Активизация познавательной деятельности младших школьников



Гуторова Марина Сергеевна – учитель начальных классов второй квалификационной категории Верхне-Гуторовского филиала МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области. В данном образовательном учреждении работает с 1995 года. Образование высшее. В 1994 году окончила Курский государственный педагогический институт. Стаж педагогической работы 17 лет, в данном учреждении –
17 лет.
Опись представляемых документов
Фото-презентация
Описание работы по теме самообразования
Из опыта работы
Характеристика-представление
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года
Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние три года
Копия диплома об образовании
Участие в олимпиадах
Информационная справка
Приложения № 1 – 6 (копии дипломов)
Грамоты
Информационная справка
Приложения № 1 – 6 (копии грамот)
Курсовая подготовка
Информационная справка
Приложения № 1 – 4 (копии документов)
Отзывы
Информационная справка
Приложения № 1 – 5
Портфолио работ
Публикации
Информационная справка
Приложения № 1 – 3 (копии свидетельств о публикации)
Выступления на семинарах, методических объединениях
Информационная справка
Приложения № 1 – 3
Сценарии
Информационная справка
Приложения № 1 – 5

День Матери. 2012 год.

Открытый урок литературного чтения. 2012 год

Открытый урок литературного чтения. 2012 год


В музее Боевой Славы МБОУ «Полевской лицей.2011 год

Классный час. 2011 год

День учителя. 2012 год

Рождественские посиделки. 2013 год
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное времяВсе другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость. В.А. Сухомлинский
ВВЕДЕНИЕ
Нашему обществу необходимы грамотные граждане, воспитанные на идеалах добра к своему государству, к своему народу, поэтому нельзя сводить духовный мир детей только к учению. Необходимо, обучая, формировать ребенка прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.
С первого дня обучения важно изучить характер и поведение ребенка. Как он сходится со своими сверстниками? Умеет ли запоминать задания, ладить с незнакомыми людьми? Детям младшего школьного возраста трудно привыкать к жестким рамкам школьной жизни, когда приходится быстро переходить от одного вида занятий к другому. Учителю необходимо помочь таким обучающимся справиться с растерянностью, несобранностью, поэтому нужно научить ребенка пользоваться расписанием уроков, уметь читать и правильно выполнять задания к упражнениям.
Очень часто говорят: “Он совсем не умеет учиться”. Ничего удивительного, ведь он только начинает свою трудовую деятельность, поэтому учитель, разнообразя виды работ на уроке, должен помочь ученику переключаться с одного вида работ на другой, внимательно и старательно работать весь урок. Для этого необходима похвала:“Молодец, ты пишешь, или решаешь лучше, чем неделю назад” или “Как ты повзрослел, став школьником”. Это прибавит ребенку уверенности в себе. Не стоит упрекать его за неважный результат. Похвалите за старание и только потом объясните, как важно доводить дело до конца. Не следует в погоне за лучшими отметками увеличивать объем знаний. Ребенок будет уставать, а его интерес к учебе снижаться.
Работая с детьми, не надо бояться быть добрым, нежным, ласковым с ребенком, не нужно выплескивать на него тысячи слов порицания, не нужно давить на его волю, закомплексовывать.
Человеческое отношение к ребенку – это не баловство и попустительство, а ежедневный труд, осознанный, целенаправленный, исключающий жесткость, труд, развивающий в ребенке чувство радости перед школой, чтобы школа стала прочной основой в его жизни.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических качеств личности, среди которых ведущими являются мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества, а это значит, перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих возможностей.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя.
При развитии способностей у учащихся необходимо учитывать, что немаловажную роль играет упорный труд. Способности не получают в “готовом виде”. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. “Гений”, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это на 1 % - вдохновение, а на99 % - потение”.
Развивая, нельзя принуждать. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее.
Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше. Кроме этого необходимо активизировать жизненную позицию ребенка.
Это пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.
Нельзя забывать, что важное место в жизни младшего школьника занимают игры, опирающиеся на воображение. Воображение - это источник творчества.
Разнообразие игровых моментов на уроке позволяет учителю вызвать активную заинтересованность учеников. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают их своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно положительное усвоение материала учащимися, развивает и активизирует воображение.
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Развитие познавательной активности личности в обучении требует в нашем информационном мире принципиального переосмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную. Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убедили меня в том, что наиболее конструктивным решением является создание психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, индивидуальное «Я».
Актуальность обобщения опыта. Познавательная активность заставляет искать и находить решение проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому, работая над её формированием и развитием у учащихся, мною были изучены и проанализированы условия, способствующие её развитию и активизации у младшего школьника:
обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы,
т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться;
исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;
комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;
обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;
обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;
эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога (создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников; положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность);
стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;
на каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии) для осознания значимости достигнутого результата деятельности;
организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.
Ведущая педагогическая идея. Проблема развития познавательной активности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Так, например, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Вклад в её изучение внесли: П.Я.Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.
Современные отечественные педагоги и психологи Занков Л.В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников.
Длительность работы над опытом. По данной проблеме я работаю второй год с 2011 года.
Степень новизны обобщения опыта. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Технологии, используемые мною в работе:
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- ИКТ;
- здоровье-сберегающие технологии.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- проблемное изложение;
- поисковый
- метод проекта.
Формы работы:
- общеклассная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
Средства деятельности:
- словари и энциклопедии;
- технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
- раздаточный и дидактический материал;
- печатные пособия;
- мультимедийные презентации.
Диапазон обобщения опыта:
применение форм, методов и приёмов обучения строится в системе урочно-внеклассной работы.
Технология обобщения опыта.
Глубоко изучая методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой
Цель: решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.
Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.
Мною были намечены следующие задачи:
1)Формировать положительную мотивацию учения
2)Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка
3)Развивать личностный потенциал учащихся
4)Формировать умение самостоятельно добывать знания.
5)Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.
Что же я, как учитель, должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой - либо темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.
В своей работе с целью развития познавательной активности младшего школьника я использую средства, представленные в схеме

Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. А это возможно, если обучение приобретёт проблемный характер.
1.Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения
2. Кроме проблемно-диалогического обучения в своей работе я использую и другие технологии. Я часто обращаюсь к игровой технологии, ведущим методом которой является игра. Ведь переход от игровой деятельности, которая является основной в дошкольном возрасте, к учебной происходит очень болезненно. Детям тяжело сконцентрировать свое внимание, у них еще нет целенаправленной деятельности к учению, а утомляемость повышается.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету ­дидактическая игра.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.
На уроках математики необходимо использовать игровые задания, направленные на развитие внимания, воображения и т. д. Так, например, задания на развитие внимания:
1. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на два года старше Белова?
2. Росли две вербы. На каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш?
3. На яблоне было десять яблок, а на иве на две меньше. Сколько всего яблок?
В качестве заданий можно использовать также известные головоломки «Магический квадрат».
Занимательные задачки
На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).
У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (возможно ни одной).
Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей сложить 2 новых квадрата?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее! (5, остальные рыбы).
Дети очень любят разгадывать ребусы. Так можно предложить угадать, какие слова зашифрованы в ребусах.

- Для формирования навыков орфографии использую следующие игры:
I. «Куда причалят лодки?»
II. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
I рыбка вьюга чулок II подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съемка град ворота
гриб ручьи чум подъем клад воробей
  III . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
IV . Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил ански кьоинк

лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
V. Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Используя игровые формы на уроках, заметила, что у ребят повышается мотивация обучения, познавательный интерес к предметам. Они становятся собраннее, ответственнее относятся к учёбе.
Активно применяю игры и во внеурочной деятельности. Именно там раскрываются более широкие возможности для проведения игр, которые способствуют более гармоничной, менее болезненной адаптации ребёнка в современном обществе. Наиболее часто применимы сюжетно-ролевые игры, в которых условия игры схожи с условиями жизни в обществе. Это могут быть игры: «Хочу быть учителем», «Играем в больничку», «Отправляемся путешествовать…», «Знаем правила движения», «Играем в сказки» и т.д.
Для развития познавательного интереса у учащихся использую разнообразный занимательный материал: загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, задачи в стихах, головоломки, задания на сообразительность, логику. Дети с удовольствием решают эти творческие задания. Расширяется кругозор, развивается и обогащается речь детей.
Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное зрительное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.
Свои уроки стараюсь превращать в уроки творчества, начиная их словами: «Сегодня у нас необычный урок…», «К нам в гости пришла сказка…». Вместе с любимыми сказочными героями учащиеся знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал. Дети с большим интересом включаются в урок, который проходит быстро, интересно и даёт хороший результат.
На своих уроках я стараюсь не терять связь с другими предметами. Например, обращаю внимание на правописание тех или иных слов не только на уроках русского языка, но и на уроках математики (при решении задач), чтения (при составлении плана рассказа). Или же даю интересные сведения из жизни животных не только на уроках окружающего мира, но и на уроках математики, русского языка.
Развитию познавательной активности учащихся способствует разнообразие форм обучения. Так наряду с традиционными формами обучения я провожу и нетрадиционные уроки:
1)урок-КВН: «КВМ - Клуб Веселых Математиков», «Что за прелесть эти сказки ... » (по чтению) и др.;
2) уpoк - соревнование. Такие уроки я провожу при обобщении материала. Это может быть «Брейн - ринг» по математике, «Своя игра» на уроках чтения или же «Что? Где? Когда?» на ознакомлении с окружающим миром;
3) урок-экскурсия: «В гости к осени», «В гости к зиме» (ознакомление с окружающим миром), «Математика вокруг нас» (математика) и др.;
4) урок-путешествие. Это может быть путешествие в любую хорошо известную детям сказку «Колобок», «Царевна – лягушка», или борьба со Змеем Горынычем, Бармалеем и т.д., где дети должны выполнить, какое-либо задание, чтобы помочь сказочному персонажу преодолеть препятствие
3. Современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения считаю использование Информационно - коммуникационных технологий. Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
На уроках я использую разные формы применения ИКТ:
презентации;
тренажёры;
физминутки;
музыкальное сопровождение уроков;
В процессе обучения младшего школьника всё более широкое применение находит метод проекта. Создание иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности.
Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам по теме курса ребята часто готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Сообщения сначала помогают готовить родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета, печатными источниками из библиотеки) дети научатся готовить их сами.
С помощью интернет - ресурсов я собираю банк презентаций по всем предметам.

