Реферат по русской музыке «Особенности камерного симфонизма в симфонических миниатюрах А.К. Лядова»


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» с. Шаран РБ
РЕФЕРАТ
по русской музыкальной литературе
на тему «Особенности камерного симфонизма в симфонических миниатюрах А.К. Лядова»
Лаптева Ирина Александровна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Шаран 2016 г.
Содержание
А. К. Лядов – выдающийся русский композитор и педагог второй половины XIX в.
Особенности камерного симфонизма в симфонических произведениях А.К. Лядова «Баба-Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора».
Симфоническая миниатюра «Баба Яга» (картинка к русским народным сказкам)
Симфоническая миниатюра «Волшебное озеро» (сказочная картинка)
Симфоническая миниатюра «Кикимора» (народное сказание)
Заключение
Список использованной литературы
А. К. Лядов – выдающийся русский композитор и педагог второй половины XIX в.

(слайд 2) Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) принадлежит к младшему поколению замечательной плеяды русских композиторов второй половины XIX в., ученик и единомышленник Римского-Корсакова. Он проявил себя как талантливый композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. В основе творчества Лядова лежат образы русского эпоса и песенного фольклора, сказочной фантастики, для него характерна проникнутая созерцательностью лирика, тонкое ощущение природы.
(слайд 3) Жизнь композитора связана с Петербургом. Свыше 35 лет Лядов работал в Петербургской консерватории и как педагог много сделал для образования и воспитания молодых русских музыкантов. В историю музыкального образования Лядов вошел как блестящий педагог-теоретик, разработавший собственную систему преподавания. Он воспитал ряд выдающихся музыкантов, таких как С. Прокофьев, Н. Мясковский, Гнесин, Б. Асафьев, Штейнберг и другие.
Выходец из семьи профессиональных музыкантов, он рос в музыкально-артистическом мире. Его отец – известный дирижер русской оперы, поэтому молодой композитор рано знакомится с оперными шедеврами Глинки, Даргомыжского, Мейербера, Верди, Вагнера.
Одаренность Лядова проявилась в поэзии, в живописи, но, в силу сложившихся обстоятельств, он не получил должного образования в детстве. Постоянная неустроенность быта формирует в нем негативные качества: несобранность, лень, отсутствие воли. В 1867 году поступает в Петербургскую консерваторию. С 1874 года занимается с Римским-Корсаковым. Не смотря на проблемы в обучении (был отчислен за неуспеваемость и непосещаемость), блестяще ее заканчивает в 1878 году.
(слайд 4) При содействии Римского-Корсакова входит в «Могучую кучку».
(слайд 5) Но влияние «кучкистов» не стало определяющим для творчества композитора. Он не разделял их взглядов на творчество Чайковского, так как его привлекала лирика композитора.
(слайд 6) В середине 80-х он входит в Беляевский кружок. Его музыкальные кумиры – Глинка, Римский-Корсаков, Шуберт, Шопен, Вагнер.
(слайд 7) Заслуга Лядова состоит в объединении традиций Московской и Петербургской школ, идей «Могучей кучки» и «Беляевского кружка». Это проявилось в опоре на русские национальные традиции и высокий профессиональный уровень.
(слайд 8) Наиболее ярко композиторское дарование проявилось в поздний период. Ценность его творчества в многообразных связях с народной песней и поэзией. Не будучи фольклористом, он был знатоком народного стиля. Народность определила содержание его творчества, основу которого составили такие жанры как былина, сказка, лирика.
В технике композиции важную роль играют полифонические средства, ритмическое многообразие, изящное голосоведение, оригинальная инструментовка.
(слайд 9) В отличие от великих предшественников, его творчество не обладало широтой идей, он не затрагивал социально-историческую тему, не решал глобальных проблем. Но умел дать меткую характеристику и мастерски владел изобразительными приемами. Музыка Лядова выражает естественные человеческие чувства: в основном – это нежная лирика. Он не создает крупных монументальных произведений, а тяготеет к миниатюре: к вокальной, симфонической, инструментальной, а также использует программность.
