситуации, уместно выбирать словесные и несловесные средства для решения определённой коммуникативной задачи.
Задачи:
воспитание в учащихся представлений о значении языка как инструмента организации любой человеческой деятельности;
передача знаний о практической роли языка в создании оптимальных форм общественных взаимодействий;
формирование собственной речи учащихся как средства и способа выражения личности, орудия общения и обучения.
Количество часов: 34 часа (1 раз в неделю).
Категория участников: обучающиеся 6 класса, дети 12-13 лет. Срок реализации — 1 год.
Форма организации — кружок.
В разработанной программе можно выделить два смысловых блока: «Общение» и «речевые жанры». Первый блок даёт представление о сути взаимодействия между людьми, которое называется общением, о коммуникативной ситуации, её компонентах; о видах общения, о коммуникативной деятельности, её структуре; о коммуникативных качествах речи – на основе чего у детей формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение, оценивать степень их реализации в общении.Второй блок - «Речевые жанры» - даёт представление о стилях языка и речи, о тексте как продукте речевой деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.
Курс носит практический характер, центральное место в программе занимает развитие коммуникативных умений, которые делятся на две группы:
формирующие умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;
формирующие умения говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.
Планируемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
отличать истинную вежливость от показной;
адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного;
продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации,записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
анализировать типичную структуру рассказа;
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
Основное содержание программы
Раздел 1. Общение. 2ч
Тема 1. Вспоминаем, узнаём новое. 1ч
Общение как процесс взаимодействия людей. Речевая ситуация как один из главных компонентов общения Понятия «Общение», «адресат». Два вида информации, передаваемой в процессе общения.
Тема 2. Чего я хочу? Сигналы речи.1ч
Понятие «коммуникативная задача», «сигналы речи». Способы выражения коммуникативных задач. Сигналы речи. Интонация, отражающая коммуникативное намерение.
Раздел 2. Виды общения. 1ч
Тема 1. Официальное и неофициальное общение. С кем ты общаешься?1ч
Словесные и несловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль. Официальное и неофициальное общение. Правила поведения в официальной обстановке и общественных местах.
Раздел 3. Обращение. 1ч
Тема 1. Такие разные обращения. Уместное обращение. Прозвища. 1ч
Обращение. Использование обращений в этикетных диалогах. Официальное и неофициальное обращение. Выбор способа обращения. Прозвища и уместность их употребления в речевом общении.
Раздел 4. Великая сила голоса. 1ч
Тема 1. Великая сила голоса. Учим голос летать.1ч
Отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса. Интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса.
Раздел 5. Жесты. 1ч
Тема 1. Жесты. 1ч
Жест как невербальное средство общения. Роль жестов в речевом общении. Однозначные и многозначные жесты. Уместные и неуместные жесты. Использование жестов в речевом общении.
Раздел 6. Виды речевой деятельности. 2ч
Тема 1. Устная речь. 1ч
Виды речевой деятельности. Виды речи. Правильная речь. Устная речь. Беззвучная речь.
Тема 2. Учимся слушать информационную речь. 1ч
Основные способы и приёмы слушания. Почему важно уметь слушать. Роль невербальных средств общения при слушании.
Раздел 7. Побеседуем.1ч
Тема 1. Беседы бывают разными. 1ч
Что такое беседа. Беседы разных видов: дружеская, этикетная, деловая, научная. Цели беседы. Что нужно уметь, чтобы хорошо беседовать?
Раздел 8. Можно ли управлять спором. 1ч
Тема 1. Всё-таки спор, а не ссора. 1ч
Спор. Отличия спора от ссоры. Основные компоненты спора. Задачи спора. Правила ведения спора. Аргументация собственного мнения.
Раздел 9. Учимся читать учебную книгу 1ч
Тема 1. Виды чтения.1ч
Чтение. Цели чтения. Виды чтения. Ознакомительное и изучающее чтение. Задачи читающего. Понимание основной мысли текста.
Раздел 10. Учимся отвечать. 2ч
Тема 1. Учимся отвечать. Начало ответа 1ч
Ответы на уроках. Задача ответа. Развёрнутый ответ – это устный текст. Как строить ответ. Тип ответа. План ответа. Первые начальные предложения. Выбор начала ответа.