4. Помимо информационно-коммуникационных технологий на каждом своем уроке не забываю применять элементы здоровьесберегающих технологий: это снижение нагрузок на уроках, дозированные домашние задания, физкультминутки, смена позиций учащихся, динамические паузы, беседы.

5. Ещё одним современным и развивающим средством познавательной активности считаю коллективные способы обучения. КСО - такая организация учебного процесса, при котором обучение осуществляется путем общения в «динамических парах» (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого.
Ученые доказали, что человек запоминает:
20% - от того, что услышал
30% - от того, что увидел
50% - услышал и увидел
70% - обсудил с другими
80% - испытал на опыте
90% - в практике, научил еще кого-то.
Активное взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом облегчает усвоение материала.
Выполняя работу в парах, каждый проявляет себя, показывая глубину изучаемого вопроса. Например, мои ученики очень любят составлять словарные диктанты для друга, потом проверять их и оценивать работу. Очень эффективна работа в парах по разучиванию стихотворений или таблицы сложения, умножения, что помогает вторичному закреплению материала.
С удовольствием ребята проверяют и оценивают работу другого, причём каждую поставленную отметку они должны обосновать, зная критерии оценивания, что помогает ребёнку реально оценить и свою деятельность.
6. Эффективными и развивающими, побуждающими к активной мыслительной деятельности, способствующими развитию всех видов памяти, внимания, восприятия, речи, благоприятно влияющими на социализацию ученика являются приемы, основанные на противоречиях – всем известной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Эти приемы очень просты, но высокоэффективны.
Приведу один из приемов, используемых мной - «Разминка». Перед началом разминки детям даю соответствующую установку, например: «Ребята, вам будет предложена серия простых вопросов, однако работа усложняется тем, что ее придется выполнять в высоком темпе. Ваша задача: прослушать очень внимательно каждый вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ». После этого работа проходит в форме учебного диалога. Учащиеся могут отвечать хором, не поднимая руки (цель: кто быстрее).
Возможный вариант разминки: 
1)-Какое сегодня число?
Какой день недели был вчера?
У стола 4 угла. Один угол отпилили. Сколько осталось? (5)
- Как правильно сказать сумма чисел 5  + 7 равна одиннадцати или адиннадцати? (двенадцати).
-Какая третья буква в слове вокзал? (к)
-А четвертая в слове солнце? (н)
-Сколько будет 6 + 6 : 6? (7, потому что первое действие деление).
 Сколько дней в ноябре? (30)
-Сколько букв в имени белобоки? (40 а)
- Как называется третья буква алфавита с конца? (э) А пятая сначала? (д)
-Что мы слышим в начале урока? (букву У).
2)Реши задачу: «Представь, что ты шофер. В твоем автобусе 18 мест занято мужчинами и 12  - женщинами, кроме того, 4 ребенка стоят. Сколько лет шоферу?».
Такие разминки придают дух соревновательности, концентрируют внимание, развивают у детей умение переключаться с одного вида деятельности на другой, устанавливается межпредметная связь. Задания для подобных разминок подбираю в соответствии с уровнем знаний, общего развития учащихся. Разминки усложняю постепенно.
Данная методика ТРИЗ в разных формах успешно используется мною при проведении классных часов.
Единство обучения и воспитания на уроках нашло свое применение и развитие во внеклассной работе. Активизируют познавательный интерес кружки, экскурсии, КВНы, викторины, интеллектуальные игры, предметные недели и другие формы внеклассной работы.
Главное значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к предмету, содействует развитию их способностей. Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельности младшего школьника: учебную, трудовую, коммуникативную, игровую.
Внеклассные занятия стараюсь организовать так, чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением.
По содержанию внеклассное занятие должно быть связано с работой на уроке, но здесь решаются задачи повышенной трудности, задачи – смекалки, задачи – шутки, занимательные задачи, логические задачи, примеры, уравнения, для решения которых используются интересные приемы. Предлагаются задания на заполнение магических квадратов, разгадывание ребусов, шарад , кроссвордов и т.д. На занятиях сочетаю коллективную работу и индивидуальную. Учитывая все вышесказанное, я провожу такие внеклассные мероприятия, как:
интеллектуальные игры;
викторины;
КВНы;
Конкурсы;
Результативность опыта. Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности.
Вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность на всех этапах урока и внеурочной деятельности, максимальное использование самостоятельности учащихся позволяет обеспечить положительную динамику по результатам диагностики методики Ч.И.Спилбергера «Оценка уровня познавательной активности»: по сравнению с 3 классом количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности возросло на 14% , со средним – остаётся стабильным - 44%, с низким уровнем стало на 14% меньше.
Проведенная мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:
Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.
В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.