Особенности камерного симфонизма в симфонических произведениях
(слайд 10) В симфонических произведениях Лядова сложились принципы камерного симфонизма – одного из характерных явлений в симфонической музыке ХХ века. Инструментовка Лядова  характеризуется прозрачностью и тембровым контрастом, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров, как солирующих инструментов, так и целых оркестровых групп. Все это роднит его симфоническое творчество с творчеством Дебюсси и Равеля, испытавших, в свою очередь, сильное влияние самых ярких из представителей «Могучей кучки»: Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова.
Симфоническое творчество Лядова немногочисленно. Все произведения одночастные. Сам композитор называл их симфоническими картинами. Вершиной творческой деятельности стали четыре произведения: три программные сказочные картинки (Кикимора, Баба-Яга, Волшебное озеро) и сюита «Восемь русских народных песен для оркестра». Содержание произведений – сказка и фантастика. При этом Лядов в своих произведениях тяготеет к конкретно-сюжетному типу программности.
Образы русских народных сказок оживают в миниатюрах «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро». Две первых – сказочные портреты, третий – завораживающий симфонический пейзаж. Источником двух первых произведений послужили русские сказки из сборника Сахарова. «Волшебное озеро» не имеет литературного сюжета, это не сказка, а сказочное состояние, в котором может зародиться сказка.
Симфоническая миниатюра «Баба Яга» (картинка к русским народным сказкам)
(слайд 11) "Баба-Яга" – оркестровая миниатюра уникальная по мастерству и изобретательности.
Замысел музыкальной картинки, рисующей один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора, появился у Лядова впервые еще в 1881 году, когда он во время летних каникул, проводимых в деревне, собирал народные напевы, знакомился со сказками, бытовавшими в народе.
(слайд 12) Увлечение фольклором привело его к внимательному чтению изданных на тот момент сборников — «Народных сказок» А.Н. Афанасьева и «Сказаний русского народа» И.П. Сахарова. Тогда-то и сложился собирательный образ Бабы-Яги, запечатленный впоследствии в музыкальной картине.
От появления замысла до его воплощения прошло почти полтора десятилетия. Последняя точка в тщательно выписанной партитуре, помеченной опусом 56, была поставлена только в начале 1904 года.
Первое исполнение «Бабы-Яги» состоялось 18 марта 1904 года в концерте симфонического собрания под управлением Ф. Блуменфельда и прошло с огромным успехом. Как писал рецензент Русской музыкальной газеты, это сочинение стояло «вне конкурса».
«Баба-Яга» — первая из нескольких симфонических миниатюр Лядова, воплотивших один конкретный, чрезвычайно яркий образ. Сам композитор подчеркивал в подзаголовках картинную, изобразительную сторону своих произведений, в которых в определенной мере сказались не только традиции русской классики, но и влияние современного искусства, в частности работ художников «Мира искусства». Живописные параллели этим сочинениям Лядова можно найти в творчестве Билибина, декорациях Бенуа. Кажется верным и сопоставление их с искусством импрессионизма: в «картинках» Лядова нет действия, они посвящены одному моменту.
Удивительно яркая, красочная партитура открывается свистящим унисоном деревянных духовых и флажолетов струнных фортиссимо. Остается тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела. И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем (размер в три восьмых с паузой на каждой третьей доле), а затем равномерным, все больше набирающим силу.
Господствует угловатая, причудливая тема Бабы-Яги в гротескной окраске низкого тембра фагота, который далее сменяется сумрачным звучанием бас-кларнета с дающим новую окраску английским рожком. Вступают все новые инструменты. Взлеты пассажей струнных передают подхлестывание песта с помелом, слышится треск деревьев, хруст листьев. Ярко солирует ксилофон со своим характерным щелкающим тембром...
Развитие происходит волнами, проносящимися в стремительном темпе и воспринимающимися как единый поток. Снова вступает тема Бабы-Яги... Но вот рассеивается и затихает звучность: колдунья пронеслась и исчезла. Последние восходящие аккорды флейт на фоне шелестящего тремоло скрипок истаивают на пиано-пианиссимо в высочайшем регистре.
(просмотр видео)
Симфоническая миниатюра «Волшебное озеро»
(сказочная картинка)
(слайд 13) «Волшебное озеро» - сказочный пейзаж, развитие в котором направлено от почти неосязаемого состояния тишины природы к одухотворенному любованию.
