Исследовательская работа на тему Влияние танца на физическое и психологическое развитие организма ребенка (6 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28




Исследовательская работа

«Влияние танца на физическое и
психологическое развитие организма ребенка».



Выполнила:
ученица 6б класса
Вахрушева Валерия
Руководитель:
Агафонова А.Р.
учитель физической культуры






2017г.
Содержание

1.Введение
2.История танцев
Древний ритуальный танец
Народный танец
Бальные танцы
Эстрадные танцы
3.Чем полезны танцы
4. Особенности физического развития детей, занимающихся хореографией.
5.Влияние хореографии на гармоничное развитие ребёнка
6.Практическая часть
7.Заключение
8.Список литературы














Введение
Мне давно было известно, что танцы и здоровье очень тесно связаны друг с другом, и я захотела выяснить каким образом они влияют на здоровье.
Большую часть жизни мы находимся в движении. Движение – часть нашей естественной реакции на окружающую жизнь. Даже когда мы находимся в покое, внутри нашего тела сокращается сердце и мышцы, приводящие в движение легкие. Движение – это мера жизни, очень похожая на танец.
Танец – это искусство, в котором нет слов, но которое позволяет танцору удивительным образом говорить со зрителем, создавая при помощи собственного тела наполненное смыслом движение.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что танец из века в век сопровождает человека, приобретая самые разные формы - от религиозного обряда до сценического искусства, танец является одним из главных способов самовыражения.
Цель работы: выяснить какое влияние оказывает танец на умственное, эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения.
Задачи:
1. Изучить научно-популярные источники о пользе занятиями танцами для здоровья.
2. Выяснить, что развивают танцы и чем они полезны для здоровья?
3. Провести анкетирование по теме исследования.
4. Обобщить результаты и сделать выводы.
Методы:
1. Работа с литературными источниками.
2. Анализ и обобщение информации.
3. Социологический опрос.
4. Работа за компьютером.