Характеристика
на учителя начальных классов
Верхне-Гуторовского филиала МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
ГУТОРОВУ МАРИНУ СЕРГЕЕВНУ
Гуторова Марина Сергеевна,
1972 года рождения, образование высшее педагогическое, в 1994 году окончила Курский государственный педагогический институт. Стаж педагогической работы 18 лет, в данном учреждении – 18 лет.
Гуторова Марина Сергеевна за время работы показала себя компетентным, отзывчивым и добросовестным педагогом, постоянно внедряющим в свою работу нововведения.
Марина Сергеевна – опытный, творчески работающий учитель. Обеспечивает усвоение учебной программы всеми обучающимися, воспитывает сознательную дисциплину, ответственное отношение к учебе. Для учителя характерно четкое построение уроков, их нацеленность на конечный результат, создание благоприятных морально-психологических условий для обучения и воспитания учащихся. В совершенстве владеет методикой преподавания всей системы предметов начальной школы. Как учитель плодотворно использует каждую минуту урока для приобретения учащимися новых знаний, для формирования у них практических навыков и умений, проводит большую работу по активизации познавательной деятельности младших школьников, вовлекает их в разнообразную, целенаправленную деятельность.
На уроках и в процессе воспитательной работы М.С. Гуторова учит детей мыслить, рассуждать, доказывать, делать выводы на основе сравнения, работать самостоятельно, развивает творческие способности ребят, глубоко продумывает воспитательную сторону уроков. На всех уроках использует здоровьберегающие технологии.
Повседневная работа направлена на выработку и совершенствование практических навыков. Организуя урок, Марина Сергеевна доходчиво, ясно, четко преподносит новый материал, учитывает особенности темперамента каналов восприятия, уровень понимания, типы мышления, то есть, использует как дифференцированное, так и индивидуализированное обучение учащихся.
Уроки русского языка направлены на выработку грамотного письма, на развитие речи учащихся, расширение словарного запаса, умение красиво говорить и строить свою письменную и устную речь. На уроках используется занимательный, раздаточный, наглядный материалы; выполняются различные виды работ: письмо по памяти, с комментированием, с проговариванием. Эти задания активизируют мыслительную деятельность учащихся.
На уроках чтения, окружающего мира проводится работа над содержанием текста, техникой и скоростью чтения, а также учитель широко использует воспитательные моменты текста. Работая над развитием речи учащихся, учитель учит высказывать свое мнение, формировать мысли, отстаивать свое отношение к произведению, герою, понимать чувства автора, его настроение.
На уроках математики работает над выработкой прочных вычислительных навыков, над умением решать задачи. Большое внимание уделяет формированию и развитию практических навыков.
Деятельность учащихся и качество усвоения учебного материала находится под постоянным контролем учителя. Дети на уроках активны, практически все постоянно включены в работу, так как на уроках Марины Сергеевны хороший психологический климат и все учащиеся чувствуют себя комфортно, они открыты для общения.
С 2011 года учитель работает над проблемой: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время». Гуторова М.С. проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия, делится опытом работы с учителями школы, выступает с докладами на педсоветах, родительских собраниях, методическом объединении учителей начальных классов, изучает новые педагогические технологии, занимается самообразованием, периодически повышает квалификацию на курсах.
В ее классе хорошо организована работа с родительской общественностью, взаимоотношения с детьми строит на основе сотрудничества и взаимопонимания. Среди коллег пользуется уважением и заслуженным авторитетом.
Директор МБОУ «Полевской лицей» М.М. Шелехов
ПОЗИТИВНАЯ ДИНАМИКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА
Гуторова Марина Сергеевна – любящий своё дело учитель, умеющий заинтересовать обучающихся своими уроками, помочь почувствовать важность и красоту предмета. Марина Сергеевна умеет создать рабочую обстановку и положительный микроклимат на уроке. Уважение к личности ребёнка, доброжелательность, такт – вот суть её взаимоотношений с обучающимися.
Марина Сергеевна готовит обучающихся творчески распоряжаться сформированными универсальными учебными действиями, развивает стремление к самообразованию. На её уроках обучающиеся учатся наблюдать, анализировать, обобщать, конкретизировать, делать выводы, задавать вопросы, спорить, отстаивать свою точку зрения. В арсенале методических приёмов учителя – принцип сотрудничества, активизация и развитие мыслительной деятельности, принцип исследования.
Учитель практикует проведение уроков разнообразных типов и форм. Всё это позволяет добиваться эффективности урока, плотности его содержания.
Марина Сергеевна дифференцированно подходит к процессу обучения: подбирает задания, соответствующие уровню знаний обучающегося, его развитию, особенностям мышления, интереса к предмету. При выполнении самостоятельной работы учитель проводит групповую и индивидуальную работу.
Для активизации и развития познавательной деятельности обучающихся на своих уроках Марина Сергеевна использует различные современные технологии. Учитель постоянно в поиске новых форм и видов урока, в борьбе за повышение качества знаний. (Отзыв об участии в методической работе и отзывы коллег прилагаются).
Результаты работы учителя – стабильность успеваемости и качества знаний. Обучающиеся занимаются охотно, с увлечением, получают хорошие знания, которые подтверждаются конечными результатами окончания начальной школы, результатами административных контрольных работ.
Уровень «успеваемости» обучающихся Марины Сергеевны за последние три года стабилен и составляет 100%.