Как и две другие сказочные картинки, «Волшебное озеро» было задумано Лядовым еще в 80-е годы, но осуществление этого замысла произошло в последнее десятилетие жизни композитора, отмеченное большим творческим подъемом. В отличие от «Бабы Яги» и «Кикиморы», «Волшебное озеро» не связано с какой-то определенной сказкой или рядом сказок.
(слайд 14) «Вот как оно было у меня с озером, — рассказывал композитор. — Знал я одно такое — ну, простое лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и кажущейся неподвижности! Начал я искать описания вот такого подходящего мне озера в русских народных сказках. Искал, искал, чтобы опереться. Но не любят русские сказки останавливать действие и ход сказа на описаниях явлений природы вот так, как нужно было мне для музыки: движения будто нет, а мысль — все время, и порой будто совсем уходит. Все останавливается, всякое шуршание. Нет, оказывается, что-то где-то копошится. Вдруг, скользнул ветер...»
Академик Б. Асафьев пишет, что речь шла об озере в окрестностях села Волыновки. Он же указывает на связь этого произведения с чтением финского эпоса «Калевала». В эскизах композитора рядом с нотными строками сохранился карандашный набросок озера с камышами и елями на берегу, возможно, воспроизводящий виденный когда-то пейзаж. Во всяком случае, вся программа этой симфонической миниатюры, представляющей собой поэтичный, полный какого-то зловещего сказочного очарования, как будто окутанный маревом пейзаж, выражена только в ее названии. Частично в музыке «Волшебного озера» использованы фрагменты незаконченной, сохранившейся лишь в эскизах оперы «Зорюшка», предназначавшиеся для сцены с русалками. Здесь они не рисуют конкретные образы, а лишь передают общее «состояние сказочности».
«Теперь все время думаю о самой поэтичной инструментовке», — писал композитор друзьям в 1908 году. Тогда и была закончена эта музыкальная картинка. В начале 1909 года «Волшебное озеро» прозвучало в одном из концертов симфонического собрания под управлением Н. Черепнина. Точная дата премьеры не установлена. Рецензия на концерт появилась 26 февраля 1909 года.
Лядов очень любил это свое сочинение. «Как оно картинно, чисто, со звездами, и таинственно в глубине. А главное — без людей, без их просьб и жалоб — одна мертвая природа, холодная, злая, но фантастичная, как в сказке». И еще одно высказывание, отнюдь не характерное для этого скромного и взыскательного музыканта: «Какое мое "Волшебное озеро" хорошее! Играю — и упиваюсь. В таком роде я еще не сочинял».
Лядов использует специфические выразительные средства. Первые такты — одинокий звук у струнных басов на фоне чуть слышного тремоло литавр. На него наслаивается квинта, создающая впечатление глубины. Подобно легкой ряби на неподвижной воде, начинается колышущееся движение засурдиненных скрипок. Далее возникают мельчайшие мелодические мотивы, арпеджио арфы, трели и флажолеты скрипок, хрустальные звуки временами вступающей челесты — тончайшие оркестровые краски в сочетании с пряной альтерированной гармонией. Так постепенно разворачивается тончайшая звукопись, создающая картину затерянного в лесной глуши озерного зеркала. Временами появляются более оформленные, индивидуализированные мелодические образования, но растворяются в общем колышущемся фоне. Развития как такового нет, как нет и четко выраженного тематизма. Все завершается, как и начиналось, глубоким пианиссимо струнных и тремоло литавр. Таким образом, композитор создает пейзаж в духе импрессионистов.
(просмотр видео)
Симфоническая миниатюра «Кикимора» (народное сказание)
(слайд 15) «Кикимора» - сказочное скерцо. В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить...» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова.
(слайд 16) В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
Произведение двухчастно и двухчастность заложена уже в программе. Первая часть имеет вступительный характер и является экспозицией различных персонажей: Кудесника, Кота-Баюна, Кикиморы, Хрустальной колыбельки. Вторая часть – динамичное скерцо, воссоздающее деяния выросшей Кикиморы.
