Конспект урока по окружающему миру Про воду


Урок окружающего мира во 2 классе УМК «Школа России»
Тема: «…И про воду»
Цель: познакомить учащихся одним из главных богатств природы – водой, ее некоторыми свойствами; познакомить со значением воды в жизни человека; расширять знания о формах существования воды в природе.
Задачи: 1) познакомить учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос; формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширять кругозор детей;
2) развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сопоставление; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, восприятие; развивать эстетические представления и художественный вкус учащихся; 3) воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем; воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края; воспитывать усидчивость, аккуратность, любознательность.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 кл. А. А. Плешаков, 4 стакана с водой и 4 пустых, интерактивная доска, презентация.
Планируемые результаты:
Предметные: осознавать целостность окружающего мира, понимать значение воздуха и воды для растений, животных и человека; осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.); устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к природным богатствам, в частности, к воде.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков); учиться планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).Познавательные УУД: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Тип урока: предметный урок.
Структурный компонент урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Здравствуйте, юные любители природы! Сегодня мы узнаем много интересного и полезного. Дети приветствуют учителя Личностные УУД: осваивают роль ученика на основе соблюдения правил поведения на уроке.
Сообщение темы и целей урока Сегодня мы познакомимся с веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем.
Отгадаем загадку:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу,
Даже камень источу.
О чем мы будем говорить на уроке?
Прочитайте тему урока в учебнике стр52 (…И про воду)
Какие учебные задачи поставим перед собой!
Прочитаем задачи урока в учебнике стр.52
Вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпери:
«(…) у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».
Сегодня мы будем говорить про воду.
Что вы о ней знаете?
Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде?
Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды. Слушают учителя.
Это вода
О Воде
Ответы детей
Ответы учеников.
Дети читают задачи урока
Вода жидкая, не имеет вкуса, запаха, растворитель Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах.
Изучение нового материала
Практическая работа Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях
Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что нового вы узнали из него про воду:
Что такое вода — интересно ребятам,Это то, без чего нам, друзья, не прожить.Человечеству послана она во благо,И водой мы, конечно, должны дорожить.Что такое вода? Это реки и море,Это лед Антарктиды, это снег или град.Это синее озеро там, на просторе,И красивый и громкой речной водопад.И весенний ручей, и осенняя лужа,Что такое вода? — Я отвечу легко.Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,Что в судьбу человека вошло глубоко.
Что нового вы узнали о воде из стихотворения?
А сейчас я предлагаю вам быть исследователями. Разделимся на три группы. Каждая группа получит задание. Его надо вы полнить, провести опыт и сделать вывод.
Опыт 1. Учитель дает 2 стакана. Один пустой контрольный, второй с водой.
Что можно сделать с водой?
Почему?
Сделайте вывод. Что такое вода?
Опыт 2. Докажем, всегда ли вода жидкая?
Если мы воду поставим в морозилку. Что произойдет?
Расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома?
Какой сделаем вывод?
Опыт 3. Нагреем лед над спиртовкой.
Опыт проводит учитель. Подогревает с помощью спиртовки кусочек льда.
Куда исчезает вода?
Вода испаряется, превращается в водяной пар. Какой делаем вывод?
Давайте сделаем выводы. В каких состояниях бывает вода?
Вывод: Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном.
Ответим на вопросы:
Вода в жидком состоянии встречается…
Вода в природе в твердом состоянии – это…
Вода в природе в газообразном состоянии – это…
Ребята, давайте посмотрим на глобус.
Какого цвета на глобусе больше? Синий цвет – это вода. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Если мы посмотрим на материки, то и там уводим синие извилистые линии. Это многочисленные реки, озера, которые пронизывают материки.
Какая вода в морях и океанах?
Какая вода нужна человеку?
С помощью рисунков в учебнике на с. 52 расскажите, какую роль играет вода в жизни человека.
Ребята, могут ли животные и растения существовать без воды? А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.
Значит, вода – это…
Зачем мы должны мыться, закаляться?
Сделаем вывод: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.
Поэтому воду надо беречь и охранять. Отчего же?
Давайте подумаем, почему воду надо охранять и что произойдет, если вода загрязнится?
Рассмотрите фотографии на с. 53. Объясните, отчего загрязняется вода?
Как еще человек загрязняет воду?
Давайте подумаем, что вы, дети, можете сделать, чтобы вода была чистая, например, в нашем пруду и реке Арзинка?
Пресную воду надо использовать экономно. А что значит “экономно”?
Слушают стихотворение.
Вода содержится в сосульке, в тумане, в ледниках.
Делятся на группы.
Участники первой группы отвечают на вопросы учителя.
Вода-это жидкость, которую можно перелить в другой стакан
Ученик выполнял опыт дома: Я дома налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник. Вода превратилась в лед. (Показывает результат). Лед – это вода в твердом состоянии.
Дети рассматривают лед.
Она испаряется и превращается в пар
Вода – это газ, пар.
В жидком, твердом, газообразном

лужа, ручей, родник, дождь, океан, море, река.
Град, лёд, снег, иней.
Пар, туман, облако.
синий
Это вода.
Соленая.
Пресная
С помощью фотографий и рисунков учебника дети рассказывают о роли воды в жизни человека.
Нет, растениям и животным нужна вода. Растения без воды засыхают. Животным надо пить много воды.
Вода – это жизнь.
Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.
Ответы детей.
Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.
Бросает мусор, моет машины.
Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах и делают выводы:
Не бросать мусор в водоемы.
Очищать берега пруда и речки.
Не уничтожать растения и обитателей водоемов.
Сажать деревья около водоемов.
Ответы детей.
Вывод в учебнике ученики читают на с. 55 Познавательные УУД: постановка проблемы, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их; умение анализировать, классифицировать информацию.
Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию, из рассказа учителя.
Коммуникативные УУД: уметь работать с одноклассниками и учителем в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные УУД: уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устном высказывании.
Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные УУД: осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение).
Предметные УУД: осознавать целостность окружающего мира, понимать значение воздуха и воды для растений, животных и человека.
Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Личностные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к природным богатствам, в частности, к воде.
Физкультминутка Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно,
Клювиком почистил пух,
Поскорей за парту плюх. Дети выполняют движения под музыку Закрепление Прочитаем рассказ И.Смольянинова «Красота воды»
В чем выражается красота воды?
По своим наблюдениям придумайте рассказ о красоте воды. Дети обсуждают рассказ, высказывают свои мнения.
Составляют рассказ о воде по своим наблюдениям Коммуникативные: соблюдать правила общения и поведения в школе.
Подведение итога урока, рефлексия Вода – удивительное богатство природы, которое надо беречь и охранять.
Ребята, вы молодцы, хорошо поработали на уроке.
Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя? Ответы детей. Личностные: проверка своих знаний, полученных на уроке, самоанализ результатов своей деятельности.Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Домашнее задание, Запишите домашнее задание с.52-55
Учитель отмечает учеников . которые хорошо работали, выставляет отметки за работу на уроке. Записывают домашнее задание в дневники. Личностные: на основе оценки результатов своей деятельности учителем понимать причину своего успеха или неудачи.
Организационный момент Встаньте, ребята. Урок окончен.