«Методика подготовки и проведения изложений и сочинений всех типов и жанров»
Чабан Светлана Аминовна учитель русского языка и литературы,
высшей категории
«Методика подготовки и проведения изложений и сочинений всех типов и жанров»
«Жизнь людей не проста, если мы хотим изучать жизнь, - а язык есть кусочек жизни людей, - то это не может быть просто и схематично…»
Л.В.Щерба
В системе работы, признанной развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения школьников, большую роль играют изложения – традиционный, проверенный в практике обучения вид работы по развитию речи.
При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определенная работа, речь учащихся обогащается и другими языковыми средствами выражения мысли.
В школьной практике используются различные по цели и разнообразные по содержанию исходного текста изложения. По цели – это изложения контрольные и обучающие.
Перед обучающим изложением проводится подготовительная работа, имеющая целью вооружить учащихся новыми для них знаниями или поупражнять в умениях и навыках, необходимых для передачи содержания исходного текста.
Чтобы развить и закрепить их, следует систематически и целенаправленно при подготовке к изложению проводить различные упражнения обучающего характера. Перед проведением контрольных изложений подготовительная работа не предусматривается.
Методика подготовительной работы к изложению определяется главным образом видом изложения. Традиционно различают два вида: подробные и сжатые изложения. И те и другие могут осложняться заданиями творческого характера. Этот вид изложения прочно утвердился в практике преподавания и вызывает большой интерес у учащихся всех классов.
Работа на уроке написания изложений начинается с того, что необходимо:
осознать содержание исходного текста (запомнить основные факты, их последовательность);
уяснить основную мысль рассказа или отрывка, отделяя главное от второстепенного;
установить свое отношение к происходящим в рассказе событиям, к характеру и поведению действующих лиц.
Этим же целям служит слово учителя, в котором сообщается краткие сведения об авторе, основной мысли (идее) и особенностях текста.
Работа над незнакомым для учащихся текстом начинается с его чтения учителем. Впервые читая такой текст, учитель ставит своей задачей донести содержание рассказа или отрывка из большого произведения до сознания учащихся, возбудить у них интерес к тому событию или происшествию, о котором они будут затем писать. После чтения текста следует выяснить значение и написание непонятных слов и выражений.
Объяснив их, учитель начинает беседу по анализу содержания и логический последовательности частей текста.
Вопросы следует ставить так, чтобы учащиеся осознали причинно-следственные отношения и их временную последовательность.
Приведем пример работы над анализом текста Г.Скребицкого «Лесной голосок» ( 5 класс).
1.Беседа. Как можно озаглавить этот рассказ? Какова основная мысль текста и как она выражается лексическими и грамматическими средствами языка? Основная мысль отражена в названии текста, помогают ее раскрыть прилагательные-эпитеты: солнечный день, светлые зайчики, лесная загадка, звонкий голосок, глухие нехоженые тропы, тайны родной природы; сравнения: тени, как волны; светлые зайчики, как отражение солнца в воде; вопросительные и восклицательные предложения.Какая она из себя? Может, она совсем не такая? Вот так раз! Кукушка!
2.Словарно-стилистическая работа:
Замените слова: неподалеку(невдалеке, недалеко, близко); будто (как будто, словно).
Почему в рассказе используется глагол брожу?(Бродить – медленно идти, с трудом, едва передвигая ноги)
Беседа по содержанию исходного текста предваряет работу по составлению плана изложения, схемы пересказа или рабочих материалов и может явиться основой для их составления.
1.Например, к рассказу К.Д.Ушинского «Орел и кошка» (5 класс) краткие ответы на вопросы могут послужить основой для составления плана.
Вопросы по содержанию План.
1.Как можно назвать кошачью 1.Счастливая семейка.
семью?
2.Ожидала ли кошка опасность? 2.Неожиданная опасность.
3.Как защищала кошка своих 3.Битва насмерть.
котят?
4.Почему же победила кошка? 4.Сила материнской любви.
2.Составление плана с обозначением абзацных зачинов по рассказам Б.Житкова «Храбрый утенок».
1.Каждое утро – полная тарелка яиц.
2.Как только утята подбегали…
3.Вечером.
4.Однажды пришел Алеша…
5.«Я один прогоню стрекозу!»
6.На другое утро.
7.Только он сказал это…
8.С тех пор стрекоза не прилетела.
Существенную роль в организации работы по анализу содержания текста изложения может играть слово учителя, которое объясняет смысл предстоящей работы, стимулирует творческие поиски учащихся. Так, например слово учителя перед чтением текста «Трудная дорога» Н.Бромлея может иметь такой вариант.
Бывает так, что люди, особенно дети, совершают недостойные поступки только потому, что не привыкли задумываться над своим поведением, над отношением к окружающим.
Рассказ, который вы сейчас услышите, называется «Трудная дорога». Это не только дорога, размытая дождем, по которой трудно идти, по которой идет мальчишка – герой рассказа.
С целью предупреждения возможных орфографических, пунктуационных и речевых ошибок проводится подготовительная работа, включающая в себя предварительные упражнения. Желательно, чтобы эти упражнения включались в цикл уроков, предшествующих изложению.
Так при подготовке к изложению по сказке Б.Житкова «Храбрый утенок» (5 класс) были включены такие предварительные упражнения:
1.Объяснить правописание выделенных орфограмм: хозяйка, стрекоза.
Выносила, подбегали и т.д.
2.Разобрать по членам предложения, объяснить постановку знаков препинания:
Как только утята подбегали к тарелке, прилетела большая стрекоза и начинала кружить над ними.