Тема 2. Основная часть ответа. Конец ответа. 1ч
Построение основной части ответа. Доказательства, аргументы, примеры. Концовка ответа. Ключевые слова для доказательства мысли.
Раздел 11. Изобретаем…речь. 1ч
Тема 1. Что значит изобретать речь? 1ч.
Творчество. Две разновидности определений: логические и риторические.
Раздел 12. Речевые жанры. 1ч
Тема 1. Как мы различаем речевые жанры? 1ч
Понятие «текст». Первичные и вторичные тексты. Речевые жанры. Различие речевых жанров. Жанр представления.
Раздел 13. Вторичные тексты. 2ч
Тема 1. Сжатое изложение текста. 2ч
Жанры вторичных текстов; подробное и сжатое изложение текста.
Раздел 14. Аннотация. 2ч
Тема 1. Что такое аннотация? 1ч
Аннотация. Понятие о жанре. Главные и факультативные элементы аннотаций. Разновидности аннотаций.
Тема 2. Аннотируем новые издания.1ч
Культура работы с книгой. Создание аннотаций на прочитанную книгу.
Раздел 15. Предисловие.1ч
Тема 1. Что такое предисловие? 1ч
Предисловие. Понятие «предисловие». Разновидности предисловий. Сочинение собственных предисловий.
Раздел 16. Отзыв. 1ч
Тема 1. Отзыв. 1ч
Отзыв как речевой жанр. Речевая задача отзыва. Составление отзыва.
Раздел 17. Штампы и находки. 1ч
Тема 1. Штампы и находки. 1ч
Речевые штампы. Речевые находки. Редактирование текстов.
Раздел 18. Личное письмо. чТема 1. Личные письма. Письмо-поздравление.1ч
Письмо. Характеристика письма. Одинаковые части письма: приветствие, вступление, основная часть, заключение, подпись, дата. Коммуникативная задача письма.
Тема 2. Благодарственное письмо и письмо-просьба. 1ч
Этикетные слова, выражающие благодарность. Этикетные слова, выражающие просьбу.
Раздел 19. Дневниковые записи. 1ч
Тема 1. Дневниковые записи. 1ч
Дневниковая запись. Что, как и зачем записывать в дневнике. Дневники писателей.
Раздел 20. Похвальное слово. 1ч
Тема 1. Комплимент и похвальное слово. 1ч
Положительная оценка собеседника. Комплимент. Что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов. Похвальное слово, языковые средства создания похвальных слов.
Раздел 21. Интервью. 2ч
Тема 1. Интервью в нашей жизни. 2ч
Интервью. Отличия беседы от интервью, особенности интервью, признаки беседы и интервью, правила ведения интервью.
Раздел 22. Красна речь с притчею 2ч
Тема 1. Притча.2ч
Жанр притчи, история его развития. Притча и басня. Образы животных и их роль в притче. Мораль притчи и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира притчи. Выражение народного духа и народной мудрости в притчах.
Раздел 23. Классное собрание1ч
Тема 1. Классное собрание 1ч
Классное собрание, типы и задачи собраний, критерии оценки работы участников и ведущего собрания.
Раздел 24. Бывальщины. 1ч
Тема 1. Кто рассказывает и зачем? 1ч
Риторический анализ рассказа. Коммуникативное намерение рассказа.
Итоговое мероприятие «Риторика: власть и магия слова»
Литература
Ладыженская Т.А. Школьная риторика. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. – М.: Издательство «Баласс», Издательство «Ювента», 2012
Успенский Л. Культура речи. – М.: 1980.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении. – М.: 1982
Школьная риторика. 6 класс. Методические рекомендации// Под ред. Т.А.Ладыженской.М.: ООО «С-инфо»; ООО»Баласс», 2012
Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта +, 1998
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: «Просвещение», 2010 (Стандарты второго поколения).
Календарно-тематическое планирование
№
Дата Тема
Кол-во часов Форма учебногозанятия Планируемые результаты
Аудит. Внеаудит. Предметные МетапредметныеЛичностные
Раздел 1. Общение. 2ч
1 Тема 1. Вспоминаем, узнаём новое. 1 практикум приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь; аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать тактичность речевого поведения в семье
2 Тема 2.
Чего я хочу? Сигналы речи.