История танца
С того момента, когда человек начинает ходить, двигаться, бегать, он выражает себя пластически. Иногда, чтобы понимать друг друга, достаточно жеста, поворота головы, взгляда. Посмотрите вот идет по улице в сумерках пара. Вы их видите только со спины и все же сразу определите, просто знакомые они или влюбленные. Это пластика. Когда у человека горе, он окаменевает. И страдание молчащего человека не спутаешь с задумчивостью пытливой юности. Это тоже пластика. К пластическому выражению своих эмоций способны все, поэтому танец соединяет людей. История возникновения и развития танцев богата и многогранна, но неизменно связана с взрослением самого человека.
Древний ритуальный танец
Танец начал свою жизнь вместе с человеком. История возникновения танца неразрывно связана с историей человеческой культуры. В самых различных сторонах практической жизни участвовал он. Существовали танцы ритуальные, охотничьи, трудовые, воинские. Они передавались от поколения к поколению, со временем их магический смысл (а им была пронизана природа древнего танца) утрачивался, забывался, но тысячелетиями народ хранил свой особенный пластический язык.
Как бы ни был умен человек, как бы ни был широк круг его интересов, все-таки его жизнь, если он не способен выразить свои чувства в музыке, в песне, в танце, неизбежно оказывается обедненной. Недаром в древней Греции, где так развиты были стремления к воспитанию гармонической личности, философы, как и все граждане, не чуждались танцев, а про великого драматурга и поэта Софокла доподлинно известно, что в честь победы греков над персами он публично пропел и протанцевал «цеап».
Греки понимали природу танцев, понимали, что танец способен раскрыть то, перед чем бессильны драма, музыка, живопись. Тончайшие порывы человеческого чувства подвластны танцу, когда он становится искусством. Посмотрите на древнегреческие стелы, краснофигурные или чернофигурные вазы. Кажется, дай изображениям заговорить, и они потеряют свою выразительность. Здесь сами тела радуют, кричат, ликуют. Мы говорим это пластика.
Сохранился пример героизма, воплощенного в удивительной форме. В начале прошлого столетия греческие женщины сулиотки, скрывавшиеся на высотах над Ахероном, видя гибель своих мужей и братьев от рук нарушивших условия мира турок, взялись за руки и под звуки воинственного гимна начали круговую пляску. Каждый раз, когда круг приближался к пропасти, одна из танцующих бросалась вниз. Остальные смыкали руки, танец продолжался, пока ни одной женщины не осталось в живых.
Народный танец
Танец был неотъемлемой частью любых народных празднеств. Мы не можем себе представить настоящего веселья без танцев. Энергия радости, по-видимому, особенная энергия, потому что она неизбежно выплескивается, выливается в движение. У каждого народа, у каждой национальности свой особенный свод движений, свой ритм, совершенно особенная пластика. Это закреплялось и оказалось столь же стойким, как национальный костюм, национальный характер. Разные эпохи, изменения в укладе жизни, в социальных и культурных отношениях отражались на танце. На развитие танца влияла и мода.
Бальные танцы
Группа различных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], некоторые из которых имеют народные истоки. Исполнялись на балах, которые проводились в помещениях, застеленных паркетом. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина, но есть исключения, т.к. в Англии уже принято танцевать в однополых составах.
Под «бальными танцами» в настоящее время подразумевают словосочетания «спортивные танцы» (СБТ, «спортивные бальные танцы») и «танцевальный спорт». Это отображено в названиях различных танцевальных организаций, например: «Московская федерация спортивного танца» или «Московская федерация танцевального спорта».
В настоящее время к бальным танцам относят 17 различных танцев, разбитых на четыре программы. Во всем танцевальном мире соревнования по спортивным танцам делятся на 2 программы: европейскую (Standard, Modern или Ballroom), латиноамериканскую (Latin) или их иногда называют десяткой танцев. В 1960-х гг. в СССР была создана своя "народная программа", в которую вошли исторические танцы, исполнявшиеся на балах, а соревнования проводились как по 2 основным, так и по трем программам, соответственно. Еще два танца - полька и модный рок - образуют четвертую, дополнительную программу, которую сейчас исполняют начинающие танцоры.
Эстрадный танец
С наибольшей четкостью признаки эстрадного танца выявляются в танцевальном номере, предназначенном для сборного концерта. В академической, или чисто балетной программе танец подчиняется несколько иным законам.
Такому признаку эстрадной специфики, как «лёгкая приспособляемость к различным условиям» выступлений, танцевальный жанр соответствует уже тем, что для его исполнения требуется всего лишь ровный пол, сравнительно простой аккомпанемент (от рояля до народного инструмента) и желательно не громоздкий костюм. Декоративным оформлением эстрадные танцоры пользуются редко. Именно поэтому они могли выступать на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн и в наши дни выступают в любых условиях: на стационарной эстрадной площадке, на грузовиках, даже просто на земле.
Второму из условий «кратковременности» танец отвечает хотя бы тем, что для его исполнения необходима огромная затрата физических сил.
«Кратковременность» также непосредственно связана с третьим, одним из самых важных требований «концентрированностью художественных выразительных средств». Только, может быть, формулировку эту следует несколько уточнить: все выразительные средства номера должны быть нацелены на раскрытие его идеи.
Огромное влияние на эстрадный танец оказало бурное развитие самодеятельного искусства нашего много национального государства, что привело к возникновению массовых форм сценического народного танца, исполняющегося крупными танцевальными коллективами (ансамблями народного танца). Во многих национальных республиках появились и одаренные танцоры-солисты.
Итак, основными разновидностями танцевальной эстрады являются:
акробатический танец, с наметившимися внутри него тенденциями тематического разнообразия героики, лирики, гротеска; классический танец почти смыкающийся виртуозностью поддержки с акробатеческим; сюжетно-характерный танец во всех разновидностях (его подчас называют сюжетно-танцевальной миниатюрой); народный танец, как сольный, так и массовый, решенный по схеме построения эстрадного танца; военная пляска массовая и сольная, построенная на элементах пантомимы, народных танцевальных движений и строевых упражнениях, исполняющихся на народную и военную музыку;