ПОЗИТИВНАЯ ДИНАМИКА «КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ»
ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА
Владение традиционными и инновационными методами обучения позволяет Марине Сергеевне добиваться высоких результатов в обучении, формировать положительную мотивацию, устойчивый интерес к преподаваемым предметам.
Позитивная динамика показателей «качества знаний», а также и «успеваемости», обучающихся Марины Сергеевны в период с 2011-2012 учебного года по 2012-2013 учебный год (1 полугодие) прослеживается на следующих диаграммах:
Литературное чтение. Всего 7 обучающихся. На «4» и «5» закончили год 5 учащихся, т.е. 70%

Всего 7 обучающихся. На «4» и «5» закончили год 6 учащихся, т.е. 84%

Из года в год качество знаний повышается, увеличивается количество обучающихся, у которых сформирован навык беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм. С использованием средств выразительности речи.
Директор МБОУ «Полевской лицей» М.М. ШелеховРусский язык. Всего 7 обучающихся. На «4» и «5» закончили год 3 учащихся, т.е. 42%

Всего 7 обучающихся. На «4» и «5» закончили год 4 учащихся, т.е. 56%


Данная диаграмма показывает, что качество знаний по русскому языку выросло. Это стало возможным благодаря тому, что число учащихся, которые усвоили основы знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, морфемике возросло. Этому способствовали не только основные задачи изучения русского языка в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы.
Директор МБОУ «Полевской лицей» М.М. ШелеховМатематика. Всего 7 обучающихся. На «4» и «5» закончили год 4 учащихся, т.е. 56%

Всего 7 обучающихся. На «4» и «5» закончили год 5 учащихся, т.е. 70%

Увеличение процента качества знаний в 1 полугодии 2012-2013 учебного года по математике произошло за счёт того, что вырос познавательный интерес к предмету, что, безусловно, свидетельствует об эффективной работе учителя по формированию мотивации, её влияния на результат в учёбе и интерес к предмету.
Директор МБОУ «Полевской лицей» М.М. Шелехов
Окружающий мир. Всего 7 обучающихся. На «4» и «5» закончили год 5 учащихся, т.е. 70%

Всего 7 обучающихся. На «4» и «5» закончили год 6 учащихся, т.е. 84%


Качественно организованная учебная работа на уроках, вовлечение в урочную и внеклассную работу обучающихся позволила добиться повышения качества знаний по предмету.
Директор МБОУ «Полевской лицей» М.М. Шелехов
Из года в год качество знаний обучающихся повышается, уменьшается количество вычислительных ошибок, обучающиеся охотно выполняют творческие задания.

