Урок литературы. Анализ рассказа А.П.Чехова Злоумышленник.
Тема урока: Анализ рассказа А.П.Чехова
«Злоумышленник».
Цели урока: Проанализировать рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник», учить читать вдумчиво, выразительно, читать по ролям; активизировать самостоятельную работу учащихся;
- развивать связную речь, мышление, расширять словарный запас, а также творческие способности учащихся;
- воспитывать гражданскую позицию, негативное отношение к воровству;
- уметь давать портретную характеристику литературному герою.
Оборудование: Портрет А.П.Чехова, рассказ «Злоумышленник», выставка книг, посвященная творчеству А.П.Чехова, выставка детских рисунков «В гостях у Антоши Чехонте», на доске – новые слова, вопросы, учебник «Литература 7 класс», Толковые словари, наглядные пособия: «Псевдонимы А.П.Чехова», «Характеристика литературного героя».
ХОД УРОКА.
1.Настрой учащихся на урок.
2.Слово учителя.
-Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество замечательного русского человека, врача, писателя – А.П.Чехова.
Нам предстоит проанализировать новый рассказ А.Ч.Чехова «Злоумышленник».
Проверка домашнего задания.
- Расскажите о выдающемся русском писателе А.П.Чехове.
-А.П.Чехов- русский писатель, почётный академик Петербургской Академии Наук(1900-1902).Родился в Таганроге в многодетной семье В большой семье Чехова было четверо братьев и сестра. Но главным в семье был отец
- Беседа по вопросам:
- Каким человеком был отец А.П.Чехова? (Суровым, религиозным)
- Где учился А.П.Чехов? (В гимназии, одновременно помогал отцу в торговле).
- Когда семья разорилась и была вынуждена уехать в Москву, Антон остался в Таганроге. Чем юноша зарабатывал на жизнь? (Уроками для богатых детей).
- Чем ещё занимался Антон в этот период жизни? (Сочиняет свои первые рассказы, создаёт рукописный журнал).
- В 1879 году, окончив гимназию в Таганроге, куда поступает А.П.Чехов? (На Медицинский факультет Московского университета).
Слово учителя.
- Он аккуратно посещал лекции, слушал профессоров, сдавал экзамены, между тем « Пока я учился,- вспоминал Чехов, я успел написать сотни рассказов под псевдонимом А. Чехонте, который, как видите, очень похож на мою фамилию».
- Ребята, вспомните, что такое псевдоним? ( Это подпись, которой автор заменяет свою настоящую фамилию).
- У А.П.Чехова в начале творческого пути было много псевдонимов. Вспомните, как ещё он подписывал свои рассказы (А.Ч., Человек без селезенки, Брат моего брата).
- А теперь посмотрите, как ещё подписывал свои ранние рассказы А.П.Чехов. ( Внимание ребят обращается на наглядное пособие «Псевдонимы А.П.Чехова).
- Ребята, какими же должны быть рассказы, подписанные такими псевдонимами? (Смешными, весёлыми, поучительными).
- Какие рассказы Антоши Чехонте вы прочитали ранее? ( «Лошадиная фамилия », «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», « Хамелеон», «Тоска», « Размазня», «Каштанка» и др.)
- К каким рассказам А.П.Чехова вы подготовили рисунки? ( Доска. Выставка рисунков « В гостях у Антоши Чехонте».
- Действительно, первые рассказы Антоши Чехонте смешные, забавные, остроумные. А самым точным будет только одно слово. Это рассказы какие? (Юмористические).
- Что же такое юмор? ( Вид комического; доброжелательный и весёлый смех. Способ раскрытия характера героя в смешном виде ).
Слово учителя.
- Развитым чувством юмора обладает далеко не каждый. Важно заметить смешное, ещё более сложная задача – передать своё настроение слушателям, вызвать у них смех. Чехов не сочиняет смешные истории, он рисует эпизоды жизни, которые может попасть любой человек. А вот из-за чего становятся комическими эти истории, нам и предстоит выяснить.
3.Объяснение нового материала.
- Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» одновременно весёлый и грустный.
Наша задача понять – почему?
- Над чем с грустью смеётся писатель? Что его огорчает?
(Записать в рабочие тетради тему сегодняшнего урок)
Словарная работа.
- Ребята, дома вы прочитали рассказ «Злоумышленник». Назовите слова из текста, лексическое значение которых вы не поняли.
- пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая);
- знамо – конечно, естественно;
- живец - маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы;
- выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли;
- учинить – сделать, совершить;
- недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг;
- умысел – заранее обдуманное намерение;
- «чаво» – простонародное – что;
- верста – 1,06км. старая русская мера длины.
Доска.
- Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов и найдите им современные соответствия:
- седьмого числа сего года (седьмого числа этого года)
- Иван Семёнов Акинфов (Иван Семёнович Акинфов)
- Уложение о наказаниях (Закон о наказаниях)
Слово учителя.
- Над чем вы смеялись в рассказе?
- Что смешно, а что грустно в рассказе?
- Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга.
- Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса Григорьева, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.
- Какое чувство у вас осталось по прочтении рассказа?
- Вспомните содержание произведения. ( Краткий рассказ сюжета)
- Виноват ли Денис в своём проступке?
- Дайте характеристику Дениса по плану. (Доска.)
Характеристика литературного героя.
а) Место, занимаемое героем в произведении.
б) Положение героя в обществе.
в) Портретная характеристика.
г) Речевая характеристика.