Чем полезны танцы
Танцы хороши тем, что практически в любом возрасте можно начинать ими заниматься. Они не требуют непомерных физических нагрузок. Сложность выполняемых элементов растет по мере получения тобой танцевального опыта. Во время занятий нагрузка и темп чередуются, что так благотворно сказывается на здоровье.
Занятия танцами помогают развить координацию движений, они благотворно влияют на сердце.
Танцы прекрасно развивают дыхательную систему, что способствует излечению от многих, даже хронических заболеваний, таких, например, как астматические приступы или хронические бронхиты, тонзиллит. Благодаря правильному дыханию, многие процессы, протекающие в организме, приходят в норму, улучшается обмен веществ, реже простужаешься, и даже заболев, значительно быстрее выздоравливаешь.
Вследствие занятий танцами у человека выработается красивая походка, исправляется осанка, мышцы находятся в постоянном тонусе, значительно сокращается количество подкожного жира.
Занимаясь танцами, человек продлевает себе активную жизнь. И не только потому, что будет здоровым и активным, но и потому, что моральное состояние претерпевает большое количество положительных изменений.
Танец дарит человеку невероятно приятную возможность раскрыть свое внутреннее «я», обрести гармонию и подарить заряд энергии и здоровья организму в целом
Танец выпрямляет спину, разворачивает плечи и удлиняет шею. Грациозная походка и горделивая танцевальная осанка делает тело человека особо привлекательным.
Влияние хореографии на гармоничное развитие ребёнка
Танцы полезны, потому что:
укрепляют сердечно - сосудистую систему (пульс учащается, порой, и до 150 ударов в минуту, кровообращение усиливается, сосуды тренируются).
активизируют питание органов и систем кислородом (вследствие усиленного кровообращения).
способствуют очищению организма от шлаков (путем потоотделения и сжигания энергии)
поддерживают мышцы в тонусе (во время танца активно работают все группы мышц).
развивают дыхательную систему (что является профилактикой заболеваний дыхательных путей).
усиливают иммунную систему, и ускоряет обменные процессы в организме.
влияют на активную выработку эндорфинов - гормонов радости (что защищает организм от различных стрессов).

Что, кроме пользы для здоровья, еще привлекательно в занятиях танцах?

Танцы прекрасно развивают координацию движений.
Танцы формируют хорошую осанки и красивую походку.
Танцы дают, собственно, умение танцевать, что всегда выделит вас из толпы на любой корпоративной вечеринке.
Танцы дают ощущение раскованности, что важно при любом общении в любой компании.
Танцы раскрепощают, избавляют от комплексов и стереотипов.
Танцы учат налаживать контакт и доверительные отношения с партнером противоположного пола.
Танцы вырабатывают уверенность в себе, что является всегда залогом успеха. Танцы развивают музыкальность и чувство ритма.
Танцы - это новые знакомства, в том числе и с противоположным полом.
Танцы дарят ощущение свободы, полета.
Танцы - это интересный, насыщенный, приятный досуг, который повышает культурный уровень. 
Кстати, существует в психиатрии такой метод лечения - танцевальная терапия, который прекрасно зарекомендовал себя при лечении депрессии, неврозов и в случаях с более серьезными психическими расстройствами. Так что, учитывая специфику нашего стрессового времени, танце терапия должна бы быть прописана всем.

Особенности физического развития детей, занимающихся хореографией.

