Разработка метапредметного урока по теме Образование причастий. Действительные и страдательные причастия 6 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Разработка открытого метапредметного урока русского языка в 6 классе с использованием интерактивной доскиТема: Образование причастий. Действительные и страдательные причастия
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №7
Абдулкеримова Шатотай Айполатовна
2015 год
Название: «Ты в ответе за тех, кого приручил»Тип урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».Цели урока:
метапредметная: формирование понимания и владения социальными понятиями «милосердие», «доброта», «забота».
обучающая: повторение и закрепление орфографических и пунктуационных навыков, полученных при изучении темы "Причастие".
развивающая: развитие умения находить в тексте причастия и причастные обороты; умение различать написание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; развитие умения правильного использования причастий и причастных оборотов в тексте.
воспитательная: воспитать внимание к грамматическим формам слова; привлечь внимание школьников к проблеме милосердного и доброго отношения к животным; воспитание у детей милосердного и ответственного отношения к животным, предупреждения и борьбы с жестоким отношением к ним; забота о домашних животных, оставшихся без хозяев.
коммуникативная: развитие внимания, памяти, наблюдательности, фантазии и творческого воображения учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, раздаточный материал.Ход урока:
1. Начало урока. Объявление задач урока и порядка его проведения.Слово учителя:- Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые гости! Я не просто так повторяю эти слова – доброе утро! Я хочу, чтобы вы получили от меня соответствующий настрой для нашего необычного урока. Тема нашего урока – обычная – «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия». Но разговор на уроке будет об особых качествах человеческой души – доброте, милосердии, заботе.2) Лексико-орфографическая работа. Мы с вами совместим тему образовательную и социальную. Часто мы говорим о взаимоотношениях людей, но сегодня давайте применим перечисленные слова по отношению к животным. Готовясь к этому уроку, я совершенно случайно наткнулась в Интернете на одно стихотворение. Возможно, оно вам знакомо.Она передвигалась еле-еле, И как ещё душа держалась в теле? Хозяин, чтоб от мук освободить, Решил свою собаку утопить. С большим трудом старушка в лодку села И преданно ему в глаза глядела.Булыжник в сетке за бортом висел,А он петлю на шею ей надел.Хозяин помнил, как она, бывало,За палкой в воду радостно ныряла, И вот сейчас, как бы играя с ней, Он бросил палку, дав команду ей.На миг она о старости забыла,И бросилась за борт, что было силы, Но лодка неожиданно в тот миг Перевернулась под истошный крик. Хозяин стал тонуть в шуге весенней, Хоть было и не сильное теченье, Но судорогой тело всё свело, А тут ещё воронка, как назло.Собака, чья петля в одну минуту Каким-то соскользнула с шеи чудом, Отважно тявкнув, ринулась нырять И своего хозяина спасать. На берегу вдвоём они лежали И на ветру от холода дрожали,А после, отдышавшись кое-как, Он нёс свою собаку на руках. С пословицей «Не рой другому яму» Ухаживал за ней до смерти самой. И как-то раз нашёл её в кустах С застывшей благодарностью в глазах (Источник – Интернет, автор неизвестен)Я думаю, что это стихотворение никого не оставило равнодушным. Милосердие. Это, пожалуй, не чувство, а состояние души. Милосердие нельзя проявить "сейчас" и тут же забыть об этом. Иначе это уже не милосердие. То, что заставляет человека проявлять милосердие, должно быть мило сердцу его, идти из глубины его души, осознаваться разумом и ничего не требовать взамен. И давайте сейчас проведём лексико-орфографическую работу, выясним, что обозначают эти слова – милосердие, доброта, забота. Являются ли они синонимами? Выясним их правописание. Проверим по статьям толкового словаря.С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка (онлайн версия).ДОБРОТА
·, -ы, ж.1. см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.ЗАБО
·ТА, -ы, ж.1. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. Жить без забот. Много забот у кого-н. Заботы по хозяйству.2. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-чего-н. З. о человеке.3. Внимание, попечение, уход. Окружить кого-н. заботой.МИЛОСЕ
·РДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему-н. милосердию. Общество «М.». Действовать без милосердия (жестоко).- Почему мы говорим об отношении к животным? Милосердное отношение к природе, доброе отношение к животным является неотъемлемой частью христианской этики. Невозможно разрушать окружающую нас природу и любить человека.Мы с вами правильно определили значение слов.3) Повторение и обобщение теоретического материала по теме. Давайте теперь перейдём к нашей образовательной теме, вспомним, какие причастия вы знаете по значению. (Действительные, страдательные). Чем они отличаются друг от друга? Как образуются?
-Причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени. Для того чтобы выделить эту основу, необходимо отбросить личное окончание глагола в настоящем времени:а) действительные причастия:решать (I спряжение): реша-ют реша- + -ющ- + -ий (решающий); строить (II спряжение): стро-ят стро- + -ящ- + -ий (строящий);б) страдательные причастия:решать (I спряжение): реша-ют реша- + -ем- + -ый (решаемый);строить (II спряжение): стро-ят стро- + -им- + -ый (строимый).Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени):а) действительные причастия:решать (основа на гласную): реша-ть реша- + -вш- + -ий (решавший);нести (основа на согласную): нес-ти нес- + -ш- + -ий (нёсший);б) страдательные причастия:написать (основа не на -ить): написа-ть написа- + -нн- + -ый (написанный);построить (основа на -ить): постро/и-ть постро- + -енн- + -ый (построенный);взять: взя-ть взя- + -т- + -ый (взятый).- Я попрошу вас с помощью ИД распределить суффиксы причастий на определённые группы. (ИД лист 1)4) Синтаксическая пятиминутка.