1 практикум анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного; анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Раздел 2. Виды общения. 1ч
3 Тема 1. Официальное и неофициальное общение. С кем ты общаешься? 1 практикум знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
Раздел 3. Обращение. 1ч
4 Тема 1.
Такие разные обращения. Уместное обращение. Прозвища. 1 практикум анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
Раздел 4. Великая сила голоса. 1ч
5 Тема 1.
Великая сила голоса. Учим голос летать. 1 практикум анализировать типичную структуру рассказа;
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни; признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного; анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Раздел 5. Жесты. 1ч
6 Тема 1.
Жесты. 1 практикум называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности; осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать тактичность речевого поведения в семье
Раздел 6. Виды речевой деятельности. 2 ч
7 Тема 1.
Устная речь. 1 практикум уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь; классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
8 Тема 2.
Учимся слушать информационную речь. 1 практикум знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
отличать истинную вежливость от показной;
Раздел 7. Побеседуем.1 ч
9 Тема 1.
Беседы бывают разными. 1 практикум приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь; критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
Раздел 8. Можно ли управлять спором. 1ч
10 Тема 1.
Всё-таки спор, а не ссора. 1 практикум анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации,записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Раздел 9. Учимся читать учебную книгу 1ч
11 Тема 1.
Виды чтения. 1 практикум анализировать типичную структуру рассказа;
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни; аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать тактичность речевого поведения в семье
Раздел 10. Учимся отвечать. 2ч
12 Тема 1.
Учимся отвечать. Начало ответа. 1 практикум анализировать типичную структуру рассказа;
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни; признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного; анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
13 Тема 2.
Основная часть ответа. Конец ответа. 1 практикум называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности; осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать тактичность речевого поведения в семье
Раздел 11. Изобретаем…речь. 1ч
14 Тема 1.
Что значит изобретать речь? 1 практикум уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь; классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
Раздел 12. Речевые жанры. 1ч
15 Тема 1.
Как мы различаем речевые жанры? 1 практикум
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь; классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
отличать истинную вежливость от показной;
Раздел 13. Вторичные тексты. 2ч
16-17 Тема 1.
Сжатое изложение текста. 2 Беседа, изложение анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
Раздел 14. Аннотация. 2ч
18 Тема 1.
Что такое аннотация? 1 практикум
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
19 Тема 2. Аннотируем новые издания. 1 практикум
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь; реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности; осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать тактичность речевого поведения в семье
Раздел 15. Предисловие.1ч
20 Тема 1.
Что такое предисловие? 1 практикум
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного; адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
Раздел 16. Отзыв. 1ч
21 Тема 1.
Отзыв 1 практикум
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
отличать истинную вежливость от показной;
Раздел 17. Штампы и находки. 1ч
22 Тема 1. Штампы и находки. 1 практикум
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
Раздел 18. Личное письмо. 2ч
23 Тема 1.
Личные письма. Письмо-поздравление. 1 практикум
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации,записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
24 Тема 2. Благодарственное письмо и письмо-просьба. 1 практикум
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать тактичность речевого поведения в семье
Раздел 19. Дневниковые записи. 1ч
25 Тема 1. Дневниковые записи. 1 практикум
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного; адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
Раздел 20. Похвальное слово. 1ч
26 Тема 1. Комплимент и похвальное слово. 1 практикум
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного; осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
Раздел 21. Интервью. 2ч
27 Тема 1. Интервью в нашей жизни. 1 практикум
анализировать типичную структуру рассказа;
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни; анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
28 Тема 2.
Интервью даёт литературный герой 1 Письменная работа знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации,записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать тактичность речевого поведения в семье
Раздел 22. Красна речь с притчею 2ч
29-30 Тема 1.
Притча 2 практикум
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного; адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
Раздел 23. Классное собрание 1ч
31 Тема 1.
Классное собрание 1 практикум
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь; анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
отличать истинную вежливость от показной;
Раздел 24. Бывальщины. 2 ч
Тема 1. Кто рассказывает и зачем? 1ч
32-33 Тема 1.
Автор – рассказчик – герой рассказа 2 практикум
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь; классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
34 Итоговое мероприятие
«Риторика: власть и магия слова» 1 приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
ситуацияхИтого за год: 34 часа 27 7