- При характеристике Дениса Григорьева обратим внимание на его портрет, который свидетельствует не столько о бедности , сколько о неопрятности героя.
- Найдите подтверждение вышесказанного в тексте. ( мужичонка в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза ,едва видны из-за густых, нависших бровейНа голове целая шапка давно нечесаных, путаных волосОн бос».)
Слово учителя.
- А.П.Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства!
- Ребята, а как вы понимаете значение слова «достоинство»?
- Найдите в толковых словарях значение этого слова. ( Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе; положительные качества).
- Таким образом, слово « достоинство» синонимично слову какому слову? (самоуважение).
- Уважает ли себя Денис Григорьев? ( Нет).
- Обратим внимание на речь Дениса Григорьева. Речь Дениса отличается тем, что слов он фактически не произносит, а когда начинает говорить, сам подчас не понимает смысла сказанного.
- Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
- Как ответил Денис Григорьев на вопрос следователя об отвинчивании им гайки? («Знамо, было»).
- Если Денис так ответил, то о каких чертах характера это говорит?
(Простодушный, глуповатый).
- Для чего ему нужна была гайка? (Для грузила).
- Как Денис объясняет, что гайка годится для грузила? (« свинец не найдёшь, купить надо, а гвоздик не годится»).
- Что пытается объяснить следователь Денису о его действиях и последствиях этих действий? ( Отвинчивание гаек ведёт к аварии).
- Следователь говорит Денису: « Ты людей убил бы!»
- Найдите отрывок , где Денис ответил ему на эту фразу.(«Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещёные или злодеи какие?...век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких не было»)
- Как вы думаете, почему Денис не понимает, что его действия преступны? («тёмный», необразованный).
- Скажите, ребята, а вы понимаете, к чему ведут такие действия?
Слово учителя.
-Сейчас ,когда в стране происходят массовые теракты, массовое хищение металла, этот юмористический рассказ обретает печальную окраску. Тысячи таких Денисов думают только о сиюминутной выгоде и не задумываются о последствиях. Отвинтил, отпилил, разобрал, а дальше хоть потоп!
Люди гибнут из-за настоящих злоумышленников и злоумышленников по глупости!
- Другой герой рассказа относится к «власть имущим», он представляет государство и закон.
- Даёт ли автор портрет следователя? ( Нет).
- Называет ли его имя? (Нет).
-Почему? (Он лишён в рассказе человеческих черт, является лишь олицетворением судебно- правовой системы).
- Как речь характеризует Дениса?
- А как следователя? (Говорит правильно, он образованный человек).
- Чем же отличается речь Дениса от речи следователя? (Следователь говорит грамотно, а Денис - простонародно).
- Подтвердите свои слова текстом.
Физкультминутка. Упражнения для глаз.
Слово учителя.
- Таким образом, перед нами в рассказе два русских человека, говорящих на разных языках и не понимающих друг друга.
Сценка.
(За автора читает Желтова Кристина; следователь – Бойнов Сергей; Денис Григорьев – Яремко Ярослав).
-Можно ли Дениса Григорьева назвать злоумышленником?
- Считает ли его злоумышленником следователь? (Да).
- А автор?
Почему рассказ так называется?
Учебник. Работа со статьёй (стр.309).
- Прочитаем отрывок « А.П.Чехов» из очерка М. Горького «Литература и жизнь».
- Что мы можем сказать об отношении Чехова к проблеме рассказа Злоумышленник» и его герою Денису Григорьеву?
- На чьей стороне автор (Текст).
- Почему А.П.Чехов говорит, что отпустил бы Дениса на месте судьи? (Наказание без осознания не имеет смысла!)
- Как вы думаете, чем опасно наказание человека, не понимающего, за что его наказывают?
- Какие чувства вызывает у Горького собеседник Чехова, молодой юрист? Как мы узнаем об этом?
- Что бы вы сделали на месте судьи?
- Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможным?
- По злому ли умыслу Денис отвинтил гайки ? (Нет, не осознавал последствий!)
- А вы всегда осознаёте последствия своих поступков?
- Таким образом, « ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ – ПОДУМАЙ, К ЧЕМУ ПРИВЕДЁТ ТВОЙ ПОСТУПОК!» (записать в тетрадь).
Учитель. Выставление оценок за урок.
- А теперь проведём викторину « Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова». (Определите, кому принадлежат данные фразы ? Из какого они рассказа ?)
4.Домашнее задание.
Стр.311,№6.Письменно объясните запись «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу».
приложение
Викторина «Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова».
Определите, кому принадлежит эта фраза? Из какого она рассказа?
1.«Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему это чинопочитание!»
2 «Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушениелюдей убил Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то тьфу! Гайка!»
3. «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? Кто кричал?»
4. «Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. – Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство!»
5. «Оба глаза наполнились слезамиНа длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!
- Я раз только брала, - сказала она дрожащим голосом. – Я у вашей супруги взяла три рубляБольше не брала»
6. «Вы меня извините, я человек, который работающийработа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем ,может, неделю не пошевельнуЭтого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпетьЕжели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете..»
1.Кому принадлежит фраза______________________
Рассказ «_____________________________________»
2.Кому принадлежит фраза______________________
Рассказ «______________________________________»
3.Кому принадлежит фраза_______________________
Рассказ «______________________________________»
4.Кому принадлежит фраза_______________________
Рассказ «______________________________________»
5.Кому принадлежит фраза_______________________
Рассказ «_______________________________________»
6.Кому принадлежит фраза________________________
Рассказ «________________________________________»