В 7-м, а также в 8-9 классах включаются более сложные задания, требующие знания по нескольким разделам орфографии и пунктуации:
раскрыть скобки, объяснить постановку знаков препинания выделенных орфограмм;
объяснить правописание наречий и местоимений с частицами, союзов с частицами, существительных с предлогами.
В текстах изложений часто встречаются слова, написание которых затрудняет учащихся, в связи с этим на классной доске делается запись замена трудных для написания слов синонимами.
Большое значение в повышении грамотности учащихся имеет работа над ошибками, допущенными в изложениях. Эта работа должна проводиться систематически.
На специальном уроке работы над ошибками отрабатываются речевые и стилистические недочеты, ошибки в передаче содержания текста, нарушение логической связности текста.
Изложения дают учителю возможность решать не только образовательные, но и определенные воспитательные задачи эстетического и нравственного становления и развития личности школьника.
Анализ процесса работы над сочинениями, изучение методической литературы, а также учет типичных недочетов ученических сочинений показывают, что основными из этих умений являются следующие:
1.Умение вдумываться в тему, осмысливать ее границы, умение раскрыть тему сочинения.
Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы.
Например, если тема сочинения – Золотая осень», то нужно писать только о той осени, которую можно назвать «золотой», но нельзя писать вообще об осени. В данном случае важен отбор фактов, отвечающих теме высказывания.
2.Умение подчинять свое сочинение определенной основой мысли. Она может быть ясна формулировки темы. Например, тема «Унылая пора, очей очарованья» требует такого отбора материала, которые бы показали очарование унылой поры. Тема сочинения «Наступила осень» не показывает с какой точки зрения ученик должен написать об определенных изменениях природы. Дети так формулируют основную мысль данного сочинения: «Наступила моя любимая пора» (и тогда ученик показывает те признаки наступления осени, которые вызывают в нем эту оценку).
«Наступила неприятная мне осень, время, когда природа умирает» в данном случае требуется совсем другой отбор фактов и средств выражения.
3.Умение собрать материал для сочинения обеспечивает его содержательность. Когда основная мысль ясна, из формулировки темы ученик собирает такой фактический материал, который поможет ему раскрыть эту мысль.
Умение отбирать и собирать материал к сочинению, теснейшим образом связаны между собой. Так, проведя необходимые наблюдения в процессе подготовки к сочинению «Как строится дом», учащийся придет к выводу, что дома строятся быстро, с большой заботой о будущих жителях. И это станет основной мыслью данного сочинения. Так как источником для сочинений учащихся в школе является сама жизнь или ее отражение в книгах и живописи, нужно научить наблюдать, работать с книгой, смотреть картинку.
Воспитание этих умений и лежит в основе умений собирать материал для
сочинения.
4.Умение систематизировать материал. Это умение опирается на умение собирать, отбирать, сгруппировать и определить последовательность подачи материала в сочинении. Предположим, что ученик пишет сочинение на тему: «Наша школа». Он специально походил по этажам школы, заглянул в кабинеты, обратил внимание на то, что раньше не замечал, зафиксировал свои наблюдения и сделал вывод: школа имеет все необходимое, чтобы дети в ней учились; в школу чисто, уютно, красиво.
Теперь нужно систематизировать накопленный материал, т.е. составить план и систематизировать свои наблюдения. Он может перейти к описанию этажей и классов; может остановиться на описании отдельных кабинетов, уголков школы, ее достопримечательностей. Без такого продумывания, систематизации материала в этом сочинении неизбежны и пропуски существенного, и повторения.
5.Умение строить сочинение в определенной композиционной форме.
С этой целью проводятся уроки развития речи, где ученик овладевает понятиями об особенностях построения рассказа, описания, рассуждения.
6.Умение правильно и «хорошо» выражать свои мысли.
Большую роль в этом играет специальная подготовительная работа, которую проводит учитель. Существуют специальные упражнения, которые направлены на устранение речевых недочетов и обогащение речи учащихся. Так, зная, что детей может затруднить употребление некоторых слов (например, управление глаголов: удивляться чему?, но поражаться чему? чем?) в сочинении «Какой я видел(а) зиму вчера на прогулке», учитель должен предупредить речевые недочеты, провести специальные упражнения, направленные на обогащение словарного запаса учащихся. Такая языковая подготовка может быть проведена на уроках грамматики.
Во время изучения видов глагола, следует обратить особое внимание на случаи правильного и неправильного употребления в тексте видовременных категорий глагола.
7.Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать.
Это умение должно основываться на воспитании учащихся самокритичного отношения к результатам своей работы. Умение находить в своем сочинении отклонения от темы, отсутствия связи, непоследовательности в изложении мыслей – залог успеха в работе над сочинением.
В связи с этим проводится работа постепенно на всех этапах совершенствования написанного.
При подготовке первых сочинений дети находят вначале в чужих, а затем в своих работах отступления от темы, сужение или расширение границ темы.
Постепенно дети учатся контролировать свои сочинения с самых разных течек зрения, начиная с проверки того, насколько соответствует содержание сочинения его теме, и кончая анализом того, насколько удачно систематизирован в сочинении собранный материал, правильно ли выделены части, соответствует ли план теме. Учащиеся овладевают простейшими приемами исправления написанного. Одновременно организуется работа над речевыми недочетами и грамматическими ошибками.
Таким образом, система обучения сочинениям предусматривает последовательность, в которой предусмотрено развитие у учеников определенных умений связной речи.
Вычленение этих умений позволяет определить критерий, с помощью которого можно установить сложность сочинений и последовательность в работе над ними.