Основу первой части составляют четыре темы:
1. (а) – тема Кудесника – низкий регистр струнных и деревянных духовых, диссонирующие гармонии, хроматические интонации;
2. (в) – тема Кота-Баюна – типичная русская колыбельная, небольшого диапазона с секундово-квартовыми интонациями, плагальными гармониями;
3. (с) – тема Кикиморы – хроматический, нисходящий мотив в объеме тритона, своеобразный ритмически;
4. (d) – тема Хрустальной колыбельки с тембром челесты, высоким регистром, прозрачной гармонией.
Схема раздела: A B C A B C A D
Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.
Вторая часть развивает тему С. Процесс подчинен единой динамической волне. Композитор использует яркие изобразительные приемы: скачки на широкие интервалы, форшлаги, неожиданные акценты, гармоническое своеобразие. Кульминация – яркий марш-гротеск.
Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
(просмотр видео)
Заключение
(слайд 17) Творчество А. К. Лядова - оригинальное явление русской музыкальной культуры.
Ценность творчества Лядова определяется в первую очередь его глубокой и многообразной связью с народной русской песней и поэзией. Народность творчества Лядова определяется содержанием его музыки: былинный эпос, сказочная фантастика, народно-песенный лиризм, элементы жанровой характеристичности и комизма.
Лядов всегда тяготел к малой форме. Его произведения – это миниатюры, лаконичные и отточенные по форме, шедевры своего рода.
Важнейшую роль играют приемы мелодико-ритмического развития, в том числе: полифонические средства, разнохарактерные мелодико-гармонические фигурации, сплетение различных мелодических рисунков, свободные метрические смены.
В симфоническом творчестве Лядова последнего десятилетия жизни нашло реальное выражение свойственное дарованию композитора тяготение к конкретно-сюжетному образному содержанию, связанному по преимуществу с фантастической тематикой. На предмете симфонизма Лядова можно сказать, что прогрессивная роль композитора заключается в «профессионализации» жанра, тесном сплетении в нем западноевропейских и русских традиций, преломлении современных творческих идей, но главной идеей является взгляд на миниатюру как на жанр, потенциально близкий жанрам народного искусства. В произведениях композитора нашли свое отражение яркая национальность, эпические традиции с лирикой, слияние народно-жанрового и индивидуального начал, при котором жанровый элемент преподноситься нам как выражение внутреннего мира художника.
Повествовательный, описательно-характеристический тип программного симфонизма, необычность и красота которого обязана живописным и звукописным изобразительным элементам техники композитора преемственно связывает Лядова прежде всего с Римским-Корсаковым. В то же время симфонические произведения последнего периода отмечены ярко индивидуальными чертами. Более того Лядов достигает в своих наиболее выдающихся произведениях максимально полного раскрытия своей творческой индивидуальности. Таковыми произведениями как раз являются симфонические картины «Баба-Яга», «Кикимора» и «Волшебное озеро».
Произведения последнего десятилетия творчества композитора перекликаются с программно-характеристическим и народно-жанровым симфонизмом Глинки и Даргомыжского, с симфоническими сказками и эпическими операми Римского - Корсакова. Новое в музыкальном творчестве Лядова проявилось в гротесковом воплощении "злой" сказочности ("Кикимора", "Баба-Яга"), а также в особой таинственности и недосказанности музыки ("Волшебное озеро").
Таким образом, опираясь на классические образцы русского жанрового симфонизма, А.К. Лядов сумел создать вполне самостоятельную линию в русском симфонизме.
Список использованной литературы:
«История русской музыки». Том III. Под редакцией Н. Туманиной. М., 1960 г.
Русская музыка середины XIX века, «РОСМЕН» 2003 г.
Ан. К. Лядов. I. Жизнь. II. Портрет. III. Творчество. IV. Из писем. Коллективная монография. СПб., 1916
Асафьев Б.В. Избранные труды Т.2. - М., 1954.
Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия - М.-Л., 1968.
Михайлов М. А.К. Лядов. Очерк жизни и творчества. Л., 1985
«Непознанный А. К. Лядов», ред.-сост. Т. А. Зайцева. - М., 2009.
Михайлов М.К. Анатолий Константинович Лядов. Очерк жизни и творчества, Л., 1985.
Тарасов Л.М. Музыка в семье муз. Очерки. - Л., 1985.