Детская хореография способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально - двигательный образ.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Это касается в первую очередь нервной системы, её опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позицией развивающей предметно-двигательной среды ребёнка.
Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Основой основ изучения хореографического искусства является народный танец с его веками выверенной методикой и культурой народа. Народный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно - сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.
Для того чтобы разобраться в механизме воздействия на организм ребенка в процессе занятий хореографией средствами народного танца необходимо уточнить следующие понятии как «физическое развитие» детей, «двигательная активность» и другие.
Под физическим развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнения их взаимоотношений и процессов регуляции.
Нормальное физическое и психическое развитие - основные показатели здоровья детей. В наши дни каждый взрослый и ребёнок знают, что физическая культура и спорт полезны для здоровья. И действительно, невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно всё чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках.
Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором, влияющим на становление детского организма.
Физическая нагрузка на организм ребенка во время тренировки юных танцовщиков по своей плотности и интенсивности практически равняется нагрузке юных спортсменов. Всем известно о влиянии двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Но для танцовщиков характерна гиперкинезия - чрезмерная двигательная активность. Характерная и основная причина этому - ранняя специализация детей в танце и высокая плотность физической нагрузки на тренировке.
Для гиперкинезии (также как и для гипокинезии) характерен специфический комплекс функциональных нарушений и изменений состояния здоровья ребенка, особенно на фоне переутомления.
Во время приёма учащихся в балетную школу часто приходится как нарушение осанки. В таком случае сами занятия хореографией являются важным корригирующим фактором телосложения. В то же время специфическая нагрузка во время тренировок также может привести к нарушениям осанки.
Для повседневной оценки физического развития детей в процессе педагогической деятельности достаточно учитывать основные антропометрические показатели: длину и массу тела, которые на разных этапах онтогенеза меняются с разной интенсивностью. В 5-7 лет наблюдается наиболее интенсивное нарастание длины и массы тела (период второго вытягивания), годовой прирост в это время может составлять 7-10 см. Затем в 9-10 лет наблюдается вновь замедление роста.
В результате напряженных нагрузок в организме происходит ряд закономерных изменений: уменьшение его энергетических, ферментных и пластических ресурсов, изменение химизма крови, накопление продуктов распада и т. д. Все это ведет к изменению общего состояния занимающихся, появлению чувства усталости, падению работоспособности. Например, тазобедренный сустав юного танцовщика имеет гораздо более высокую амплитуду движений, чем у других людей и значительную выворотность ног. Выворотность - основное условие исполнения танца, вырабатывается упорным трудом с юных лет. Большая выворотность ног достигается благодаря наличию врожденной неглубокой вертлужной впадины, хорошей супинации бедра и голени в коленном суставе, расслаблению пронаторов бедра. Сильный наклон таза ведет к появлению поясничного лордоза, в результате возникает быстрое утомление мышц и патологические изменения. Наклон таза назад делает спину плоской.
Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию апломба - устойчивости в большом разнообразии поз и движений танца. У большинства юных танцовщиков наблюдается сглаживание грудного кифоза и поясничного лордоза. Спина ровная, с красивыми прямыми линиями. Однако такая осанка может привести и к нежелательным последствиям.
Стопа - наиболее вариабельный отдел скелета, здесь могут встречаться и сверхкомплектные кости. От постоянных чрезмерных нагрузок могут возникнуть перестроечные процессы костей, которые ошибочно принимают за травматические переломы. Это патологические переломы на почве перестроечных процессов - результат нарушения функционального состояния стопы и усиленного бессистемного напряжения во время исполнения хореографических элементов. Нередко отмечается«рабочая гипертрофия» компактного вещества 2 и 3 плюсневых костей как результат реакции костей на не физиологичную, профессиональную нагрузку. Основная нагрузка при исполнении танцев ложится на 1,2 и 3 плюсневые кости, компактное вещество при этом достигает 14-15 мм, уменьшается костномозговая полость. 2 и 3 плюсневые кости приобретают веретеновидную форму. Это явление обратимо при снижении нагрузки. Уже в юном возрасте у хореографов отмечается распластанность переднего отдела стопы - поперечное плоскостопие: расхождение крайних плюсневых костей и расширение переднего отдела стопы - наружная деформация большого пальца. Поперечное плоскостопие отмечается у 82,1 % исполнителей классического танца.
Таким образом, двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, занимающихся танцем, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, тренировки, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями и возможностями школьников.
Уровень суточной двигательной активности, способствующей нормальному росту, физическому развитию и сохранению и укреплению здоровья, считается нормой и применяется в качестве основного критерия для оптимизации организации танцевальной деятельности школьников разных возрастно-половых групп.
Особое внимание необходимо уделять к соблюдению гигиеническим факторам организации занятий танцем. К важнейшим гигиеническим факторам, формирующим привычную двигательную активность школьников, занимающихся танцем, относятся:
благоприятные гигиенические факторы (рациональный суточный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие используемых средств и форм физического воспитания; нормальные гигиенические условия окружающей среды; наличие достаточных гигиенических навыков; правильный образ жизни семьи, ранняя диагностика и своевременная коррекция различных нарушений физического развития и здоровья);
неблагоприятные гигиенические факторы (учебная перегрузка в школе, в студии и дома; нарушение режима дня; отсутствие условий для правильной организации физического воспитания; наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в семье и классе, отсутствие должного медицинского контроля над состоянием здоровья занимающихся танцем детей).
Сочетание неблагоприятных социальных, биологических и гигиенических факторов, формирующих привычную двигательную активность школьников, приводит к формированию у них очень низкого ее уровня и, как следствие, к увеличению риска различных нарушений морфологического и функционального развития, возникновению различных хронических заболеваний.