Директор МБОУ «Полевской лицей» М.М. Шелехов
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Дипломы
Уровень Год Наименование
конкурса Результат Приложение
Всероссийский (дистанционный) 2012 Всероссийская дистанционная олимпиада «Что нас окружает» для 1-4 классов Победитель,
3 место См. приложение
Всероссийский (дистанционный) 2012 Всероссийская дистанционная олимпиада «Юный математик» для 1-4 классов Победитель,
3 место См. приложение
Победитель,
3 место См. приложение
Всероссийский (дистанционный) 2012 Всероссийская дистанционная олимпиада «Литературный эрудит» для 1-4 классов Победитель,
2 место См. приложение
Победитель,
3 место См. приложение
Лауреат См. приложение
Всероссийский (дистанционный) 2013 Всероссийская дистанционная олимпиада «Математический калейдоскоп» для 1-4 классов Победитель
1 место См. приложение
Победитель
1 место См. приложение
Победитель
3 место См. приложение
Всероссийский (дистанционный) 2013 Всероссийская дистанционная олимпиада «Страна литературы» для 1-4 классов Победитель
3 место См. приложение
Победитель
3 место См. приложение
Победитель
3 место См. приложение
Победитель
лауреат См. приложение

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Грамоты
Уровень Год Формулировка грамоты Приложение
муниципальный 2013 Победитель районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2013» См. приложение
муниципальный 2012 За многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, значительный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения и в связи с Днём учителя. См. приложение
муниципальный 2011 За высокий профессионализм и значительный личный вклад в дело воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской активности и преданности Родине См. приложение
школьный 2010 За творческий подход к организации образовательного и воспитательного процесса, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой вклад в практическую подготовку обучающихся. См. приложение
муниципальный 2010 Грамота обучающего 2 класса, занявшего 3 место в районном конкурсе детского технического творчества в разделе «Художественно-изобразительное творчество» См. приложение
муниципальный 2011 Грамота обучающегося 2 класса, занявшего 2 место в районной выставке декоративно-прикладного творчества «Русь мастеровая» в номинации «Дорого яичко ко Христову Дню» См. приложение
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Удостоверения о курсовой подготовке
Место проведения Год Часы Название
курсов Приложение
КИНПО (ПК и ПП) СОО 2011 144 Создание условий для реализации основной образовательной программы начального общего образования См.приложение 1
КИНПО (ПК и ПП) СОО (стажировочная площадка) 2011 36 Формирование универсальных учебных действий См.приложение 2
Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи» г.Москва 2012 108 Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по математике См.приложение 3
Справки о курсовой подготовке
Уровень Год Часы Название курсов Приложение
КИНПО (ПК и ПП) СОО 2011 16 Особенности работы школы первой ступени в условиях реализации ФГОС См.приложение 4
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Отзывы
Уровень Год Кто дал отзыв Приложение
школьный 2012-2013 уч.годАлтухов А.А.
См.приложение 1
школьный 2012-2013 уч.годБогданова О.С.
См.приложение 2
школьный 2012-2013 уч.годМихеева Л.В.
См.приложение 3
школьный 2012-2013 уч.годРодители обучающихсяСм.приложение 4
школьный 2012-2013 уч.годШестопалова Т.С.
См.приложение 5

Отзыв о работе учителя Верхне-Гуторовского филиала МБОУ «Полевской лицей»
Гуторовой Марины Сергеевны
Учитель начальных классов Гуторова М.С. работает над методической проблемой «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время».
Гуторова Марина Сергеевна свободно ориентируется во всех аспектах методики преподавания в начальных классах. Решая проблему обучения, использует разнообразные оригинальные методы и средства в зависимости от целей и содержания урока: индивидуальные задания, ролевые игры, различные формы взаимоконтроля, графические и табличные способы систематизации и обобщения материала, диспуты по предмету, индивидуально - групповые задания разноуровневого характера, тестовые формы контроля знаний, вовлекая при этом учащихся в активную познавательную деятельность по изучению своих предметов. Особого внимания заслуживает деятельность учителя по разработке методики проведения нестандартных уроков с применением элементов соревнования и игры.
За последние три года Марина Сергеевна провела открытые уроки по математике во 2-ом классе по теме «Арифметические действия с числами в пределах 100», в 3-ом классе по теме «Деление с остатком», по литературному чтению в 4-ом классе по теме «Мама в доме, что солнышко на небе». Уроки построены методически грамотно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и отражают исследовательский подход к изучению предмета. Основное внимание на уроках учитель уделяет формированию у детей методов и приемов познавательной деятельности.
Являясь классным руководителем 4-ого класса, Гуторова М.С. провела открытые классные часы на темы: «Спешите делать добро», «Природа и человек», «Скажи-нет!» (о вреде курения). Большое внимание уделялось на классных часах экологическому, патриотическому и нравственному воспитанию, формированию принципов здорового образа жизни.
Марина Сергеевна со своими учениками принимает активное участие в проведении внеклассных занятий по предметам.
Педагог ведет активную методическую работу. Она регулярно выступает на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, на Педагогических советах, родительских собраниях; посещает районные семинары; обращается за консультациями в КИНПО (ПК и ПП) СОО.
Гуторова М.С. постоянно оказывает большую методическую помощь молодому специалисту – учителю искусства Рыжковой К.А., наставником которой она является.
Марина Сергеевна постоянно следит за новинками в методической и дидактической литературе, использует на уроках инновационные технологии. В общении с педагогами, детьми и родителями учитель соблюдает профессиональную этику, в любой ситуации координирует свои действия, в совершенстве владеет своей речью.
Зав.филиалом А.А. Алтухов