Вы испытываете жалость, когда видите бездомного маленького котенка, мокнущего под проливным дождем, а милосердие – это когда этот котенок, чисто вымытый и накормленный, нежится у вас на коленях.
- Прочтите со знаками препинания
- Найдите причастие, определите границы причастного оборота
- Запишите его, объясните постановку знаков препинания 5) Работа с текстом. Прочитайте текст. Определите его тему, стиль речи, озаглавьте текст.- Милосердие – это готовность помочь или простить кого-то из сострадания или соображений гуманности. Актом милосердия может быть подаяние милостыни нищему. Приютить бездомного котенка – это тоже означает проявить милосердие.Текст:Всюду в России очень много бездомных животных Большинство людей проходит ежедневно мимо множества несчастных брошенных существ, не замечая даже их присутствия и воспринимая их как неприятную данность бытия. Проходят мимо попавших в беду и даже не пытаются что-то сделать, чем-то помочь. Даже, если где-то недалеко истекает кровью сбитый машиной щенок, или отчаянно мяукает от голода и страха выброшенный кем-то крошечный котенок. Вспомните, сколько раз вы проходили мимо подвала вашего дома, в котором умирают от голода замурованные заживо кошки, спешили пробежать мимо мальчишек, которые пинают бездомную собаку? Люди спешат по своим делам и ничего не замечают вокруг, оставаясь безучастными к страданиям бессловесных тварей. А ведь поспешить на помощь попавшему в беду - естественный для любого нормального человека поступок. Способов ведь на самом деле множество, главное - не остаться равнодушным. (Интернет)- Выполните задания к тексту: найдите причастия, выпишите их, обозначьте суффиксы и тип причастия.6) Физминутка.7) Работа над образованием причастий. Образуйте все возможные причастия от следующих глаголов, предварительно определив вид, переходность и спряжение глагола. (ИД лист 2)Жалеть, сочувствовать, ранить, предавать, радоваться.Жалеть – жалеющий, жалевший.Сочувствовать – сочувствующий, сочувствовавший.Ранить – ранивший, раненный (в руку), ранимый.Предавать – предающий, предавший, преданный.Радоваться – радующийся, радовавшийся.8) Проверочная работа по теме (аудио-тест). Обозначить правильные ответы и произвести проверку.9) Заключительное слово учителя. Вас когда-нибудь предавали? Вопрос риторический, ответов на него - бурных, эмоциональных - увы, множество. Да-да, конечно - еще в детстве, когда детская жестокость выплескивалась на вас: но вы взрослели, закалялись, становились умнее и осторожнее. Вас опять предавали, и хотя боль от предательства остра, вас уже нельзя было застать врасплох. И так - год за годом - вы научились обходить опасные места, коварных и лживых людей, сложные ситуации.Всего этого не умеют братья наши меньшие. За тысячелетия человек, возомнивший себя венцом творенья, сумел внушить собачье-кошачьему населению планеты, что цель существования этих созданий Божьих - служить человеку, жить рядом с ним и во имя его. И - предалНет-нет, мы далеки от того, чтобы зачислить поголовно весь род человеческий в предатели и мерзавцы, но масштабы бедствия таковы, что кричать “КАРАУЛ!” надо бы, да уже поздно! Человеческая безответственность по отношению к тем, кого мы приручили, вселяет ужас и отвращение.Какая распространенная ситуация - летом, на даче подобрали котеночка или щеночка, но лето кончилось, и с ним улетучилась трогательная привязанность вчерашних кормильцев к своему питомцу! Несчастное животное околевает от голода и холода перед наглухо закрытой дверью еще вчера гостеприимного дома, а умилявшиеся на зверюшку взрослые люди не помнят о том, кого приручили. Стоит ли удивляться, что их дети, невольные подельники ситуации, вылетев из родного гнезда, начисто забудут его адрес. И поделом!Преданное четверолапое существо будет стремиться вновь и вновь к человеку, раз за разом попадая ситуацию отверженного, если выживет, конечно, в ту первую зиму после предательстваИ только, если очень повезет, ему встретится среди череды нелюдей - настоящий Человек, который, простите вольную цитату, ” в ответе за тех, кого приручил”!Мы - люди, и уж если так суждено, что эта Планета со всеми на ней живущими - заложник наших деяний, не творите зла, ведь все - бумеранг, и вернется сторицей Чего искренне желаем всем и каждому: ваша доброта приумножится, но и жестокость обрушится на жестоких и - равнодушных.10) Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценки.В наше сложное время милосердие нужно многим из нас. К сожалению, в наши дни популярно мнение, что милосердие изгнано из наших сердец. Но, быть может, именно сейчас нам следует вернуться к этому чувству?11) Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Ты в ответе за тех, кого приручил»
15