Влияние хореографии на гармоничное развитие ребенка.
Занимаясь хореографией, у ребенка значительно улучшается общефизическое и двигательное развитие, навык сохранения правильной осанки, повышается уровень развития координации движений. Также хорошо прослеживается рост темповых и силовых нагрузок. Заметные изменения происходят под влиянием занятий танцем и в способности детей ориентироваться в пространстве.
учащиеся имеют навык сохранения правильной осанки во время исполнения любого движения;
учащиеся умеют координировать работу головы, корпуса, рук и ног;
увеличилась гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок и мышц;
значительно улучшились темпо-силовые показатели у всех детей;
учащиеся знают основы правильного дыхания при движении;
учащиеся освоили хореографическую нумерацию точек класса, знают основные направления движения, умеют использовать пространство класса относительно зрителя;
учащиеся сохраняют высокий уровень двигательной активности на протяжении всего занятия.
знают, что любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки;
могут определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;
умеют распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный и т.д.);
получают удовольствие от занятий танцем.
Занятия хореографии оказывают значительное влияние на развитие таких специфических видов памяти, как моторная, слуховая и образная. Эти виды памяти, получая недостаточное развитие на других уроках, имеют, между тем, огромное влияние на успешность ребёнка практически в любом виде деятельности. Дополнительное развитие на уроках хореографии получила зрительная память учащихся.
Большое влияние занятия хореографии оказывают на развитие творческого потенциала и общекультурного развития детей.
Практическая часть
Я провела анкетирование среди учеников нашей школы с целью выяснить их отношения к танцам. И вот какие результаты я получила:

Заключение
Доподлинно известно, что танцы продлевают жизнь, способствуют поддержанию общего тонуса и позволяют сохранить человеку работоспособность и жизнерадостность до последних дней жизни.
Занятия танцами способствуют:
 улучшение общего физического состояния человека;
 улучшение состояния сердца и легких;
 увеличение массы и тонуса мышц;
 возможность управлять своим весом;
 укрепление костей и снижения риска остеопороза;
 выработка чёткой координации движений;
 придание телу гибкости, ловкости и внутренней силы.
На эмоциональное состояние человека танец влияет следующим образом:
 улучшение эмоционального состояния в целом;
 повышение самооценки;
 повышение уверенности в себе;
 новые знакомства;
 хорошая профилактика и способ лечения депрессии.
Танцы являются уникальным способом оставаться в форме для людей любого возраста, социального статуса и любой комплекции. Как видно из моей работы, занятие танцами имеет массу положительных сторон, а главное танцы – это новые ощущения и новые открытия.

Список литературы:
1. И. Бриль, Э. Кио. Вечер отдыха. // Литературно-музыкальный альманах, 2005. - № 5. - 267 с.
2. И. Бриль, Э. Кио. Вечер отдыха. // Литературно-музыкальный альманах, 2005.- № 6.- 267 с.
3. С. Могилевкая. У лиры семь струн. – М.:, 1981. – 69 с.
4. Современность в танце. – М.: Искусство, 1964. – 167 с.
5. З. Резникова. Танцуем и играем. – М.: Искусство, 1965. – 151 с.
6. З. Я. Роот. Танцы в начальной школе. // М., 2006. – 70 с.
7. Т. Т. Ротерс. Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Искусство, 2006, 150 с.
8. Э. Кио, И. Токмакова. Давайте танцевать. // Литературно-музыкальный альманах, 2004.- № 3.- 304 с.


15