Отзыв
о работе учителя начальных классов
Гуторовой Марины Сергеевны
Гуторова Марина Сергеевна работает в Верхне-Гуторовском филиале МБОУ «Полевской лицей» 17 лет. Я знаю ее как опытного, творчески работающего педагога.
Вдумчивый подход к работе, внимание к каждому ученику, требовательность и доброжелательность помогают Марине Сергеевне добиваться успехов в обучении и воспитании своих учеников.
Уроки Марины Сергеевны всегда интересны, содержательны, тщательно продуманы. При подготовке к урокам она широко использует достижения современной педагогической науки, а так же опыт лучших учителей. Марина Сергеевна стремится пробудить в учениках пытливость мысли, расширить представлении детей об окружающем мире. Учитель поддерживает у детей любовь к учению, старается, чтобы каждый ребёнок нашёл себе дело по душе.
Обучающиеся Марины Сергеевны обладают хорошими знаниями, в старшие классы приходят хорошо подготовленными и, не испытывая больших затруднений, учатся ровно.
Марина Сергеевна постоянно совершенствует своё мастерство, пополняет свои знания. Она хорошо понимает, что ученикам нужен грамотный, образованный учитель. Ведь речь идёт не только о том, чтобы сформировать у детей знания, умения и навыки, предусмотренные программой, не менее важно раскрыть способности каждого, развить у детей желание и умение учиться, ощутить радость познания. В этом учителю помогает педагогическая наука, различные педагогические методики, которые она постоянно использует в своей работе.
Большую просветительную работу вела Марина Сергеевна среди родителей. Предметом обсуждения здесь являлись не только воспитание ребёнка дома, но и то, как улучшить воспитание детей в школе. Для этого она знакомила родителей с новыми идеями педагогической науки и практики, которые так же становятся предметом обсуждения. Марина Сергеевна хорошо понимает, что без тесного сотрудничества она не сможет глубоко вникнуть в индивидуальность каждого ребёнка.
На протяжении многих лет Марина Сергеевна участвует в проведении выборов различного направления, являясь секретарем избирательной комиссии.
Марина Сергеевна всегда готова поделится опытом с коллегами, хороший наставник молодежи. Умеет создать в коллективе хорошую психологическую атмосферу. Всегда творчески подходит к своей работе, целиком отдает себя любимому делу – воспитанию детей.
Учитель истории
Верхне – Гуторовского филиала
МБОУ «Полевской лицей» ___________________/О.С. Богданова/

Отзыв об уроке литературного чтения в 4 классе,
проведенного учителем начальных классов
ГУТОРОВОЙ МАРИНОЙ СЕРГЕЕВНОЙ
Мне довелось побывать на открытом уроке литературного чтения в 4 классе. В этом классе учится мой ребёнок.
Открытый урок был посвящён «Дню мамы», поэтому обсуждалось стихотворение И.А. Бунина «Матери». Каждый ребёнок, читая это стихотворение, пытался выразить своё отношение к мамам. Дети старались с душой вникнуть в события тех дней, о которых говорит поэт.
Я считаю, что тема, выбранная учителем, очень подошла для обсуждения. О чём дети могут рассуждать с такой любовью, нежностью и добротой, как не о мамах. Поэтому в обсуждениях принимали участие все. Марина Сергеевна сумела заинтересовать и привлечь к работе всех обучающихся. Они с интересом обсуждали незнакомые слова, новые выражения, вспоминали пословицы о маме. В конце урока каждый ребёнок написал своей маме пожелание на изготовленных ими же бумажных сердечках.
Мне очень понравился урок. Проведение таких уроков способствует духовно-нравственному развитию наших детей.
Мама ученика 4 класса _____________ (Л.В. Михеева)

Отзыв
о работе учителя начальных классов
Гуторовой Марины Сергеевны
Гуторова Марина Сергеевна, по-нашему мнению, очень хороший учитель. С первых дней обучения ей удаётся организовать детей и родителей так, чтобы учёба была с увлечением. Учитель проявляет свою действительную любовь к нашим детям, находит к каждому индивидуальный подход. За три года работы с нашими детьми Марина Сергеевна не только научила их читать, писать считать, но и вооружила наших детей способностью самостоятельно добывать знания, стремлению добиваться успеха, находить интересные пути решения и не бояться проблем.
Марина Сергеевна добрая и заботливая. Она неутомима, энергична и сдержанна. Доброе лицо. Милая и обаятельная улыбка. Бывает строга, но всегда справедлива и предусмотрительна. Она спокойна и немногословна, уважает достоинство и личность каждого ребёнка. Любит своё дело, которому отдаёт себя сполна. И эту любовь к предметам она всегда старается передать и нашим детям. Щедро делится с детьми теми знаниями, которыми владеет сама. На её уроках всегда интересно и разнообразно. Это видно по отношению наших детей к предметам, которые она преподаёт.
Родительские собрания в нашем классе всегда проводятся на высоком уровне. Проходят они интересно и разнообразно, благодаря большому опыту и умению нашего классного руководителя. Всегда готова внимательно выслушать, тактично и грамотно разрешить наши сомнения, дать умный и добрый совет.
Марина Сергеевна очень порядочный и доброжелательный человек. Мы её очень любим и уважаем. Через её добрые руки прошло не одно поколение учеников. Пройдут годы, и наши дети будут с благодарностью вспоминать о ней.
Родители обучающихся 4 класса: ________________ (Е.Ю. Туманова)
________________ (Е.М. Крамская)
________________ (С.А. Воробьёва)

Отзыв
о работе учителя начальных классов
Гуторовой Марины Сергеевны
Гуторова Марина Сергеевна - учитель начальных классов, образование высшее. Педагогический стаж работы 17 лет.
Марина Сергеевна – опытный учитель. Постоянный творческий поиск – вот что характерно для неё. Чтобы добиться наибольшей эффективности урока, Марина Сергеевна использует как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения, которые способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся. Учитывая возрастные особенности детей, учитель не забывает и об игровых формах, которые создают ситуацию психологической раскованности на занятиях, атмосферу непринуждённости, увлекают сотворчеством. Марина Сергеевна как верный друг и добрый наставник пробуждает в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать.
На уроках и в процессе воспитательной работы М. С. Гуторова учит детей мыслить, рассуждать, доказывать, работать самостоятельно; развивает творческие способности ребят.
Марина Сергеевна определяет и фиксирует психологический климат на уроке, проводит эмоциональную разрядку, строго следит за соблюдением обучающимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки проводятся учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
М. С. Гуторова постоянно делится опытом своей работы с коллегами выступая с докладами на заседаниях МО классных руководителей, заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре.
Марина Сергеевна уделяет внимание как обучению детей, так и их воспитанию. Она строит свою работу таким образом, что эти два образовательных компонента существовали не отдельно, а как бы дополняя друг друга. Внеклассные мероприятия, проводимые Мариной Сергеевной, направлены на развитие у обучающихся интереса к учению, формированию духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания. Обучающиеся её классов принимают активное участие в общешкольных мероприятиях. Занимают призовые места во всероссийских дистанционных олимпиадах.
Учитель умело организовывает работу с родительской общественностью. Постоянно проводит индивидуальные консультации и родительские собрания на темы нравственного, эстетического, экологического, патриотического, трудового воспитания детей.
За трудолюбие, любовь к детям, постоянный поиск эффективных форм обучения и воспитания, увлеченность, желание прийти на помощь в любой ситуации учитель пользуется уважением и авторитетом среди учеников, родителей, коллег.
Учитель начальных классов
МБОУ «Полевской лицей» Шестопалова Татьяна Сергеевна

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Публикации
Уровень Год Название публикации Адрес сайта Приложение
2012 Рабочие программы (1 класс)http://www.numi.ru/listedit.phpСм.приложение
2012 Рабочие программы 2 класс УМК "Школа России"http://www.numi.ru/listedit.phpСм.приложение
2013 Мама в доме, что солнышко на небе (конспект урока)http://www.numi.ru/listedit.phpСм.приложение

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Выступления на семинарах, методических объединениях
Уровень Год Тема Форма
выступления Где
представлена работа Приложение
школьный 2011-2012 уч. год Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся младших классов Обмен опытом работы МБОУ «Верхне-Гуторовская ООШ» См.приложение
1
школьный 2012-2013 уч. год Тестовые задания на уроке, как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов Доклад на заседании МО учителей начальных классов МБОУ «Полевской лицей» См.приложение 2
школьный 2012-2013 уч. год Принципы обучения одарённых детей. Применение междисциплинарного подхода. Обмен опытом работы МБОУ «Полевской лицей» См.приложение
3

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Сценарии
Форма работы Тема Класс Приложение
Урок-сказка Арифметические действия с числами в пределах 100
2 См.приложение 1
Урок-игра Деление с остатком
3 См.приложение 2
Развивающий час по литературному чтению Мама в доме, что солнышко на небе
4 См.приложение 3
Игра «Поле Чудес» По страницам любимых книг
1-4 См.приложение 4
Конкурсная программа Осенний калейдоскоп
1-4 См.приложение 5